расходов каждого из соот-х бюджетов для финанср-я неотложных мер, кот-е не
могли быть предусмотрены при утверждении этих бюджетов. При утверждении
бюджета одновременно утверж-ся сумма оборотно-кассовой наличности, кот-я
может быть в течении года use на покрытие временных кассовых разрывов и
должна быть восстановлена в том же году до утвержденных размеров.
8. Виды и формы ФК.
Виды ФК:
В зависимости от субъектов осуществляющих ФК:
Государственный - реализуется через общегосударственный и ведомственный ФК.
Общегосударственный ФК осуществляют органы гос. власти и управления;
направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной
принадлежности.
Ведомственный ФК осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств,
концернов, управления исполкомов местных органов власти.
Объект - производственная и фин. деятельность подведомственных предприятий
и учреждений.
Внутрихозяйственный осуществляется экономическими службами предприятий
(бухгалтерия, фин. отделы и т.д.)
Объект - производственная и фин. деятельность предприятий и его структурных
подразделений.
Общественный
Субъекты - группы или отдельные физические лица на основе добровольности и
безвозмездности.
Объект зависит от конкретной задачи.
Независимый
Субъекты - аудиторские фирмы и службы.
По формам проведения ФК:
Предварительный - на стадии составления, рассмотрения и утверждени фин.
планов предприятия; смет доходов и расходов предприятий, организаций;
проектов бюджета; текстов договорных соглашений и учредительных документов.
Текущий - проводится в процессе исполнения фин. планов; в ходе
осуществления финансово-хозяйственных операций; при проверке соблюдения
норм и нормативов расходования ТМЦ и денежных средств. (Осуществляется
повседневно фин. службами для исключения нарушений фин. дисциплины).
Последующий - осуществляется после завершения отчётного периода и
финансового года в целом. При этом проверяется целесообразность
расходования гос. денежных средств рпи исполнении бюджетов; при фыполнении
финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных организаций.
По методам проведения ФК:
Проверка - проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной
деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. При
этом выявляются нарушения фин. дисциплины и намечаются мероприятия по
устранению негативных последствий.
Обследование - охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, но, в
отличие от проверок по более широкому кругу показателей. В ходе
обследования определяют:
финансовое положение предприятия;
необходимость реорганизации (переориентации) производства
Анализ - проводится по данным периодической или годовой отчётности.
Выявляются:
уровень выполнения плана;
соблюдение норм расходования ресурсов;
соблюдение фин. дисциплины.
Ревизия - метод документального контроля финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, соблюдения фин. законодательства. Выделяют
ревизии:
в зависимости от объекта (полные, частичные, тематические, комплексные);
в зависимости от запланированности (плановые и внеплановые);
по степени охвата данных в процессе ревизии (сплошные проверки и
выборочные);
по характеру материала на основе которого проводятся ревизии
(Документальные и фактические)
При проведении любого вида ревизии составляется программа, в которой
указывается цель, объект, тема, основные вопроссы ревизии.
По результатам ревизии составляется акт на основе которого
разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков.
9.Финансы и кредит.
В стоимостном выражении участвует кредит, который во многом однотипен с
финансами. Вместе с тем, их функционирование значительно различается.
Кредит функционирует на возвратной основе. Возвратность - важнейший
признак кредита, который обуславливающего различие в характере, источниках
и направлениях использования по сравнению с финансами.
Отличие кредита от финансов:
Кредитные ресурсы выражают разорванное во времени движение стоимости от
кредитора к заёмщику и обратно; а финансовые ресурсы - одностороннее
движение стоимости.
Кредитное распределение связано с перемещением денежных средств между
субъектами распределительного процесса; финансовое распределение
осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и внутри каждого из
них (по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями).
Кредитные финансы формируются за счёт свободных денежных средств
предприятий и граждан; финансовые ресурсы - из доходов и накоплений,
образующихся на стадии стоимостного распределения.
Кредитные ресурсы предоставляются заёмщикам на определённый срок на
условиях возвратности и платности; финансовые ресурсы - бесплатно без
оговаривания условий их возврата.
В отличии от финансов, кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом.
С его помощью удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования в
платёжных средствах, необходимых для обращения.
Взаимодействие финансов и кредита:
Пример взаимодействия и взаимозависимости кредита и финансов - комплексное
использование финансовых и кредитных рессурсов.
10.Фин-вая наука изучает эк-кие отношения по
поводу образования, распределения и использования фондов денежных ресурсов
на различных этапах развития общества. Решение этой проблемы зависит от
уровня эк-го развития гос-ва, форм собственности, структуры эк-ки,
социального состава населения, уровня интеграции в мир эк-ки.
Фин-вая наука изучает факты и явления конкретных условий гос-ва и
реализации интересов разных групп населения.
