Состояние и пути совершенствования финансового менеджмента организации

менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой

функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня

дивидендов и т.д. В российской практике финансовый менеджмент

рассматривается шире. В его рамках определяются методы, которые выбирает

предприятие для достижения поставленных им целей. Но нельзя не признать,

что основные принципы, методы носят универсальный характер и поэтому

требуют лишь адаптации к российским особенностям рынка.

Главными задачами финансового менеджмента являются:

1) финансирование деятельности предприятия

• определение рациональной структуры пассивов предприятия

(соотношение между заемными и собственными средствами) с учетом допустимого

уровня финансового риска и, таким образом, обоснование решения об изменении

собственного капитала и/или изменении заимствований;

• разработка дивидендной политики (распределение чистой прибыли на

вознаграждение инвесторов, самофинансирование и наращивание собственных

средств);

• формирование наилучшей структуры заемных средств по форме, срокам и

стоимости;

2) финансовая сторона эксплуатации активов

• определение основных направлений расходования средств,

соответствующих стратегическим и тактическим целям предприятия;

• формирование наилучшей структуры активов;

• регулирование массы и динамики финансовых результатов с учетом

приемлемого уровня предпринимательского риска;

3) осуществление стратегии финансового менеджмента

• проведение инвестиционной политики (анализ инвестиционных проектов

хозяйственного и финансового характера, отбор наилучших);

4) осуществление тактики финансового менеджмента

• комплексное оперативное управление оборотными активами и

краткосрочными обязательствами предприятия (денежными средствами,

дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции,

кредиторской задолженностью и краткосрочными кредитами);

• ценовые и прочие маркетинговые решения с точки зрения их влияния на

финансовые результаты;

5) сочетание стратегии и тактики

• финансовое прогнозирование и планирование (финансовые перспективы

развития предприятия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной

деятельности и предупреждению неблагоприятных тенденций);

6) внутренний финансовый контроль

• анализ данных бухгалтерского и операционного учета, а также

отчетности предприятия. Их можно использовать: а) как материал для оценки

результатов деятельности предприятия, всех его подразделений; б) как

информационную базу для принятия финансовых решений.

Исходя из этого, можно сформулировать следующее.

Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и

отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов

регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения

конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Для управления финансами

большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в

области финансового бизнеса – финансовые менеджеры (финансовые директора).

Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер, приобретая

опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка становится ключевой фигурой

бизнеса. В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные

возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового

развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управления

экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.

2.2. Понятие, назначение и методы расчета операционного левереджа

Функционирование любого предприятия упрощенно представляет собой

процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью

извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный, на

возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией

левередж. В буквальном понимании левередж означает небольшую силу (рычаг),

с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении

к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение

которого может привести к существенному изменению результативных

показателей. Существуют три вида левереджа, определяемые путем

перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (рис.

2.2.1).

|Доход от реализации |

|(за минусом НДС и акцизов) |

|- Затраты на производство и |

|реализацию |

|+ Сальдо доходов и расходов от |

|прочей реализации и |

|внереализационных операций |

|= Валовой доход |

|- Проценты по долгосрочным ссудам и|

|займам |

|= Налогооблагаемая прибыль |

|- Налог на прибыль и прочие |

|обязательные платежи из прибыли |

|= Чистая прибыль |

Рис. 2.2.1. Взаимосвязь доходов и левереджа

Логика такой перегруппировки заключается в следующем. Чистая прибыль

представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов —

производственного и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако

величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное

понимание факторной структуры прибыли является исключительно важным в

условиях рыночной экономики и свободы в финансировании предприятия с

помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по

предлагаемым ими процентным ставкам.

На чистую прибыль влияют следующие факторы:

а) рациональность использования предоставленных предприятию финансовых

ресурсов;

б) структура источников средств.

Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и

оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами

себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы.

Соотношение между ними может быть различным и определяется технической и

технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры

себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли.

Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных

расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов.

Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное

сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и

характеризуется категорией операционного левереджа (табл. 2.2.1).

Таблица 2.2.1. Определение операционного левереджа

|Автор |Определение |

|Ковалев В.В. |Производственный левередж — потенциальная возможность |

| |влиять на валовой доход путем изменения структуры |

| |себестоимости и объема выпуска. |

|Крейнина М.Н. |Показатель соотношения выручки от реализации (или |

| |выручки за вычетом переценных затрат) и прибыли от |

| |реализации называется "операционный левередж" и |

| |характеризует степень риска предприятия при снижении |

| |выручки от реализации. |

|Стоянова Е.С. |Действие операционного (производственного, |

| |хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое |

| |изменение выручки от реализации всегда порождает более |

| |сильное изменение прибыли. |

|Бригхэм Ю., |Операционный левередж – фактор, характеризующий |

|Гапенски Л. |производственный риск (удельный вес постоянных затрат в|

| |составе совокупных затрат). |

Операционный левередж характеризует взаимосвязь между объемом

реализации, валовым доходом (нетто-результат реализации инвестиций) и

расходами производственного характера. Анализ этих взаимосвязей заключается

в количественной оценке уровня левереджа. Она выражается с помощью

специального метода – "метод порога рентабельности".

Метод порога рентабельности (операционный анализ или анализ "издержки –

объем – прибыль") направлен на поиск наиболее выгодных комбинаций между

переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и

объемом продаж. Этот анализ основан на разделении издержек на постоянные,

переменные и смешанные (рис. 2.2.1).

Рис. 2.2.1. Виды расходов и их динамика

Подразделение расходов на переменные и постоянные условно, более

правильным является выделение постоянных, полупеременных и переменных

расходов.

Существует три основных метода дифференциации издержек:

1. Метод максимальной и минимальной точки.

2. Графический (статистический).

3. Метод наименьших квадратов.

При первом методе сначала определяется ставка переменных издержек, т.е.

средних переменных расходов в себестоимости единицы продукции, а затем

определяется общая сумма постоянных издержек.

При дифференциации издержек графическим методом используется

корреляционный анализ, но сами коэффициенты корреляции не вычисляются.

Метод наименьших квадратов – наиболее точный метод, но достаточно

трудоемкий.

Порог рентабельности – это минимальный объем реализации, при котором

данный бизнес окупает вложенные в него затраты. Если объем реализации ниже

порога рентабельности, предприятие несет убытки, если выше – получает

прибыль. При определении порога рентабельности возникает потребность

определения "валовой маржи" – результат от реализации после возмещения

переменных затрат. Валовой маржи должно хватать не только на покрытие

постоянных расходов, но и на формирование прибыли. При пороге

рентабельности валовой маржи хватает лишь на покрытие постоянных затрат и

прибыль равна нулю.

Прибыль=Валовая маржа – постоянные затраты=0

Прибыль = ПР·ВМотн – Пост.затр.= 0, где

ПР – порог рентабельности;

ВМотн – валовая маржа в относительном выражении;

ПЗ – постоянные затраты.

Наряду с аналитической может быть построена также графическая модель

зависимости (рис. 2.2.2).

Рис. 2.2.2. График расчета порога рентабельности

Алгебраический расчет порога рентабельности ведут при следующих

условиях:

1. Издержки производства являются функцией объема производства или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты