Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

россияне питают надежду, что вступление России в XXI век будет

сопровождается развитием экономических отношений на ее территории, т.е.

развитием производства, увеличением количества инвестиций, снижением темпов

инфляции, что в конечном итоге приведет к оздоровлению экономики и

гос. финансов, а это в конечном счете подразумевает выход из экономического

и политического кризисов. И наконец-то по уровню жизни Россия сравняется с

ведущими странами мира. Но достижение такого уровня развития, а также

финансовой стабилизации немыслимо без хорошо и надежно функционирующего

института гос. финансового контроля, который является составной частью

государственного контроля.

Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации

и деятельности органов госконтроля, так как контрольная деятельность в

России пока малоэффективна. Поэтому существующие пробелы функционирования

элементов системы фин. контроля следует преодолеть, по нашему мнению, путем

установления на федеральном уровне общих основ организации

гос. фин. контроля с учетом особенностей регионов. В Указе Президента РФ "О

мерах по обеспечению гос. фин. контроля" от 25.07.96 г. для всех органов

гос. фин. контроля в качестве форм контроля предписаны комплексные ревизии

и тематические проверки, в Федеральном законе "О Счетной палате" от

11.01.95 г. в статье 15 предусмотрены просто ревизии и проверки, а в

Налоговом кодексе закреплены камеральные и выездные налоговые проверки.

Наряду с данными формами контроля в доктрине финансового права существуют и

другие гос. финансового контроля. Из этого следует, что пришло время

узаконить не только ревизию, но и все формы осуществления финансового

контроля: для органов казначейства и КРУ Минфина РФ, а так же контрольно-

ревизионных органов исполнительной власти - ревизию; для государственных

органов налоговой, таможенной служб, служб по валютному и экспортному

контролю - счетную проверку; для института счетных палат - счетно-

аналитическую проверку; для аудиторских фирм - аудиторскую проверку.

Государственный финансовый контроль в России сегодня может осуществлять и

осуществляет относительно большое количество органов государственной

власти, Президент, Счетная палата, КРУ Минфина РФ, Министерство РФ по

налоговым сборам и т. д. Основной их задачей на современном этапе является

повышение эффективности их деятельности в области государственного

финансового контроля. Так же необходимо избежать ненужного дублирования

финансово-контрольной деятельности одних органов другими. Необходимо и

создание общей информационной базы, на которой будет основываться

финансовый контроль всеми контролирующими органами и будет являться

основанием для координации их деятельности.

Человеческое общество в своем развитии создало глобальные финансовые планы

- бюджет, который является основным финансовым планом любого государства, в

том числе и России. Бюджетная система является центральным звеном

финансовой системы РФ, а бюджетная система - основным институтом

финансового права. В бюджете мобилизуется огромное количество денежных

средств, которые потом расходуются исходя из цели задач, стоящих перед

государством.

Согласно статьи 2 Федерального закона "О счетной палате" счетная палата -

постоянно действующий орган финансового контроля, создаваемый федеральным

собранием и подотчетный ему. Институт Счетных палат в силу своего статуса

может реализовать критерий законности с наибольшей эффективностью.

Важнейшими подлежащими финансово-экономическому контролю со стороны счетных

палат являются:

1. Бюджетный процесс, а точнее финансово- экономическая экспертиза проекта

бюджета и его исполнения.

2. Эффективность и рациональность использования государственных средств

конечными пользователями: казенными, унитарными предприятиями и бюджетными

организациями.

Ввиду того, что финансово-экономическая экспертиза проекта бюджета

проводится 1 раз в год, причем в сжатые сроки, а экспертиза его исполнения

- в лучшем случае 1 раз в квартал, основное рабочее время Счетная палата

посвящает финансово-экономическому контролю использования гос. финансов

конечными пользователями. При всем плачевном состоянии финансовой науки в

России методология бюджетного анализа все же развивается. Но совсем иначе

обстоит дело с разработкой методологии осуществления второго аспекта

контрольной деятельности Счетных палат. Сегодня нет научного обоснования

даже основной формы контроля использования государственных финансов

конечными потребителями.