Важнейшим заданием финансовых групп явл-ся изучение явлений фин-вой
действительности, анализ последствий, вызываемых этими явлениями.
Фин-вая наука формируется под влиянием исследований, проводимых учеными-
экономистами. Фин-вые теории, создаваемые ими, проверяются реальными
потребностями общества и признаются наукой, если отражают реальную сущность
явлений и вносят определенные практические рекомендации для гос-ва и
населения.
Основателем финансовой науки является А. Смит. В своем труде
«Исследование о природе и причинах богатства народов» разработал отдельные
положения о сущности финансов гос-ва, которые опираются на его учение о
производительном и непроизводительном труде.
Вывод А. Смита состоял в том, что необходимо уменьшить затраты гос-ва,
которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым
сдерживает развитие производительных сил.
Главный постулат фин-вой концепции классической буржуазной политэкономии
- обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.
Он сформулировал 4 основных принципа целесообразной организации
налогообложения:
налоги уплачиваются в соответствии с силами и способностями подданных;
размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;
время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщиков;
обеспечиваются min издержки при сборе налогов.
Гл-ная цель налоговой политики А. Смита - стимулирование накопления
капитала и ускорение развития производительных сил.
Рикардо :* налоги являются великим злом т.к. вызывают увеличение з\пл. и
снижение прибыли хотя и не в одинаковой степени, * ув-ние налогов или
правительственных расходов понижает потребление народа, что сказывается на
производстве, * следовательно задача гос-ва поощрять накопление капитала.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
11. Об основных направлениях бюджетной политики на 1998 (Бюджетная
резолюция)
1. Главными направлениями бюджетной политики на 1998 год считать:
приоритетное направление бюджетных средств на оздоровление отечественного
производства, что даст возможность обеспечить финансовыми ресурсами
социальную защиту населения; осуществление структурных реформ по критерию
экономического роста и повышения эффективности экономики Украины;
формирование взаимоотношений в бюджетной системе в направлении обеспечения
самостоятельности местных бюджетов в соответствии с Конституцией Украины и
действующим законодательством Украины; обеспечение режима рационального
использования финансовых ресурсов с целью их экономии. Предельный размер
дефицита бюджета не должен превышать размера расходов бюджета на развитие и
5 процентов к прогнозируемому валовому внутреннему продукту Украины на 1998
год. осуществление мероприятий по обеспечению полноты и своевременности
поступления общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) в
бюджет и государственные целевые фонды;
Обеспечение своевременной выплаты в полном объеме заработной платы
работникам учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, и социальных
выплат населению, Сокращение бюджетных расходов на потребности, не
связанные с социальной защитой населения, содержанием институтов
государственной власти, погашением государственной задолженности по
государственным займам.
12.Усиление фин. взаимозав-и в м/н отношениях.
Причины усиления фин. взаимозав.: быстрое расширение торгового обмена,
развитие м/н финансирования, возникновение проблем задолженности, усиление
мобильности фак-в пр-ва кап-а и раб. силы. Процесс торгового обмена не
всегда бывает сбалансир-м. Несбалансир-ть приводит к полож-у или отриц-у
балансу м/н расчетов.Основные причины несбалансир-ти м/н обмена:
структурные основания (в одних сранах сбер.>инвест., в других ноаборот);
причины конъюнкт-го хар-ра; случайные или зависящие от внешних
обстоятельств причины. Источники финансир-я несбалансир-ти: если она
вызвана случайными причинами, то финансир. за счет собств-х валютных
резервов; если носит структурный хар-р финан. за счетчастных инвест-й и
кредитов если страна платежеспос-а. Причины структурного хар-а приводятк
чрезмерному накоплению долгов и кредитов, что может повлиять на платежесп-
ть страны и породить зависимость от зарубежных стран. Большинство
развивающихся стран было не в состоянии отвечать по своим обязательствам,
поэтому м/н сообщество приняло соглашение о переносе сроков погашения
долгов, кот-е сопровождалось рекомендациями попересмотру экон. пол-ки стран
должников в сторону ее ужесточения. Но этот метод исчерпал себя. Пересмотр
суммы долга может пошатнуть фин. положение крупных м/н банков, но т.к. все
крупные банки связаны между собой многочисленными фин-ми обязательствами
неплатежеспособ-ть какой-либо страны, может оказать воздействие на всю м/н
фин. систему. Такие проблемы явл-ся предпосылками для проведения
координации эк., валют-й, фин. пол-ки.
13.Предпосылки возникновения финансов:
в результате первых буржуазных революций произшло отторжение главы
государства от казны, возник общегосударственный фонд - БЮДЖЕТ, которым
клава государства не мог единолично пользоваться;
формирование и использование бюджета стало носить смежный характер;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8