|интегрирует различные качества экономических наук и является |
|непосредственной производительной силой |
|В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован|
|по следующим признакам: |
|контроль на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим |
|динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния |
|народа, уровень экономической безопасности государства; |
|контроль на уровне центральной исполнительной власти (по показателям, |
|данным в предыдущем параграфе); |
|контроль на уровне отрасли - здесь система показателей центральной |
|исполнительной власти конкретизируется применительно к отраслевым |
|особенностям; |
|контроль на уровне региона предполагает интеграцию показателей контроля |
|верховной власти и отраслевых показателей; |
|контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа |
|государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия |
|перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием |
|средств, полученных предприятием из государственного бюджета. |
|Особое место в системе финансового контроля занимает государственный |
|финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен |
|распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу формирования |
|доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств |
|государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым|
|и эффективным использованием средств государственного бюджета и |
|государственной собственности. В этой связи государственный финансовый |
|контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за |
|формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и |
|ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также |
|предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства |
|на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо |
|финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). |
|Кроме того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и |
|эмиссионной деятельностью государственного банка. |
|С учетом изложенного возникает вопрос о высшем органе государственного |
|финансового контроля. Его место, структура, функции, права и |
|ответственность определяются как сущностью контроля, так и формой |
|организации верховной власти в государстве (монархия, республика |
|(президентская или парламентская). |
|Говоря о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не|
|отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться |
|до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., |
|т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный |
|финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, |
|т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в |
|определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить |
|правильность исчисления налогов, эффективность производства и |
|эффективность использования бюджетных средств. |
|Объектом финансового контроля в этой связи является комплекс хозяйственных|
|процессов и денежных отношений сферы материального производства и |
|непроизводственной сферы. В финансовом контроле в таком его понимании на |
|первый план выдвигаются два аспекта его осуществления: во-первых, |
|обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, |
|достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной |
|финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности |
|предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышение |
|эффективности хозяйствования. |
|В литературе распространена точка зрения, что, финансовый контроль |
|представляет собой синтез практического опыта и данных бухгалтерского |
|учета финансов, анализа хозяйственной деятельности и др. Сторонники этой |
|концепции, по существу, ставят знак равенства между контролем как функцией|
|управления и спецификой деятельности отдельных управленческих звеньев. |
|Такой подход вызывает возражение, так как любая функция управления |
|выступает как общая категория для всех его звеньев независимо от |
|конкретной структуры управленческого аппарата. Поэтому одну и ту же |
|функцию (планирование, учет, анализ и контроль) могут выполнять различные |
|подразделения аппарата управления и, наоборот, одно подразделение часто |
|осуществляет несколько функций. |
|Вопрос о соотношении финансового контроля и бухгалтерского учета |
|заслуживает особого рассмотрения в связи с тем, что теория бухгалтерского |
|учета, в отличие от теории финансового контроля, имеет богатую литературу |
|и прочные традиции. Некоторые экономисты отрицают правомерность |
|отпочкования финансового контроля от бухгалтерского учета. При этом обычно|
|приводится такой аргумент, что у бухгалтерского учета и финансового |
|контроля общий предмет - состояние и использование средств предприятий, |
|организаций и учреждений в процессе расширенного воспроизводства. С |
|подобной позицией, на наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку она уходит|
|своими корнями в необоснованную трактовку содержания и предмета двух |
|взаимосвязанных, но различных отраслей экономической науки, из которых |
|каждая изучает хозяйственные процессы и явления в своем аспекте. |
|Бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения |
|для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля. |
|Одновременно в процессе учета осуществляется контроль за рациональным |
|использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью |
|собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через |
|все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и |
|калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и |
|отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля - |
|предварительного, текущего и последующего - теоретическое обоснование и |
|разработка всей совокупности вопросов методологии и организации |
|финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета. |
|С нашей точки зрения, нельзя отождествлять понятие контрольной функции |
|бухгалтерского учета с понятием финансового контроля, также как нельзя |
|ставить знак равенства между внутренним свойством предмета или явления и |
|его практическим использованием. Если бы бухгалтерский учет не обладал |
|объективно присущим ему свойством - контрольной функцией, то государство |
|не могло бы использовать учет в качестве средства (орудия) контроля. |
|Финансовый контроль выступает как результат практического использования |
|государством контрольных функций бухгалтерского учета, финансов, кредита, |
|хозрасчета и других категорий экономики. |
|Сама постановка бухгалтерского учета должна стать объектом постоянного |
|надзора со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. В его |
|сферу входит также изучение степени напряженности и обоснованности |
|плановых показателей и нормативов производственных затрат, выявление |
|внутрихозяйственных резервов. |
|Бесспорно, финансовый контроль имеет общие во многом цели и задачи с |
|бухгалтерским учетом, поскольку у них единый объект - |
|финансово-хозяйственная деятельность предприятий и объединений. Отличие |
|состоит в целевой направленности каждой из этих отраслей экономических |
|знаний. Главное направление финансового контроля и ревизии - изучение |
|хозяйственных процессов и операций с позиций законности, достоверности, |
|хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, |
|эффективности использования финансовых средств. |
|Как система специальных знаний, финансовый контроль в отраслях народного |
|хозяйства (равно как и анализ хозяйственной деятельности) возник в недрах |
|бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения |
|в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и |
|отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная отрасль знаний, |
|имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, |
|исследования. Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает |
|только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, |
|приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в |
|предварительном контроле, последующем фактическом контроле нередко |
|применяются специальные источники данных и методики, выходящие за пределы |
|учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные |
|приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.). |
|Бухгалтерский учет основан на непрерывной, сплошной и документальной |
|регистрации всех хозяйственных операций, связанных с движением |
|товарно-материальных ценностей и денежных средств. Финансовый контроль, в |
|отличие от бухгалтерского учета, часто основывается на данных несплошного |
|(выборочного) наблюдения или однократного действия (контрольные обмеры, |
|экспертные оценки и т. д.). Субъектами контроля являются не только |
|бухгалтерия, но и другие функциональные службы предприятия (объединения), |
|а также специальный контрольно-ревизионный аппарат вышестоящих звеньев |
|управления и органов вневедомственного контроля. |
|Место финансового контроля в системе экономических дисциплин |
|характеризуется тем, что это функциональная межотраслевая экономическая |
|дисциплина. Возникновение ее является результатом необходимости |
|удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной функции |
|управленческой деятельности. |
|Исходя из этого, можно говорить о специфических его целях, задачах, |
|функциях, предмете и принципах осуществления. |
|Целью государственного финансового контроля является обеспечение |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11