Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

|законности и эффективности использования государственных бюджетных и |

|внебюджетных финансовых средств и государственной собственности. |

|В соответствии с этим основными его задачами являются: |

|организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных|

|и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных |

|внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; |

|определение эффективности и целесообразности расходования государственных |

|средств и использования федеральной собственности; |

|оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и |

|бюджетов федеральных внебюджетных фондов; |

|финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных |

|правовых актов федеральных органов государственной власти, |

|предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального |

|бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и |

|бюджетов федеральных внебюджетных фондов; |

|анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального |

|бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка |

|предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование |

|бюджетного процесса в целом; |

|контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального |

|бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, |

|уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской |

|Федерации; |

|обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета |

|налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование |

|доходной части государственного бюджета; |

|оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию |

|средств государственного бюджета и внебюджетных средств; |

|контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; |

|улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; |

|выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и |

|снижения расходной части бюджета; |

|контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений; |

|проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и |

|других кредитных учреждениях; |

|контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов |

|финансовой поддержки регионов; |

|пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных |

|льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным |

|категориям плательщиков или регионам; |

|выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных |

|отношений; |

|проведение профилактической информационной работы с целью повышения |

|бюджетной дисциплины. |

|Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный |

|сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на |

|частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, |

|главным образом, путем проверки правильности составления налоговых |

|расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых |

|из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям |

|различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также |

|налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не|

|только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс |

|финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и |

|определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего |

|элемента государственного контроля и управления. |

|Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, |

|возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и |

|физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации |

|бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в |

|территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного |

|использования с целью выполнения государством своих функций. |

|Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов: |

|1) субъект контроля (кто контролирует); |

|2) объект контроля (кого контролируют); |

|3) предмет контроля (что контролируют); |

|4) принципы контроля; |

|5) метод (методика) контроля; |

|6) техника и технология контроля; |

|7) принятие решения по результатам контроля; |

|8) оценка эффективности контроля. |

|Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм|

|финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными |

|юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое |

|(бюджетное) право. |

|Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов |

|за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без |

|административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей |

|бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких |

|результатов в выполнении поставленных перед контролем задач. |

|Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его |

|основные функции. |

|Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из|

|социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе |

|содержательного значения функций контроля. |

|В первой части это касается социального управления, политического |

|руководства, правового регулирования. |

|Эти функции финансового контроля как части общегосударственного контроля |

|рассмотрены достаточно полно в предыдущей статье. |

|Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в |

|его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие |

|социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые |

|средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление |

|отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта |

|контроля, превенция и правоохрана. |

|Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это - |

|установление отклонений в исполнении законов в части использования средств|

|государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и |

|использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой |

|деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций. |

|Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, |

|определивших то или иное отклонение, установление персоналий, |

|ответственных за отклонение. |

|Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению |

|выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а |

|также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и |

|организаций. |

|Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления |

|эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа |

|для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и |

|условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью |

|недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе. |

| |

|При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в |

|определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции|

|достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при |

|выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов,|

|принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по|

|устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении |

|контрольными органами конкретных профилактических мер. |

|Особое место в системе мер профилактики занимают правовые акты контрольных|

|органов. Сам факт вынесения обоснованного и законного постановления по |

|делу имеет важное превентивное значение, причем не только для лица, |

|признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в |

|процесс контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов |

|профилактического характера, выносимых субъектами контроля. |

|Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет |

|конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, |

|выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий,|

|которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных |

|мероприятий организационного и воспитательного характера, дача |

|рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию |

|соответствующих мер. |

|Стало быть, профилактика является наиболее перспективным видом контрольной|

|деятельности, основное назначение которой предупредить возможные |

|правонарушения, определить меры по устранению условий, способствующих |

|совершению правонарушений, а в случае обнаружения неправомерного поведения|

|привести в действие соответствующие правоохранительные средства. |

|Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является|

|в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. |

|Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение |

|неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты