Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление органам

государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий,

учреждений и организаций. Это предоставление должно быть рассмотрено в

указанный в нём срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня

получения предписания.

Счётная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий,

учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях

выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной

деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и

требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного

или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения

представлений Счётной палаты, создания препятствий для проведения её

контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний

коллегия Счётной палаты может по согласованию с Государственной Думой

принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платёжных и

расчётных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и

организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счётной палаты при проведении проверок и ревизий наделены

необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы,

предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и

служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов,

хищений, злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах

акт изъятия или опись изъятых документов.

Счётная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей

деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также

представительные органы государственной власти субъектов Российской

Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с

федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении

последних правовой основой их контрольной деятельности являются:

законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с

Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном

самоуправлении). А также нормативные акты представительных органов,

местного самоуправления – уставы муниципальных образований, положения и др.

Представительные органы местного самоуправления также образуют на своём

уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ

создан специальный контрольный орган – Главное контрольное управление

Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления

Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии – контрольного

управления Президента РФ).

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с

другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ,

соответствующими комитетами и комиссиями при нём, аппаратами Правительства

РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с

различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими

федеральными органами исполнительной власти.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями)

полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или

несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств

федерального бюджета в соответствующем регионе.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции -

Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов

Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов

государственного управления, в том числе финансовых, а также

непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основе Конституции РФ

(ст. 114) и Федерального конституционного закона «О Правительстве

Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального

бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики,

осуществляет валютный контроль.

Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью

органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесённым к

ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов. В

случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ

федеральному законодательству и международным обязательствам РФ,

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановления

действия этих актов.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и

систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными

органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К

ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему

структурными подразделениями и органами, а также Министерство РФ по налогам

и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по

валютному и экспортному контролю.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рамках его компетенции

государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль

за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных

внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с

государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и

сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных

камней РФ; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ.

Следует обратить внимание на то, что закреплённые ныне контрольные

полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные

внебюджетные фонды только федерального уровня.

Подобно Минфину России в Российской Федерации функции контроля

осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в отношении

соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые органы в

системе местного самоуправления – относительно местных бюджетов и

внебюджетных фондов.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств,

других органов исполнительной власти, государственного управления за

деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно – ревизионные

подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств,

подчинённые непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно –

ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ,

финансовых органов субъектов Федерации.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за

выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и

финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности,

правильностью постановки бухгалтерского учёта, состоянием контрольно –

ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности,

расточительства и всякого рода излишеств.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами

местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем,

основанным на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в

том числе – право на участие в управлении делами государства (ст. 32),

обязанности органов государственной власти и органов местного

самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и

материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).

Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые

коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и

другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать

общественность к выполнению своих контрольных функций.

Аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный

контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской

деятельности – аудиторской деятельности.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашёл

отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко

распространена.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом

Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22

декабря 1993 г. И утверждёнными этим Указом Временными правилами

аудиторской деятельности в Российской Федерации.

3. Методы финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми

понимают, приёмы или способы, средства его осуществления. Применение

конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и

особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта

и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и

полное обследование финансово – хозяйственной деятельности предприятий,

организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и

целесообразности.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные

(сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут

быть плановыми (предусмотренные в плане работы соответствующего органа) и

внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и

заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными

(проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в

особенности первичные денежные документы, а не только отчёты, сметы и т. п.

Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличие

денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей

деятельности предприятия, организаций, учреждения за определённый период.

При выборочной ревизии контроль направлен на какие – либо отдельные стороны

финансово – хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных

расходов, работы по приёму налоговых и страховых взносов). Срок проведения

ревизии – не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое

значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем

проверяемой организации и её главным бухгалтером. Свои возражения и

замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны

приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизий нарушений

и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе

ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии

передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации

обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания

ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.

4. Дополнительный материал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты