Сущность и структура финансов

рынок, на котором совершается торговля ЦБ.

Значение функционирования фин. рынков:

- благодаря им становится возможным инвестировать денежные. средства в

производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны,

накапливать ресурсный потенциал;

- с помощью фин. рынка облегчается развитие предприятий и отраслей,

обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам;

- перелив капиталов, осуществляемых а финансовых рынках, способствует

ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений;

- позволяет изыскать свободные денежные средства для покрытия растущих

гос. расходов.

56. Особенности форм-ния и исп-ния фин. рес. предпр. в условиях рынка.

Фин. ресурсы предпр. - это ден. доходы и поступления, находящиеся в

распоряжении субъекта хоз-ния и предназнач. для выполнения фин. обязат-в,

осуществления затрат по расшир. воспр-ву и экономич. стимулированию

работающих. Они форм-ся за счет:

1. собств. и приравненных к ним ср-в

1. мобилизации рес-сов на фин. рынке

1. поступление ср-в от фин.-банковск. сист. в порядке перераспред.

Первонач. форм-ние фин. рес. происх. при образовании предпр., когда созд-ся

его УФ (его источниками м.б. - акционер. к-л, паевые взносы учред-лей,

отраслев. фин. рес., д/с кредит, бюждет. ср-ва). В-на УФ показывает размер

ден. ср-в, инвестир-х в пр-во (ОС и ОбС). Фин. рес. предпр. форм-ся в

основ. за счет приб. и аморт. отчислений; кр. того за счет выручки от

реализации выбывшего им-ва, устойчив. пассивов, различ. целев. поступлений.

Нов. источники - паевые и иные взносы членов трудового коллектива. Формами

мобилизации ср-в на фин. рынке явл-ся :

продажа акций, облигаций и др. цен. бумаг

кредитные инв-ции (не во всех странах)

В порядке перераспред-я предприятие может получить фин. рес.:

a) в виде выплаты страхового возмещения страховыми компаниями

b) в виде бюджет. субсидий

c) от ассоциаций или концернов, в кот. входит предпр., если это

предусмотрено учредит. док-ми

d) от вышестоящей орг-ции

e) дивиденды и % по ц.б. др. эмитентов.

Основные напр-ния исп-ния фин. рес.:

1) платежи органам фин.-банк. сист.

2) инв-ние собств. ср-в в кап. затраты

3) инв-ние фин. рес. в ц.б., приобретаемые на рынке

4) образование ден. фондов поощрит. и соц. хар-ра

5) на благотв. цели.

39. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Необходимым условием финансово-бюджетной политики является

сбалансированность бюджетов.

Превышение доходов над расходами представляет собой излишек

бюджета.

Превышение расходов над доходами - это дефицит бюджета. В условиях

административно-командной экономики при формировании бюджетного фонда

страны исходили из потребностей в финансовых ресурсах на каждом уровне

государственного управления, а под них изыскивали доходы, которые можно

было бы мобилизовать в бюджет ж тем самым обеспечить фискальные интересы

государства. Невозможность прежними волевыми методами обеспечивать

нормальное соотношение между доходами и расходами, проявили себя через

рост бюджетного дефицита.

Качество самого дефицита может быть различным:

а/ дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не

кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование

экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в

структуре общественного производства.

б/ дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств /войны,

стихийные бедствия и т.п./, когда обычных резервов становится недостаточно

и приходится прибегать к источникам особого рада.

в/ дефицит может отражать кризисные явления в экономике,

неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства

контролировать финансовую ситуацию в стране.

Основными причинами бюджетного дефицита являются:

- низкая эффективность общественного производства, малая

результативность внешнеэкономических связей;

-нерациональная структура бюджетных расходов;

- не эффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству

использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо

руководствоваться следующим:

1/ недопустимо устранять дефицит путем чисто математических операций;

2/ баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не

следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично

развивающейся экономики.

3/ величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно

допустимого размера, определяемого 2-3 % валового национального продукта;

4/ для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться

разнообразные формы государственного кредита /как внутреннего, так и

внешнего/. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота,

недопустима. Дефицит может покрываться только на за мной основе путем

размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;

Программа должна включать такие меры, которые, с одной стороны,

стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а

с другой - способствовали сокращению государственных расходов.

40. Эконом. сущность гос. финансов

ден. отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости

обществ. продукта и части нац. богатства, связанные с формированием фин.

ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием

государственных средств на затраты по расширению производства,

удовлетворению соц.-культ. потребностей членов общества, нужд обороны и

управления.

Субъекты гос. финансов:

государство в лице соотв. структур власти

предприятия, учреждения, организации, объединения

граждане

Состав финансов

1. бюджеты разл. уровней гос. управления

2. бюджетные фонды

3. гос. кредит

4. финансы гос. предприятий

С помощью бюджетных отношений в распоряжении гос. структур мобилизуется

значит. часть НД, перераспределяемого финансовым методом.

Бюджеты разл. уровней-финансовая база деятельности соотв. органов власти и

управления.

Внебюджетные фонды

форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых

государством для финансирования некотрых обществ. потребностей и комплексно

расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Формируются на общегос. и региональном уровнях.

По функц. назначению подразделяются на фонды, имеющие эконом., соц.,

природоохран. характер.

57.Неоклассическая школа.. В 19 веке возникли противоречия между трудом и

капиталом необходимо было скорректировать политику с учетом интересов

различных групп.

Дж. Милль :* предложение о внесении изм-ний в сферу распред-ния доходов

для ослабления соц-ной напряженности в стране.* Идея введения необлагаемого

минимума при подоходном обложении, который д.б. = доходу, необходимому для

существования, * «Налоговая теория услуг» - каждый человек должен отдать

гос-ву часть доходов за полученную поддержку, * соединил налоги с гос-ными

расходами и установил между ними строгую зависимость.

В 1850 гг. Новая историч-кая школа основоположники: Шмоллер, Вебер,

Вагнер. Вагнер разработал 9 принципов н\о, сгруппировав их в 4 раздела:

достаточность и подвижность

выбор надлежащего источника и объекта

всеобщность и равенство

определенность, удобство, дешевизна.

Считал что финансы могут использоваться гос-вом для достижения

справедливости распределения доходов и богатства в стране.

Начало 20 века хар-ся распространением теории предельной полезности:

предельная полезность услуг должна сочетаться с предельной полезностью

налогов.

Неоклассическая школа

Теория основана на концепции факторов производства. Согласно которой

стоимость продукта создается тремя главными факторами производства: труд,

земля, капитал. Эффективность гос-ных расходов рассматривается с точки

зрения достижения рационального соотношения между этими факторами. Считают,

что необходимо ув-ть расходы на науку и образование, что позволит в

дальнейшем сократить потребность в дорогих факторах производства.

Концепция услуг развивается американским экономистом Самуэльсоном,

который ввел категорию общественный товар под которым понимаются товары и

услуги, которые сочетают 3 свойства:

неделимы среди членов общества

доступны всем

предоставляются гос-вом

Отличие общ-го товара от частного:

потребление его к-л. Одним членом общества не уменьшает потребительных

свойств товара.

42. Сущность и значение государственного кредита

В целях бесперебойного финансирования потребностей общества государство

может привлекать для покрытия своих расходов свободные фин. ресурсы

хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения

является государственный кредит.

Особенность гос,кредита состоит в возвратности, срочности и платности

предоставляемых взаймы средств. Вместе с тем эти отношения существенно

отличаются от банковского кредита:

Средства же аккумулируемые в форме гос.кредита:

- поступают в распоряжение органов гос. власти, превращаясь в их

дополнительные фин. ресурсы;

- направляются ,как правило, на покрытие бюджетного дефицита;

- источником погашения гос. займов и выплаты процентов по ним выступают

средства бюджета.

Гос.кредит представляет собой часть финансовых отношений общества а

именно: отношение вторичного распределения стоимости ВОП и части

национального богатства. В сферу гос. кредитных отношений попадает только

часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного

распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства

населения, предприятиё и организаций, не предназначенные для текущего

потребления.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет

мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и

организаций - это одна сторона государственно-кредитных отношений.

Второй их стороной выступают финансовые связи, обусловленные

возвратностью и платностью мобилизуемых государством средств. Выплата

доходов кредиторам осуществляется преимущественно за счет бюджетных

поступлений. При этом круг налогоплательщиков не совпадает с кругом

держателей гос. ЦБ. Это означает, что и вторая сторона госкредитных

отношений имеет перераспределительный характер.

Объективная необходимость использования гос.кредита на удовлетворение

потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной

этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет

бюджетных доходов.

Значение гос.кредита:

он является средством увеличения финансовых возможностей;

способствует правильной организации сбережений, создаёт условия для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты