бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление органам
государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий,
учреждений и организаций. Это предоставление должно быть рассмотрено в
указанный в нём срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня
получения предписания.
Счётная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий,
учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях
выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной
деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и
требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного
или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения
представлений Счётной палаты, создания препятствий для проведения её
контрольных мероприятий.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний
коллегия Счётной палаты может по согласованию с Государственной Думой
принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платёжных и
расчётных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и
организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Инспекторы Счётной палаты при проведении проверок и ревизий наделены
необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы,
предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и
служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов,
хищений, злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах
акт изъятия или опись изъятых документов.
Счётная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей
деятельности средствам массовой информации.
Контрольные функции в области финансов осуществляют также
представительные органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с
федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении
последних правовой основой их контрольной деятельности являются:
законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с
Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном
самоуправлении). А также нормативные акты представительных органов,
местного самоуправления – уставы муниципальных образований, положения и др.
Представительные органы местного самоуправления также образуют на своём
уровне контрольные органы.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ
создан специальный контрольный орган – Главное контрольное управление
Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления
Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии – контрольного
управления Президента РФ).
При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с
другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ,
соответствующими комитетами и комиссиями при нём, аппаратами Правительства
РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с
различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими
федеральными органами исполнительной власти.
Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями)
полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или
несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств
федерального бюджета в соответствующем регионе.
Органы исполнительной государственной власти общей компетенции -
Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов
Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов
государственного управления, в том числе финансовых, а также
непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство РФ на основе Конституции РФ
(ст. 114) и Федерального конституционного закона «О Правительстве
Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального
бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики,
осуществляет валютный контроль.
Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью
органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесённым к
ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов. В
случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ
федеральному законодательству и международным обязательствам РФ,
Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановления
действия этих актов.
Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и
систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными
органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К
ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему
структурными подразделениями и органами, а также Министерство РФ по налогам
и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по
валютному и экспортному контролю.
На Министерство финансов РФ возложено проведение в рамках его компетенции
государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль
за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных
внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с
государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и
сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных
камней РФ; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ.
Следует обратить внимание на то, что закреплённые ныне контрольные
полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные
внебюджетные фонды только федерального уровня.
Подобно Минфину России в Российской Федерации функции контроля
осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в отношении
соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые органы в
системе местного самоуправления – относительно местных бюджетов и
внебюджетных фондов.
Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств,
других органов исполнительной власти, государственного управления за
деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций учреждений.
Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно – ревизионные
подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств,
подчинённые непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно –
ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ,
финансовых органов субъектов Федерации.
К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за
выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и
финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности,
правильностью постановки бухгалтерского учёта, состоянием контрольно –
ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности,
расточительства и всякого рода излишеств.
Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами
местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем,
основанным на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в
том числе – право на участие в управлении делами государства (ст. 32),
обязанности органов государственной власти и органов местного
самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).
Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые
коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и
другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать
общественность к выполнению своих контрольных функций.
Аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный
контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской
деятельности – аудиторской деятельности.
В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашёл
отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко
распространена.
Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом
Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22
декабря 1993 г. И утверждёнными этим Указом Временными правилами
аудиторской деятельности в Российской Федерации.
3. Методы финансового контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми
понимают, приёмы или способы, средства его осуществления. Применение
конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и
особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта
и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и
полное обследование финансово – хозяйственной деятельности предприятий,
организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и
целесообразности.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные
(сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут
быть плановыми (предусмотренные в плане работы соответствующего органа) и
внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и
заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными
(проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).
При проведении документальной ревизии проверяются документы, в
особенности первичные денежные документы, а не только отчёты, сметы и т. п.
Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличие
денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей
деятельности предприятия, организаций, учреждения за определённый период.
При выборочной ревизии контроль направлен на какие – либо отдельные стороны
финансово – хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных
расходов, работы по приёму налоговых и страховых взносов). Срок проведения
ревизии – не более 30 дней.
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое
значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем
проверяемой организации и её главным бухгалтером. Свои возражения и
замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны
приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.
При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизий нарушений
и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе
ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии
передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации
обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания
ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.
4. Дополнительный материал.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11