35. Государственные доходы
часть фин. отношений, связанная с формированием фин. ресурсов в
распоряжении государства (в лице разл. его структур) и гос. предприятий.
Фин. ресурсы, которые аккумулируются государством, относятся к
централизованным.
Централиз. гос. доходы формируются в осн. за счет налогов, доходов от ВЭД,
платежей населения.
Фин. ресурсы, остающиеся в распоряжении у гос. предприятий - децентрализ.
финансы. Они образуются из ден. доходов и накоплений самих предприятий.
Централиз. гос. доходы:
доходы бюджета;
доходы гос. ВБФ
Централизация значит. части гос. доходов в бюджетах разл. уровня позволяет
проводить единую фин. политику.
Объект ден. отношений, составл. содержание понятия гос. доходов - стоимость
обществ. продукта (частично - нац. богатства). которая на разл. этапах и
стадиях распределения выстуает в разных финансовых формах.
Источники гос. доходов:
внутренние:
нд, нац. богатство
(создаются внутри страны и используются государством для выполнения его
функций)
внешние:
нд, в исключит.случаях нац. богатство др. страны, если они заимствуются в
форме гос. займов или поступают в виде репараций.
Осн. методы мобилизации гос. доходов:
1. налоги
2. гос. займы: используются для покрытия дефицита бюджета, для обеспечения
разл. капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в гос.
сектор экономики.
Связь между налогами и гос. займами - налоги явл. фин. базой погашения
займов
3.эмиссия
К эмиссии государство прибегает в том случае, когда налоговые поступления и
поступления в форме займов не покрывают растущих гос. расходов и на фин.
рынке складывается ситуация, неблагопр. для выпуска новых займов.
35. Доходы ГБ.
Доходы ГБ выражают отношения возникающие у гос-ва с предпр-ми, организ-ми,
населением в процессе формирования бюджет-го фонда страны. Доходы бюджетов
формируются за счет поступлений от уплаты юр-ми и физ-ми лицами налогов,
сборов и иных обязательных платежей, а т.ж поступления из иных источников
установленных з/д-ом. Доходы ГБ формируются за сччет: 1 часть НДС
утвержденная зак-м, в 97г 100%. 2 АС в 97г зачислялось 50% АС от
произведенных товаров на Укр и 100% по ввозимым товарам. 3 Налог на
имущество 30%. 4 Плата за землю 30%. 5 Доход от ВЭД. 6 Часть доходов от
приватизации гос им-ва находящегося в общегос-й собственности. 7
Поступления от реализации гос им-ва. 8 Арендная плата за аренду им-ва ЦИК,
находящихся в общегос-й соб-ти. 9 Взносы в ФЧ 12%. 10 Взносы в гос фонд
содействия занятости населения 2%. 11 Взносы в др-е общегос-е целевые фонды
создание кот-х предусмотрено з/д-ом ( сборы: за загрязнение окружающей
среды, в гос инновац-й фонд,соц защиты инвалидов). 12 Поступления от
внутренних займов. 13 Превышение доходов над расходами НБУ. 14 Возвращенные
гос займы и % по предоставленным кредитам. 15 Дивиденды полученные от акций
и иных цен бум-г, принадлежащих гос-ву в АО, созданных при участии гос
предпр-й. 16 Плата за спец-е use природных ресурсов. 17 Иные доходы
предусмотренные з/д-ом.
36. Формы гос. кредита
Внутренний гос.кредит может выступать в следующих формах:
- гос. займы;
- обращение части вкладов населения в гос. займы;
- заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
- казначейские ссуды;
- гарантированные займы.
Гос. займы как форма гос.кредита характеризуются тем, что временно
свободные денежные ср-ва населения, предприятий и организаций привлекаются
на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации
облигаций :казначейских обязательств и других видов гос. ЦБ.
Наиболее распространённый вид ЦБ - облигация. Она символизирует гос.
долговое обязательство и даёт право её владельцу по истечении определённого
срока получить обратно сумму долга и %-ты.
Казначейские обязательства отличаются от облигаций целью выпуска, формой
выплаты дохода и свободой обращения:
- средства, поступающие от продажи облигаций, направляються на пополнение
бюджетного фонда, внебюджетных фондов, или специально оговариваются цели.
Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются
только на пополнение бюджета;
- по облигации гос.займов доход может выплачиваться в виде процентов,
выигрышей, или на выплачиваться вовсе. Условиями выпуска казначейских
обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов;
- облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом
обращения; казначейские обязательства подлежат реализации только среди
населения.
Гос.займы классифицируются по следующим признакам:
- по праву эмиссии (выпускаемые правительством, выпускаемые местными
органами власти);
- по признаку держателей ЦБ (реализуемые только среди населения,
универсальные, т.е. предназначенные для размещения только среди физ. и юр.
лиц);
- по форме выплаты доходов (процентные, выигрышные, процентно-выигрышные,
беспроигрышные и беспроцентные), целевые.
- по срокам погашения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
- по методам размещения ( добровольные, принудительные, размещаемые по
подписке);
- гос.займы могут быть облигационными (сопровождаются эмиссией ЦБ
государства) и безоблигационными (оформляются подписанием соглашений,
договоров, а т.ж. путем записей а долговых книгах и выдачей особых
свидетельств - используются на межправительственном уровне);
Вторая форма гос кредита - обращение части вкладов населения в
государственные займы - опосредованно системой сберегательных учреждений. В
отличие от первой формы гос. кредита, когда физ. и юр. Лица покупают ЦБ за
счет собственных временно свободных денежных ср-в, сберегательные
учреждения предоставляют кредит государству за счёт заёмных средств.
Обращение части вкладов населения в гос.займы осуществляется через покупку
особых ЦБ (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных
ЦБ (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением
безоблигационных займов.
Казначейские ссуды как форма гос.кредлта выражают отношения оказания фин.
помощи предприятиям, ,организациям органами гос. власти и управления за
счёт бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности.
Международный гос.кредит представляет собой совокупность отношений, в
которых гос-во выступает на мировом фин. рынке в роли заёмщика или
кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов.
Они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Эта
сумма, полученных внешних займов с начисленными %-ми включаются в гос. долг
страны. Получателями займов могут быть как правительство, так и местные
органы власти. Кредиторами могут выступать правительство, финансово-
кредитные учреждения и другие юр. лица иностранных государств, частные
лица, а также международные фин. организации.
Гос.внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Они
бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в
валюте страны-кредитора, страны-заемщика или в валюте третей страны.
Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками
или валютой.
37. Содержание состав и принципы построения бюджетной системы (бс).
Бс- совокупность всех видов бюджетов страны, основанная на эк-х отношениях
и юр-х формах. Бс Укр-ы состоит: ГБ Укр, республиканского бюджета респ-ки
Крым, местных бюджетов. К местым бюджетам относятся: областные, городские,
районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Совокупность
всех бюджетов, кот-е входят в состав бс Укр явл-ся сводным бюджетом Укр.
Бюджетное устройство- это организация и принципы построения бс, ее
структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бс. Принципы бюджетного
устройства: принцип единства, он обеспечивается единством правовой базы,
единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации;
принцип полноты, в ГБ отражаются все расходы и доходы; принцип
достоверности, бюджет формируется на основе реальных показателей, а в
отчете об исполнении бюджета отражаются только те расходы и доходы кот-е
являются результатом конечных кассовых операций банков; принцип гласности,
обеспечивает освещение в СМИ показателей бюджета и отчета о его исполнении;
принцип наглядности, отражение показателей бюджетов во взаимосвязи с общеэк-
ми показателями в Украине и зарубежом.
38. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых
ресурсов.
Финансовый рынок представляет собой форму организации движения денежных
ср-в в народном хозяйстве и функционирует как в виде рынка ЦБ так и рынка
ссудных капиталов.
Объективной предпосылкой функционирования фин. рынка является
несовпадение потребности в фин. ресурсах у того или иного субъекта с
наличием источников удовлетворения этой потребности. Функциональное
назначение фие. рынка состоит в посредничестве движению ден. ср-в от их
владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторвм).
Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у
себя ден. средства. Пользователи (инвесторы) - зто субъекты хозяйствования
и органы государственной власти, вкладывающие ден. ср-ва в какое-либо
предприятие, дело.
Функционирование финансового рынка объективно предопределено наличием в
экономике страны собственников, обладающих реальной самостоятельностью, а
т.ж. соответствующими правовыми основами.
Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в
затраты осуществляется посредством обращения на рынке ценных бумаг. Ценной
бумагой признается документ, удостоверяющий имущественное право владельца
бумаги при её предъявлении.
ЦБ по характеру подразделяются на 2 группы:
- долговые ценные бумаги (облигация).
- долевые ценные (акция);
Финансовые рынки можно подразделить на первичные связанные с выпуском
новых ЦБ, и вторичные, осуществляющие перепродажу ЦБ.
Целью первичных фин. рынков является привлечение дополнительных
финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие
виды затрат.
Вторичные фин. рынки предназначены для перераспределения имеющихся между
субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного
воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам
осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями,
обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-
технических и социальных программ. Первичные и вторичные финансовые рынки
тесно взаимосвязаны между собой.
Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые
институты (финансово-банковские учреждения, страховые компании и др.), но
ключевыми среди них являются фондовые биржи.
Фондовая биржа - организационно оформленный регулярно функционирующий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8