менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой
функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня
дивидендов и т.д. В российской практике финансовый менеджмент
рассматривается шире. В его рамках определяются методы, которые выбирает
предприятие для достижения поставленных им целей. Но нельзя не признать,
что основные принципы, методы носят универсальный характер и поэтому
требуют лишь адаптации к российским особенностям рынка.
Главными задачами финансового менеджмента являются:
1) финансирование деятельности предприятия
• определение рациональной структуры пассивов предприятия
(соотношение между заемными и собственными средствами) с учетом допустимого
уровня финансового риска и, таким образом, обоснование решения об изменении
собственного капитала и/или изменении заимствований;
• разработка дивидендной политики (распределение чистой прибыли на
вознаграждение инвесторов, самофинансирование и наращивание собственных
средств);
• формирование наилучшей структуры заемных средств по форме, срокам и
стоимости;
2) финансовая сторона эксплуатации активов
• определение основных направлений расходования средств,
соответствующих стратегическим и тактическим целям предприятия;
• формирование наилучшей структуры активов;
• регулирование массы и динамики финансовых результатов с учетом
приемлемого уровня предпринимательского риска;
3) осуществление стратегии финансового менеджмента
• проведение инвестиционной политики (анализ инвестиционных проектов
хозяйственного и финансового характера, отбор наилучших);
4) осуществление тактики финансового менеджмента
• комплексное оперативное управление оборотными активами и
краткосрочными обязательствами предприятия (денежными средствами,
дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции,
кредиторской задолженностью и краткосрочными кредитами);
• ценовые и прочие маркетинговые решения с точки зрения их влияния на
финансовые результаты;
5) сочетание стратегии и тактики
• финансовое прогнозирование и планирование (финансовые перспективы
развития предприятия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной
деятельности и предупреждению неблагоприятных тенденций);
6) внутренний финансовый контроль
• анализ данных бухгалтерского и операционного учета, а также
отчетности предприятия. Их можно использовать: а) как материал для оценки
результатов деятельности предприятия, всех его подразделений; б) как
информационную базу для принятия финансовых решений.
Исходя из этого, можно сформулировать следующее.
Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и
отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов
регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения
конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Для управления финансами
большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в
области финансового бизнеса – финансовые менеджеры (финансовые директора).
Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер, приобретая
опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка становится ключевой фигурой
бизнеса. В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные
возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового
развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управления
экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.
2.2. Понятие, назначение и методы расчета операционного левереджа
Функционирование любого предприятия упрощенно представляет собой
процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью
извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный, на
возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией
левередж. В буквальном понимании левередж означает небольшую силу (рычаг),
с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении
к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение
которого может привести к существенному изменению результативных
показателей. Существуют три вида левереджа, определяемые путем
перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (рис.
2.2.1).
|Доход от реализации |
|(за минусом НДС и акцизов) |
|- Затраты на производство и |
|реализацию |
|+ Сальдо доходов и расходов от |
|прочей реализации и |
|внереализационных операций |
|= Валовой доход |
|- Проценты по долгосрочным ссудам и|
|займам |
|= Налогооблагаемая прибыль |
|- Налог на прибыль и прочие |
|обязательные платежи из прибыли |
|= Чистая прибыль |
Рис. 2.2.1. Взаимосвязь доходов и левереджа
Логика такой перегруппировки заключается в следующем. Чистая прибыль
представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов —
производственного и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако
величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное
понимание факторной структуры прибыли является исключительно важным в
условиях рыночной экономики и свободы в финансировании предприятия с
помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по
предлагаемым ими процентным ставкам.
На чистую прибыль влияют следующие факторы:
а) рациональность использования предоставленных предприятию финансовых
ресурсов;
б) структура источников средств.
Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и
оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами
себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы.
Соотношение между ними может быть различным и определяется технической и
технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры
себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли.
Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных
расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов.
Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное
сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и
характеризуется категорией операционного левереджа (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1. Определение операционного левереджа
|Автор |Определение |
|Ковалев В.В. |Производственный левередж — потенциальная возможность |
| |влиять на валовой доход путем изменения структуры |
| |себестоимости и объема выпуска. |
|Крейнина М.Н. |Показатель соотношения выручки от реализации (или |
| |выручки за вычетом переценных затрат) и прибыли от |
| |реализации называется "операционный левередж" и |
| |характеризует степень риска предприятия при снижении |
| |выручки от реализации. |
|Стоянова Е.С. |Действие операционного (производственного, |
| |хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое |
| |изменение выручки от реализации всегда порождает более |
| |сильное изменение прибыли. |
|Бригхэм Ю., |Операционный левередж – фактор, характеризующий |
|Гапенски Л. |производственный риск (удельный вес постоянных затрат в|
| |составе совокупных затрат). |
Операционный левередж характеризует взаимосвязь между объемом
реализации, валовым доходом (нетто-результат реализации инвестиций) и
расходами производственного характера. Анализ этих взаимосвязей заключается
в количественной оценке уровня левереджа. Она выражается с помощью
специального метода – "метод порога рентабельности".
Метод порога рентабельности (операционный анализ или анализ "издержки –
объем – прибыль") направлен на поиск наиболее выгодных комбинаций между
переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и
объемом продаж. Этот анализ основан на разделении издержек на постоянные,
переменные и смешанные (рис. 2.2.1).
Рис. 2.2.1. Виды расходов и их динамика
Подразделение расходов на переменные и постоянные условно, более
правильным является выделение постоянных, полупеременных и переменных
расходов.
Существует три основных метода дифференциации издержек:
1. Метод максимальной и минимальной точки.
2. Графический (статистический).
3. Метод наименьших квадратов.
При первом методе сначала определяется ставка переменных издержек, т.е.
средних переменных расходов в себестоимости единицы продукции, а затем
определяется общая сумма постоянных издержек.
При дифференциации издержек графическим методом используется
корреляционный анализ, но сами коэффициенты корреляции не вычисляются.
Метод наименьших квадратов – наиболее точный метод, но достаточно
трудоемкий.
Порог рентабельности – это минимальный объем реализации, при котором
данный бизнес окупает вложенные в него затраты. Если объем реализации ниже
порога рентабельности, предприятие несет убытки, если выше – получает
прибыль. При определении порога рентабельности возникает потребность
определения "валовой маржи" – результат от реализации после возмещения
переменных затрат. Валовой маржи должно хватать не только на покрытие
постоянных расходов, но и на формирование прибыли. При пороге
рентабельности валовой маржи хватает лишь на покрытие постоянных затрат и
прибыль равна нулю.
Прибыль=Валовая маржа – постоянные затраты=0
Прибыль = ПР·ВМотн – Пост.затр.= 0, где
ПР – порог рентабельности;
ВМотн – валовая маржа в относительном выражении;
ПЗ – постоянные затраты.
Наряду с аналитической может быть построена также графическая модель
зависимости (рис. 2.2.2).
Рис. 2.2.2. График расчета порога рентабельности
Алгебраический расчет порога рентабельности ведут при следующих
условиях:
1. Издержки производства являются функцией объема производства или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14