россияне питают надежду, что вступление России в XXI век будет
сопровождается развитием экономических отношений на ее территории, т.е.
развитием производства, увеличением количества инвестиций, снижением темпов
инфляции, что в конечном итоге приведет к оздоровлению экономики и
гос. финансов, а это в конечном счете подразумевает выход из экономического
и политического кризисов. И наконец-то по уровню жизни Россия сравняется с
ведущими странами мира. Но достижение такого уровня развития, а также
финансовой стабилизации немыслимо без хорошо и надежно функционирующего
института гос. финансового контроля, который является составной частью
государственного контроля.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации
и деятельности органов госконтроля, так как контрольная деятельность в
России пока малоэффективна. Поэтому существующие пробелы функционирования
элементов системы фин. контроля следует преодолеть, по нашему мнению, путем
установления на федеральном уровне общих основ организации
гос. фин. контроля с учетом особенностей регионов. В Указе Президента РФ "О
мерах по обеспечению гос. фин. контроля" от 25.07.96 г. для всех органов
гос. фин. контроля в качестве форм контроля предписаны комплексные ревизии
и тематические проверки, в Федеральном законе "О Счетной палате" от
11.01.95 г. в статье 15 предусмотрены просто ревизии и проверки, а в
Налоговом кодексе закреплены камеральные и выездные налоговые проверки.
Наряду с данными формами контроля в доктрине финансового права существуют и
другие гос. финансового контроля. Из этого следует, что пришло время
узаконить не только ревизию, но и все формы осуществления финансового
контроля: для органов казначейства и КРУ Минфина РФ, а так же контрольно-
ревизионных органов исполнительной власти - ревизию; для государственных
органов налоговой, таможенной служб, служб по валютному и экспортному
контролю - счетную проверку; для института счетных палат - счетно-
аналитическую проверку; для аудиторских фирм - аудиторскую проверку.
Государственный финансовый контроль в России сегодня может осуществлять и
осуществляет относительно большое количество органов государственной
власти, Президент, Счетная палата, КРУ Минфина РФ, Министерство РФ по
налоговым сборам и т. д. Основной их задачей на современном этапе является
повышение эффективности их деятельности в области государственного
финансового контроля. Так же необходимо избежать ненужного дублирования
финансово-контрольной деятельности одних органов другими. Необходимо и
создание общей информационной базы, на которой будет основываться
финансовый контроль всеми контролирующими органами и будет являться
основанием для координации их деятельности.
Человеческое общество в своем развитии создало глобальные финансовые планы
- бюджет, который является основным финансовым планом любого государства, в
том числе и России. Бюджетная система является центральным звеном
финансовой системы РФ, а бюджетная система - основным институтом
финансового права. В бюджете мобилизуется огромное количество денежных
средств, которые потом расходуются исходя из цели задач, стоящих перед
государством.
Согласно статьи 2 Федерального закона "О счетной палате" счетная палата -
постоянно действующий орган финансового контроля, создаваемый федеральным
собранием и подотчетный ему. Институт Счетных палат в силу своего статуса
может реализовать критерий законности с наибольшей эффективностью.
Важнейшими подлежащими финансово-экономическому контролю со стороны счетных
палат являются:
1. Бюджетный процесс, а точнее финансово- экономическая экспертиза проекта
бюджета и его исполнения.
2. Эффективность и рациональность использования государственных средств
конечными пользователями: казенными, унитарными предприятиями и бюджетными
организациями.
Ввиду того, что финансово-экономическая экспертиза проекта бюджета
проводится 1 раз в год, причем в сжатые сроки, а экспертиза его исполнения
- в лучшем случае 1 раз в квартал, основное рабочее время Счетная палата
посвящает финансово-экономическому контролю использования гос. финансов
конечными пользователями. При всем плачевном состоянии финансовой науки в
России методология бюджетного анализа все же развивается. Но совсем иначе
обстоит дело с разработкой методологии осуществления второго аспекта
контрольной деятельности Счетных палат. Сегодня нет научного обоснования
даже основной формы контроля использования государственных финансов
конечными потребителями.