Таким образом, совершенствование государственного финансового контроля в

России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные

финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от

отправителя к адресату, не боясь того, что денежные средства по дороге в

очередной раз "бесследно исчезнут", и будет уверенность, что данные

денежные средства будут использованы по целевому назначению.

Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению

законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и

раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий,

способствующих такого рода действию.

|Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля |

|Государственный финансовый контроль (далее - финансовый контроль) является|

|функцией управления производительными силами и производственными |

|отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со |

|сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, |

|представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и |

|количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль |

|включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой |

|определенную систему знаний - теорию. |

|Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового |

|контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления |

|контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной |

|потребности. Факты становятся составной частью научных и практических |

|знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном |

|виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы|

|и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат|

|базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории. |

| |

|В основе функции финансового контроля находится процесс изучения |

|определенного объекта (предмета или явления) с целью установления |

|закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах |

|рационального использования в практической деятельности людей. Поэтому |

|возникает необходимость развития финансового контроля, как и системы |

|научных знаний. |

|Наука - это динамическая система знаний, раскрывающая новые явления в |

|обществе и природе с целью применения их в практической деятельности |

|людей. Экономическая наука развивается вместе с развитием производительных|

|сил и производственных отношений в конкретных общественно-экономических |

|формациях. Развитие каждой науки основано на ее собственных законах и |

|исторических условиях, присущих данной формации. Вместе с тем в каждой |

|формации действуют общие экономические законы, влияющие на развитие науки.|

| |

|Исходя из этой концепции науки, финансовый контроль представляет собой |

|динамическую систему экономических знаний, направленных на устранение |

|негативных явлений в развитии производительных сил и производственных |

|отношений с целью их регулирования в расширенном воспроизводстве. |

|Финансовый контроль, подобно любой экономической науке, изучает проблемы |

|расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не|

|может ограничиваться лишь качественными определениями экономических |

|законов и категорий, он изучает и их количественные соотношения. Развитие |

|производительных сил и производственных отношений в обществе обусловило |

|появление новых функциональных экономик: научная организация и экономика |

|труда; эффективность капитальных вложений и новой техники; |

|ценообразование; финансы, денежное обращение и кредитование; бухгалтерский|

|учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности; математические методы |

|и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, |

|планировании и управлении экономикой и ее отраслями. Финансовый контроль |

|находится в тесной взаимосвязи с планированием, управлением и анализом |

|хозяйственной деятельности. Эта связь проявляется в том, что эти |

|функциональные экономические науки исследуют один и тот же объект, но с |

|различной целевой функцией. |

|Таким образом, финансовый контроль в своем развитии интегрируется с |

|другими функциональными экономическими науками. |

|В процессе взаимодействия наук достижения одних наук изучаются методом и |

|средствами других. Потоки информации ряда наук перерабатываются одной |

|наукой. Например, информация о развитии экономики обобщается статистикой, |

|хотя эти информационные потоки образовались в процессе взаимодействия и |

|влияния на хозяйственные процессы планирования, бухгалтерского учета, |

|контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансирования и других |

|экономических наук. Правдивость этой информации, ее объективность и |

|достоверность устанавливаются финансовым контролем. |

|Таким образом, финансовый контроль, используя экономическую теорию, |

|выполняет жизненно важную роль в обеспечении практическими рекомендациями |

|систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя |

|диспропорции и негативные явления в обществе, он способствует их |

|устранению и предупреждению повторения, рациональной организации |

|производственных отношений и оптимальному использованию производительных |

|сил. |

|Финансовый контроль выполняет конкретные функции экономической науки: |

|познавательную - выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие |

|производительных сил и производственных отношений, с целью их |

|регулирования; практическую - обеспечивает управление экономикой |

|конкретными методами в части рационального расходования материальных, |

|трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты