Сущность и структура финансов

преимущественный характер приобрели налоги, взимаемые в денежной форме.

Т.е. только на определённом этапе развития государственности и денежных

отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном

выражении.

Финансы являются т.ж. исторической категорией, т.к. они имеют стадии

возникновения и развития, т.е. изменяются во времени. Выделяют 2 этапа

развития финансов:

НЕРАЗВИТАЯ ФОРМА - денежные ср-ва гос-ва используются на военные цели,

формируется только 1 фонд денежных средств - гос. бюджет, на экономическое

развитие финансы оказывают слабое воздействие;

связан с возникновением необходимости в новых общегосударственных фондах

денежных средств, и соответственно новых групп денежных отношений по поводу

их формирования. Этот этап характеризуется высокой степенью воздействия

финансов на экономику.

14Расходы ГБ.

Расходы ГБ- эконом-е отношения возникающие в связи с распред-м фонда ден

средств гос-ва и его use по отраслевому, целевому и террит-му назначению.

Бюджетные расходы классифиц-ся по след признакам: I По роли в общественном

пр-ве: 1расходы связанные с развитием матер-го прв-ва и совершенствованием

его структуры 2 расходы на содержание и развитие непр-ой сферы. II По

общественному назначению: 1 на НХ 2 соц-культурные мероприятия 3 оборона 4

управление III По отраслям и видам деят-ти IV По целевому назначению.

Расходы делятся на: текущие и расходы развития. Текущие- расходы на

финансирование сети предпр-й, учреж-й, орган-й, действующие на начало

бюджет-го, и на финансирование мер по соц защите насел-я. Расходы развития

направлены на финансирование инвестиц-й и инновац-й деяти-ти. ГБ

предусматривает расходы на: 1 Финансир-е общегос-х централиз-х программ

поддержание и повышение жизненного уровня народа, мер по соц защите

населения. 2 Финансир-е учреждений и орган-й в области образования, науки,

культуры, здравоохранения, физ-рыи т.д. 3 Финан-е производ-го и непроиз-го

строит-ва, геологоразведочных проектно-изыскательских и др работ

осуществляемых в соот-ии с общего-ми программами. 4 На оборону. 5 На охрану

окружающей среды. 6 На содержание правоохранит-х, тамож-х органов,

налоговой, КРУ, службы защиты прав потребителей. 7 Содержание органов з/д-

й, испол-й, судебной вл-ти и прокуратуры. 8 Осуществление ВЭД и внешнепол-й

деяти-ти. 9 Дотации и субвенции кот-е перечисляются в бюджеты Крыма,

городов Киева и Севастополя. 10 Выплаты всех видов пенсий и расходов на

защиту граж-н пострадавших от Черноб-й катастрофы. 11 Образование гос-х

матер-х и фин-х резервов. 12 Обслуживание внутреннего и внешнего долга и их

возврат.

15. Финансы и зар. плата.

Наряду с финансами в распределении продукта общественного труда участвует

зар. плата. Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования

доходов конкретного работника.

Как экон. категория З/П выражает стоимостные отношения возникающие в

процессе вновь созданной стоимости путём формирования индивидуальных

доходов, поступающих работникам в зависимости от количества и качества

затраченного ими труда.

З/П отличается от финансов:

Составляющие З/П распределительные отношения материализуются в основных

средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используются

для удовлетворения личных потребностей граждан, финансы находятся в

распоряжении субъектов хозяйствования и государства, и предназначены для

удовлетворения различных общественных потребностей;

функционирование З/П может рассматриваться как процесс двустороннего

движения стоимости.

Взаимодействие финансов и ЗП:

с помощью финансов формируется ФОТ и выделяется из др. фондов предприятия;

начисление З/П по времени не совпадает с её выплатой ( З/П выступает

источником части фин. расчётов предприятия.

16.Объективные предпосылки и возможности использования финансов в

общественном воспр-ве.