Таким образом, совершенствование государственного финансового контроля в
России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные
финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от
отправителя к адресату, не боясь того, что денежные средства по дороге в
очередной раз "бесследно исчезнут", и будет уверенность, что данные
денежные средства будут использованы по целевому назначению.
Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению
законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и
раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий,
способствующих такого рода действию.
|Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля |
|Государственный финансовый контроль (далее - финансовый контроль) является|
|функцией управления производительными силами и производственными |
|отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со |
|сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, |
|представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и |
|количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль |
|включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой |
|определенную систему знаний - теорию. |
|Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового |
|контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления |
|контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной |
|потребности. Факты становятся составной частью научных и практических |
|знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном |
|виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы|
|и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат|
|базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории. |
| |
|В основе функции финансового контроля находится процесс изучения |
|определенного объекта (предмета или явления) с целью установления |
|закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах |
|рационального использования в практической деятельности людей. Поэтому |
|возникает необходимость развития финансового контроля, как и системы |
|научных знаний. |
|Наука - это динамическая система знаний, раскрывающая новые явления в |
|обществе и природе с целью применения их в практической деятельности |
|людей. Экономическая наука развивается вместе с развитием производительных|
|сил и производственных отношений в конкретных общественно-экономических |
|формациях. Развитие каждой науки основано на ее собственных законах и |
|исторических условиях, присущих данной формации. Вместе с тем в каждой |
|формации действуют общие экономические законы, влияющие на развитие науки.|
| |
|Исходя из этой концепции науки, финансовый контроль представляет собой |
|динамическую систему экономических знаний, направленных на устранение |
|негативных явлений в развитии производительных сил и производственных |
|отношений с целью их регулирования в расширенном воспроизводстве. |
|Финансовый контроль, подобно любой экономической науке, изучает проблемы |
|расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не|
|может ограничиваться лишь качественными определениями экономических |
|законов и категорий, он изучает и их количественные соотношения. Развитие |
|производительных сил и производственных отношений в обществе обусловило |
|появление новых функциональных экономик: научная организация и экономика |
|труда; эффективность капитальных вложений и новой техники; |
|ценообразование; финансы, денежное обращение и кредитование; бухгалтерский|
|учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности; математические методы |
|и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, |
|планировании и управлении экономикой и ее отраслями. Финансовый контроль |
|находится в тесной взаимосвязи с планированием, управлением и анализом |
|хозяйственной деятельности. Эта связь проявляется в том, что эти |
|функциональные экономические науки исследуют один и тот же объект, но с |
|различной целевой функцией. |
|Таким образом, финансовый контроль в своем развитии интегрируется с |
|другими функциональными экономическими науками. |
|В процессе взаимодействия наук достижения одних наук изучаются методом и |
|средствами других. Потоки информации ряда наук перерабатываются одной |
|наукой. Например, информация о развитии экономики обобщается статистикой, |
|хотя эти информационные потоки образовались в процессе взаимодействия и |
|влияния на хозяйственные процессы планирования, бухгалтерского учета, |
|контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансирования и других |
|экономических наук. Правдивость этой информации, ее объективность и |
|достоверность устанавливаются финансовым контролем. |
|Таким образом, финансовый контроль, используя экономическую теорию, |
|выполняет жизненно важную роль в обеспечении практическими рекомендациями |
|систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя |
|диспропорции и негативные явления в обществе, он способствует их |
|устранению и предупреждению повторения, рациональной организации |
|производственных отношений и оптимальному использованию производительных |
|сил. |
|Финансовый контроль выполняет конкретные функции экономической науки: |
|познавательную - выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие |
|производительных сил и производственных отношений, с целью их |
|регулирования; практическую - обеспечивает управление экономикой |
|конкретными методами в части рационального расходования материальных, |
|трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11