|законности и эффективности использования государственных бюджетных и |
|внебюджетных финансовых средств и государственной собственности. |
|В соответствии с этим основными его задачами являются: |
|организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных|
|и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных |
|внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; |
|определение эффективности и целесообразности расходования государственных |
|средств и использования федеральной собственности; |
|оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и |
|бюджетов федеральных внебюджетных фондов; |
|финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных |
|правовых актов федеральных органов государственной власти, |
|предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального |
|бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и |
|бюджетов федеральных внебюджетных фондов; |
|анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального |
|бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка |
|предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование |
|бюджетного процесса в целом; |
|контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального |
|бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, |
|уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской |
|Федерации; |
|обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета |
|налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование |
|доходной части государственного бюджета; |
|оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию |
|средств государственного бюджета и внебюджетных средств; |
|контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; |
|улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; |
|выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и |
|снижения расходной части бюджета; |
|контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений; |
|проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и |
|других кредитных учреждениях; |
|контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов |
|финансовой поддержки регионов; |
|пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных |
|льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным |
|категориям плательщиков или регионам; |
|выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных |
|отношений; |
|проведение профилактической информационной работы с целью повышения |
|бюджетной дисциплины. |
|Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный |
|сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на |
|частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, |
|главным образом, путем проверки правильности составления налоговых |
|расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых |
|из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям |
|различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также |
|налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не|
|только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс |
|финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и |
|определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего |
|элемента государственного контроля и управления. |
|Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, |
|возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и |
|физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации |
|бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в |
|территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного |
|использования с целью выполнения государством своих функций. |
|Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов: |
|1) субъект контроля (кто контролирует); |
|2) объект контроля (кого контролируют); |
|3) предмет контроля (что контролируют); |
|4) принципы контроля; |
|5) метод (методика) контроля; |
|6) техника и технология контроля; |
|7) принятие решения по результатам контроля; |
|8) оценка эффективности контроля. |
|Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм|
|финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными |
|юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое |
|(бюджетное) право. |
|Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов |
|за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без |
|административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей |
|бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких |
|результатов в выполнении поставленных перед контролем задач. |
|Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его |
|основные функции. |
|Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из|
|социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе |
|содержательного значения функций контроля. |
|В первой части это касается социального управления, политического |
|руководства, правового регулирования. |
|Эти функции финансового контроля как части общегосударственного контроля |
|рассмотрены достаточно полно в предыдущей статье. |
|Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в |
|его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие |
|социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые |
|средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление |
|отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта |
|контроля, превенция и правоохрана. |
|Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это - |
|установление отклонений в исполнении законов в части использования средств|
|государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и |
|использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой |
|деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций. |
|Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, |
|определивших то или иное отклонение, установление персоналий, |
|ответственных за отклонение. |
|Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению |
|выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а |
|также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и |
|организаций. |
|Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления |
|эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа |
|для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и |
|условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью |
|недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе. |
| |
|При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в |
|определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции|
|достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при |
|выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов,|
|принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по|
|устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении |
|контрольными органами конкретных профилактических мер. |
|Особое место в системе мер профилактики занимают правовые акты контрольных|
|органов. Сам факт вынесения обоснованного и законного постановления по |
|делу имеет важное превентивное значение, причем не только для лица, |
|признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в |
|процесс контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов |
|профилактического характера, выносимых субъектами контроля. |
|Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет |
|конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, |
|выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий,|
|которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных |
|мероприятий организационного и воспитательного характера, дача |
|рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию |
|соответствующих мер. |
|Стало быть, профилактика является наиболее перспективным видом контрольной|
|деятельности, основное назначение которой предупредить возможные |
|правонарушения, определить меры по устранению условий, способствующих |
|совершению правонарушений, а в случае обнаружения неправомерного поведения|
|привести в действие соответствующие правоохранительные средства. |
|Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является|
|в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. |
|Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение |
|неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11