Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

|интегрирует различные качества экономических наук и является |

|непосредственной производительной силой |

|В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован|

|по следующим признакам: |

|контроль на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим |

|динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния |

|народа, уровень экономической безопасности государства; |

|контроль на уровне центральной исполнительной власти (по показателям, |

|данным в предыдущем параграфе); |

|контроль на уровне отрасли - здесь система показателей центральной |

|исполнительной власти конкретизируется применительно к отраслевым |

|особенностям; |

|контроль на уровне региона предполагает интеграцию показателей контроля |

|верховной власти и отраслевых показателей; |

|контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа |

|государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия |

|перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием |

|средств, полученных предприятием из государственного бюджета. |

|Особое место в системе финансового контроля занимает государственный |

|финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен |

|распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу формирования |

|доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств |

|государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым|

|и эффективным использованием средств государственного бюджета и |

|государственной собственности. В этой связи государственный финансовый |

|контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за |

|формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и |

|ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также |

|предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства |

|на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо |

|финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). |

|Кроме того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и |

|эмиссионной деятельностью государственного банка. |

|С учетом изложенного возникает вопрос о высшем органе государственного |

|финансового контроля. Его место, структура, функции, права и |

|ответственность определяются как сущностью контроля, так и формой |

|организации верховной власти в государстве (монархия, республика |

|(президентская или парламентская). |

|Говоря о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не|

|отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться |

|до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., |

|т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный |

|финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, |

|т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в |

|определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить |

|правильность исчисления налогов, эффективность производства и |

|эффективность использования бюджетных средств. |

|Объектом финансового контроля в этой связи является комплекс хозяйственных|

|процессов и денежных отношений сферы материального производства и |

|непроизводственной сферы. В финансовом контроле в таком его понимании на |

|первый план выдвигаются два аспекта его осуществления: во-первых, |

|обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, |

|достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной |

|финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности |

|предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышение |

|эффективности хозяйствования. |

|В литературе распространена точка зрения, что, финансовый контроль |

|представляет собой синтез практического опыта и данных бухгалтерского |

|учета финансов, анализа хозяйственной деятельности и др. Сторонники этой |

|концепции, по существу, ставят знак равенства между контролем как функцией|

|управления и спецификой деятельности отдельных управленческих звеньев. |

|Такой подход вызывает возражение, так как любая функция управления |

|выступает как общая категория для всех его звеньев независимо от |

|конкретной структуры управленческого аппарата. Поэтому одну и ту же |

|функцию (планирование, учет, анализ и контроль) могут выполнять различные |

|подразделения аппарата управления и, наоборот, одно подразделение часто |

|осуществляет несколько функций. |

|Вопрос о соотношении финансового контроля и бухгалтерского учета |

|заслуживает особого рассмотрения в связи с тем, что теория бухгалтерского |

|учета, в отличие от теории финансового контроля, имеет богатую литературу |

|и прочные традиции. Некоторые экономисты отрицают правомерность |

|отпочкования финансового контроля от бухгалтерского учета. При этом обычно|

|приводится такой аргумент, что у бухгалтерского учета и финансового |

|контроля общий предмет - состояние и использование средств предприятий, |

|организаций и учреждений в процессе расширенного воспроизводства. С |

|подобной позицией, на наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку она уходит|

|своими корнями в необоснованную трактовку содержания и предмета двух |

|взаимосвязанных, но различных отраслей экономической науки, из которых |

|каждая изучает хозяйственные процессы и явления в своем аспекте. |

|Бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения |

|для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля. |

|Одновременно в процессе учета осуществляется контроль за рациональным |

|использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью |

|собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через |

|все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и |

|калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и |

|отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля - |

|предварительного, текущего и последующего - теоретическое обоснование и |

|разработка всей совокупности вопросов методологии и организации |

|финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета. |

|С нашей точки зрения, нельзя отождествлять понятие контрольной функции |

|бухгалтерского учета с понятием финансового контроля, также как нельзя |

|ставить знак равенства между внутренним свойством предмета или явления и |

|его практическим использованием. Если бы бухгалтерский учет не обладал |

|объективно присущим ему свойством - контрольной функцией, то государство |

|не могло бы использовать учет в качестве средства (орудия) контроля. |

|Финансовый контроль выступает как результат практического использования |

|государством контрольных функций бухгалтерского учета, финансов, кредита, |

|хозрасчета и других категорий экономики. |

|Сама постановка бухгалтерского учета должна стать объектом постоянного |

|надзора со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. В его |

|сферу входит также изучение степени напряженности и обоснованности |

|плановых показателей и нормативов производственных затрат, выявление |

|внутрихозяйственных резервов. |

|Бесспорно, финансовый контроль имеет общие во многом цели и задачи с |

|бухгалтерским учетом, поскольку у них единый объект - |

|финансово-хозяйственная деятельность предприятий и объединений. Отличие |

|состоит в целевой направленности каждой из этих отраслей экономических |

|знаний. Главное направление финансового контроля и ревизии - изучение |

|хозяйственных процессов и операций с позиций законности, достоверности, |

|хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, |

|эффективности использования финансовых средств. |

|Как система специальных знаний, финансовый контроль в отраслях народного |

|хозяйства (равно как и анализ хозяйственной деятельности) возник в недрах |

|бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения |

|в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и |

|отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная отрасль знаний, |

|имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, |

|исследования. Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает |

|только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, |

|приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в |

|предварительном контроле, последующем фактическом контроле нередко |

|применяются специальные источники данных и методики, выходящие за пределы |

|учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные |

|приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.). |

|Бухгалтерский учет основан на непрерывной, сплошной и документальной |

|регистрации всех хозяйственных операций, связанных с движением |

|товарно-материальных ценностей и денежных средств. Финансовый контроль, в |

|отличие от бухгалтерского учета, часто основывается на данных несплошного |

|(выборочного) наблюдения или однократного действия (контрольные обмеры, |

|экспертные оценки и т. д.). Субъектами контроля являются не только |

|бухгалтерия, но и другие функциональные службы предприятия (объединения), |

|а также специальный контрольно-ревизионный аппарат вышестоящих звеньев |

|управления и органов вневедомственного контроля. |

|Место финансового контроля в системе экономических дисциплин |

|характеризуется тем, что это функциональная межотраслевая экономическая |

|дисциплина. Возникновение ее является результатом необходимости |

|удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной функции |

|управленческой деятельности. |

|Исходя из этого, можно говорить о специфических его целях, задачах, |

|функциях, предмете и принципах осуществления. |

|Целью государственного финансового контроля является обеспечение |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты