рынок, на котором совершается торговля ЦБ.
Значение функционирования фин. рынков:
- благодаря им становится возможным инвестировать денежные. средства в
производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны,
накапливать ресурсный потенциал;
- с помощью фин. рынка облегчается развитие предприятий и отраслей,
обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам;
- перелив капиталов, осуществляемых а финансовых рынках, способствует
ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений;
- позволяет изыскать свободные денежные средства для покрытия растущих
гос. расходов.
56. Особенности форм-ния и исп-ния фин. рес. предпр. в условиях рынка.
Фин. ресурсы предпр. - это ден. доходы и поступления, находящиеся в
распоряжении субъекта хоз-ния и предназнач. для выполнения фин. обязат-в,
осуществления затрат по расшир. воспр-ву и экономич. стимулированию
работающих. Они форм-ся за счет:
1. собств. и приравненных к ним ср-в
1. мобилизации рес-сов на фин. рынке
1. поступление ср-в от фин.-банковск. сист. в порядке перераспред.
Первонач. форм-ние фин. рес. происх. при образовании предпр., когда созд-ся
его УФ (его источниками м.б. - акционер. к-л, паевые взносы учред-лей,
отраслев. фин. рес., д/с кредит, бюждет. ср-ва). В-на УФ показывает размер
ден. ср-в, инвестир-х в пр-во (ОС и ОбС). Фин. рес. предпр. форм-ся в
основ. за счет приб. и аморт. отчислений; кр. того за счет выручки от
реализации выбывшего им-ва, устойчив. пассивов, различ. целев. поступлений.
Нов. источники - паевые и иные взносы членов трудового коллектива. Формами
мобилизации ср-в на фин. рынке явл-ся :
продажа акций, облигаций и др. цен. бумаг
кредитные инв-ции (не во всех странах)
В порядке перераспред-я предприятие может получить фин. рес.:
a) в виде выплаты страхового возмещения страховыми компаниями
b) в виде бюджет. субсидий
c) от ассоциаций или концернов, в кот. входит предпр., если это
предусмотрено учредит. док-ми
d) от вышестоящей орг-ции
e) дивиденды и % по ц.б. др. эмитентов.
Основные напр-ния исп-ния фин. рес.:
1) платежи органам фин.-банк. сист.
2) инв-ние собств. ср-в в кап. затраты
3) инв-ние фин. рес. в ц.б., приобретаемые на рынке
4) образование ден. фондов поощрит. и соц. хар-ра
5) на благотв. цели.
39. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Необходимым условием финансово-бюджетной политики является
сбалансированность бюджетов.
Превышение доходов над расходами представляет собой излишек
бюджета.
Превышение расходов над доходами - это дефицит бюджета. В условиях
административно-командной экономики при формировании бюджетного фонда
страны исходили из потребностей в финансовых ресурсах на каждом уровне
государственного управления, а под них изыскивали доходы, которые можно
было бы мобилизовать в бюджет ж тем самым обеспечить фискальные интересы
государства. Невозможность прежними волевыми методами обеспечивать
нормальное соотношение между доходами и расходами, проявили себя через
рост бюджетного дефицита.
Качество самого дефицита может быть различным:
а/ дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не
кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование
экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в
структуре общественного производства.
б/ дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств /войны,
стихийные бедствия и т.п./, когда обычных резервов становится недостаточно
и приходится прибегать к источникам особого рада.
в/ дефицит может отражать кризисные явления в экономике,
неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства
контролировать финансовую ситуацию в стране.
Основными причинами бюджетного дефицита являются:
- низкая эффективность общественного производства, малая
результативность внешнеэкономических связей;
-нерациональная структура бюджетных расходов;
- не эффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству
использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
руководствоваться следующим:
1/ недопустимо устранять дефицит путем чисто математических операций;
2/ баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не
следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично
развивающейся экономики.
3/ величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно
допустимого размера, определяемого 2-3 % валового национального продукта;
4/ для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться
разнообразные формы государственного кредита /как внутреннего, так и
внешнего/. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота,
недопустима. Дефицит может покрываться только на за мной основе путем
размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;
Программа должна включать такие меры, которые, с одной стороны,
стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а
с другой - способствовали сокращению государственных расходов.
40. Эконом. сущность гос. финансов
ден. отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости
обществ. продукта и части нац. богатства, связанные с формированием фин.
ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием
государственных средств на затраты по расширению производства,
удовлетворению соц.-культ. потребностей членов общества, нужд обороны и
управления.
Субъекты гос. финансов:
государство в лице соотв. структур власти
предприятия, учреждения, организации, объединения
граждане
Состав финансов
1. бюджеты разл. уровней гос. управления
2. бюджетные фонды
3. гос. кредит
4. финансы гос. предприятий
С помощью бюджетных отношений в распоряжении гос. структур мобилизуется
значит. часть НД, перераспределяемого финансовым методом.
Бюджеты разл. уровней-финансовая база деятельности соотв. органов власти и
управления.
Внебюджетные фонды
форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых
государством для финансирования некотрых обществ. потребностей и комплексно
расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Формируются на общегос. и региональном уровнях.
По функц. назначению подразделяются на фонды, имеющие эконом., соц.,
природоохран. характер.
57.Неоклассическая школа.. В 19 веке возникли противоречия между трудом и
капиталом необходимо было скорректировать политику с учетом интересов
различных групп.
Дж. Милль :* предложение о внесении изм-ний в сферу распред-ния доходов
для ослабления соц-ной напряженности в стране.* Идея введения необлагаемого
минимума при подоходном обложении, который д.б. = доходу, необходимому для
существования, * «Налоговая теория услуг» - каждый человек должен отдать
гос-ву часть доходов за полученную поддержку, * соединил налоги с гос-ными
расходами и установил между ними строгую зависимость.
В 1850 гг. Новая историч-кая школа основоположники: Шмоллер, Вебер,
Вагнер. Вагнер разработал 9 принципов н\о, сгруппировав их в 4 раздела:
достаточность и подвижность
выбор надлежащего источника и объекта
всеобщность и равенство
определенность, удобство, дешевизна.
Считал что финансы могут использоваться гос-вом для достижения
справедливости распределения доходов и богатства в стране.
Начало 20 века хар-ся распространением теории предельной полезности:
предельная полезность услуг должна сочетаться с предельной полезностью
налогов.
Неоклассическая школа
Теория основана на концепции факторов производства. Согласно которой
стоимость продукта создается тремя главными факторами производства: труд,
земля, капитал. Эффективность гос-ных расходов рассматривается с точки
зрения достижения рационального соотношения между этими факторами. Считают,
что необходимо ув-ть расходы на науку и образование, что позволит в
дальнейшем сократить потребность в дорогих факторах производства.
Концепция услуг развивается американским экономистом Самуэльсоном,
который ввел категорию общественный товар под которым понимаются товары и
услуги, которые сочетают 3 свойства:
неделимы среди членов общества
доступны всем
предоставляются гос-вом
Отличие общ-го товара от частного:
потребление его к-л. Одним членом общества не уменьшает потребительных
свойств товара.
42. Сущность и значение государственного кредита
В целях бесперебойного финансирования потребностей общества государство
может привлекать для покрытия своих расходов свободные фин. ресурсы
хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения
является государственный кредит.
Особенность гос,кредита состоит в возвратности, срочности и платности
предоставляемых взаймы средств. Вместе с тем эти отношения существенно
отличаются от банковского кредита:
Средства же аккумулируемые в форме гос.кредита:
- поступают в распоряжение органов гос. власти, превращаясь в их
дополнительные фин. ресурсы;
- направляются ,как правило, на покрытие бюджетного дефицита;
- источником погашения гос. займов и выплаты процентов по ним выступают
средства бюджета.
Гос.кредит представляет собой часть финансовых отношений общества а
именно: отношение вторичного распределения стоимости ВОП и части
национального богатства. В сферу гос. кредитных отношений попадает только
часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного
распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства
населения, предприятиё и организаций, не предназначенные для текущего
потребления.
Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет
мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и
организаций - это одна сторона государственно-кредитных отношений.
Второй их стороной выступают финансовые связи, обусловленные
возвратностью и платностью мобилизуемых государством средств. Выплата
доходов кредиторам осуществляется преимущественно за счет бюджетных
поступлений. При этом круг налогоплательщиков не совпадает с кругом
держателей гос. ЦБ. Это означает, что и вторая сторона госкредитных
отношений имеет перераспределительный характер.
Объективная необходимость использования гос.кредита на удовлетворение
потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной
этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет
бюджетных доходов.
Значение гос.кредита:
он является средством увеличения финансовых возможностей;
способствует правильной организации сбережений, создаёт условия для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8