В практике хоз-ния ф-сы могут сознательно исп-ся об-вом для возд-вия на

процессы обществ. развития. Объектив. предпосылки исп-ния ф-сов в обществ.

воспр-ве заключ-ся в ф-циях этой категории, а именно распределительной,

кот. позволяет форм-ть фин. рес-сы и целев. ден. фонды в соотв. с потреб-ми

развития обществ. пр-ва как в целом, так и отдельных его структурных

подразделений; в контрольной, кот. отражает течение эк. процессов в об-ве

(через движение фин. ресурсов) и фиксирует все происходящее в эк-ке и

отдельных её структурных подразделениях. Реализация этих объективных

предпосылок зависти от того, в каких конкретных организационно-правовых

формах функционируют фин. отн-ния. Как эк. инструмент хоз-ния, ф-сы

способны колич-но и кач-но влиять на обществ. пр-во. Количественное влияние

хар-ся пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых фин.

ресурсов. Изменяя размеры фин. рес-сов, оставляемых в распоряжении

субъектов хоз-ния, устанавливая напр-ния более эфф-го вложения ср-в,

добиваясь распределения фин. рес-сов в соотв. с объявленными приоритетами,

об-во может возд-ть на развитие пр-ва в желаемом напр-нии. Качественное

влияние хар-ся возд-вием ф-сов на матер. интересы уч-ков воспр-ного

процесса через формы орг-ции фин. отн-ний. Кач-ное возд-вие связано с

превращением ф-сов в стимул развития эк-ки. Взм-ть влияния ф-сов на эк-ку

обусловлено тем, что: 1) являясь категорией распределения, ф-сы обслуживают

воспр-ный процесс в целом, сфера их влияния не исчерпыв-ся только областью

стоим. распред-ния, а распр-ся и на др. стадии воспр-ва; 2) тем, что ф-сы

обладают потенциальным св-вом катализатора эк. процессов, вытекающ. из

распред. их природы. Функционируя в сфере мат. пр-ва, ф-сы обслуживают

кругооборот пр-ных фондов и уч-ют в создании нов. ст-ти. Благодаря им

распред-ся реализованная ст-ть и форм-ся доходы, накопления и отчисления,

на их основе образ-ся ден. фонды целевого назначения, предназначенные для

удовлетворения разнообразных обществ. потребностей. Начавшееся в сфере мат.

пр-ва фин. распределение продолжается в сфере обращения.В рамках исп-ния ф-

сов в обществ. пр-ве можно выделить 3 глав. напр-ния фин. возд-вия на проц.

обществ. развития: 1) фин. обеспечение потреб-тей расшир. воспр-ва; 2) фин.

регулир-ние эк. и соц. процессов; 3) фин. стимулиров-е улучшения рез-тов д-

ти.

17.Финансовые ресурсы и формы их use. (фр)

фр- ден. фонды, кот-е создаются в процессе распределения, перераспред. и

use ВНП и НД за определенный период. Группы фр:1 фр, кот. явл-ся выражением

стоимости чистого дохода, созданного в стране (pf, платежи в ПФ, ФЧ, сбор

на обязательное гос. страхование, платежи в небюджетные фонды); 2 фр,

являющиеся частью фонда потребления, расиределяемые при помощи финансов

(прямые и косвенные налоги с насел-я- НДС, ПДН, АС, плата за землю, местные

налоги и сборы); 3 налоги и сборы кот-е включаются в с/с продукции (амрт-я,

сбор за геолого-развед-е работы выполняемые за счет ГБ, плата за спец. use

природ. ресурсов).

18.Фин. льготы иностранным инвесторам в Укр.

З-н Укр. "О режиме иностр-о инвестир-я" 96г. Иностранные инвесторы

поставлены в равные условия с отечественными инвесторами. Этим зак-м

инсотр. инвесторам предоставленны гос. гарантии защиты инвестиций в

частности они не могут быть национализированы. Гос. органы не имеют право

реквезировать иностр. инвестиции за исключением осуществления спасательных

мероприятий во время стихийных бедствий, аварий, эпидемий. При этом

гарантируется адекватная и эффек-я компенсация. Иностр. инвесторы имеют

право на возмещение убытков включая упущенную выгоду и моральный ущерб

причиненный им вследствие действий бездействий или не надлежащего

выполнения гос. органами и должностными лицами предусмотренных з/д-ом

обязательств в отношении иностр. инвесторов. В случае прекращения инвестиц-

й деят-ти инвест-у грантируется возврат его кап-в в натуральной форме или в

валяте инвестирования без оплаты пошлины, а т.ж. доходов с этих инвестиций.

Гос-во гарантирует беспрепятственное и немедленное перечисление за границу

pf и др. средств в иностр. валюте полученных на законных основаниях в

следствие осуществления иностр. инвестиций. Если в дальнейшем специальным

з/д-ом о иностр. инвест-х будут изменятся гарантии их защиты изложенные в

зак-е, то в течение 10 лет со дня вступления в действие з-на по требованию

иностр. инвестора применяются гарантиизащиты определенные зак-м "О режиме

инострю инвестирования".

19. Финансовая система. (фс)

ФС- совокупность различных звеньев фин. отношений, каждая из кот-х хар-ся

особенностями в формировании и use фондов ден. ср-в. Выделяют 3 сферы. I

фин. предпр-й, они включают след. звенья: фин. предпр-й работающих на

коммер-х началах; фин учреждений и орган-й, осуществ-их некоммерческую деят-

ть; фин общественных объдинений. II гос-е фин-ы, они включают: ГБ,

внебюджетные фонды, гос кредит. III страхование, в него входит: соц

страхование, личное страх., имуществ-е, страх-е ответственности, страхов.

рисков. Каждое звено фс подразделяется в соотв-ии с внутренней структурой,

содержащихся в нем фин. взаимосвязей. Фин. предпр-й исходное звено фс гос-

ва, оно явл. т.ж. основой общегос-х фин, т.к. именно в низовых хоз-ых

звеньях в процессе мат-го пр-ва создается ВОП и НД. Поэтому состояние

данного звена фс отражает положение дел в эк-ке в целом. Ведущим звеном фс

гос-ва явл. ГБ- это система ден. отношений, возникающих между гос-вом,

предпр-ми, и населением по поводу перераспр-я НД связан с образованием и

use бюджетного фонда.

20, Дж. Кейнс 1936 г «Общая теория занятости, % и денег»:

обосновал необходимость вмешательства гос-ва

инструмент вмешательства - фин-вые категории и в первую очередь

государственные расходы

рост гос-ных расходов за счет налогов и займов смогут оживить

предпринимательскую деятельность, повысить НД, ликвидировать безработицу

воздействие налогов на основной психологический закон (люди склонны ув-чить

потребление не в той степени в которой вырос доход)(падение спроса на

товары и сокращение производства. Гос-во должно воспрепятствовать

проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос путем повышения

расходов.

Неокейнсианцы : доказывали необх-ть больших гос-ных затрат не считаясь с

ростом гос-го долга. Но возникшая проблема бюджетного дефицита потребовала

нового решения. Представители стокгольмской школы отстаивали «Теорию

циклического балансирования бюджета» т.е. приспособление доходов и расходов

бюджета к экономическому циклу ( покрывать дефицит излишками

образовавшимися в период подъема экономики).

В основе теории встроенного бюджетного стабилизатора лежали взгляды

Кейнса на налоговые стабилизаторы, которые должны действовать

автоматически, регулируя циклические колебания. Последователи добавили

управляемые стабилизаторы (постоянно изменяющиеся налоговые мероприятия в

соответствии с новыми экономическими условиями).

С середины 70-х годов потребовалось пересмотреть принципы фин-вой

политики т.к.:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты