преимущественный характер приобрели налоги, взимаемые в денежной форме.
Т.е. только на определённом этапе развития государственности и денежных
отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном
выражении.
Финансы являются т.ж. исторической категорией, т.к. они имеют стадии
возникновения и развития, т.е. изменяются во времени. Выделяют 2 этапа
развития финансов:
НЕРАЗВИТАЯ ФОРМА - денежные ср-ва гос-ва используются на военные цели,
формируется только 1 фонд денежных средств - гос. бюджет, на экономическое
развитие финансы оказывают слабое воздействие;
связан с возникновением необходимости в новых общегосударственных фондах
денежных средств, и соответственно новых групп денежных отношений по поводу
их формирования. Этот этап характеризуется высокой степенью воздействия
финансов на экономику.
14Расходы ГБ.
Расходы ГБ- эконом-е отношения возникающие в связи с распред-м фонда ден
средств гос-ва и его use по отраслевому, целевому и террит-му назначению.
Бюджетные расходы классифиц-ся по след признакам: I По роли в общественном
пр-ве: 1расходы связанные с развитием матер-го прв-ва и совершенствованием
его структуры 2 расходы на содержание и развитие непр-ой сферы. II По
общественному назначению: 1 на НХ 2 соц-культурные мероприятия 3 оборона 4
управление III По отраслям и видам деят-ти IV По целевому назначению.
Расходы делятся на: текущие и расходы развития. Текущие- расходы на
финансирование сети предпр-й, учреж-й, орган-й, действующие на начало
бюджет-го, и на финансирование мер по соц защите насел-я. Расходы развития
направлены на финансирование инвестиц-й и инновац-й деяти-ти. ГБ
предусматривает расходы на: 1 Финансир-е общегос-х централиз-х программ
поддержание и повышение жизненного уровня народа, мер по соц защите
населения. 2 Финансир-е учреждений и орган-й в области образования, науки,
культуры, здравоохранения, физ-рыи т.д. 3 Финан-е производ-го и непроиз-го
строит-ва, геологоразведочных проектно-изыскательских и др работ
осуществляемых в соот-ии с общего-ми программами. 4 На оборону. 5 На охрану
окружающей среды. 6 На содержание правоохранит-х, тамож-х органов,
налоговой, КРУ, службы защиты прав потребителей. 7 Содержание органов з/д-
й, испол-й, судебной вл-ти и прокуратуры. 8 Осуществление ВЭД и внешнепол-й
деяти-ти. 9 Дотации и субвенции кот-е перечисляются в бюджеты Крыма,
городов Киева и Севастополя. 10 Выплаты всех видов пенсий и расходов на
защиту граж-н пострадавших от Черноб-й катастрофы. 11 Образование гос-х
матер-х и фин-х резервов. 12 Обслуживание внутреннего и внешнего долга и их
возврат.
15. Финансы и зар. плата.
Наряду с финансами в распределении продукта общественного труда участвует
зар. плата. Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования
доходов конкретного работника.
Как экон. категория З/П выражает стоимостные отношения возникающие в
процессе вновь созданной стоимости путём формирования индивидуальных
доходов, поступающих работникам в зависимости от количества и качества
затраченного ими труда.
З/П отличается от финансов:
Составляющие З/П распределительные отношения материализуются в основных
средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используются
для удовлетворения личных потребностей граждан, финансы находятся в
распоряжении субъектов хозяйствования и государства, и предназначены для
удовлетворения различных общественных потребностей;
функционирование З/П может рассматриваться как процесс двустороннего
движения стоимости.
Взаимодействие финансов и ЗП:
с помощью финансов формируется ФОТ и выделяется из др. фондов предприятия;
начисление З/П по времени не совпадает с её выплатой ( З/П выступает
источником части фин. расчётов предприятия.
16.Объективные предпосылки и возможности использования финансов в
общественном воспр-ве.
В практике хоз-ния ф-сы могут сознательно исп-ся об-вом для возд-вия на
процессы обществ. развития. Объектив. предпосылки исп-ния ф-сов в обществ.
воспр-ве заключ-ся в ф-циях этой категории, а именно распределительной,
кот. позволяет форм-ть фин. рес-сы и целев. ден. фонды в соотв. с потреб-ми
развития обществ. пр-ва как в целом, так и отдельных его структурных
подразделений; в контрольной, кот. отражает течение эк. процессов в об-ве
(через движение фин. ресурсов) и фиксирует все происходящее в эк-ке и
отдельных её структурных подразделениях. Реализация этих объективных
предпосылок зависти от того, в каких конкретных организационно-правовых
формах функционируют фин. отн-ния. Как эк. инструмент хоз-ния, ф-сы
способны колич-но и кач-но влиять на обществ. пр-во. Количественное влияние
хар-ся пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых фин.
ресурсов. Изменяя размеры фин. рес-сов, оставляемых в распоряжении
субъектов хоз-ния, устанавливая напр-ния более эфф-го вложения ср-в,
добиваясь распределения фин. рес-сов в соотв. с объявленными приоритетами,
об-во может возд-ть на развитие пр-ва в желаемом напр-нии. Качественное
влияние хар-ся возд-вием ф-сов на матер. интересы уч-ков воспр-ного
процесса через формы орг-ции фин. отн-ний. Кач-ное возд-вие связано с
превращением ф-сов в стимул развития эк-ки. Взм-ть влияния ф-сов на эк-ку
обусловлено тем, что: 1) являясь категорией распределения, ф-сы обслуживают
воспр-ный процесс в целом, сфера их влияния не исчерпыв-ся только областью
стоим. распред-ния, а распр-ся и на др. стадии воспр-ва; 2) тем, что ф-сы
обладают потенциальным св-вом катализатора эк. процессов, вытекающ. из
распред. их природы. Функционируя в сфере мат. пр-ва, ф-сы обслуживают
кругооборот пр-ных фондов и уч-ют в создании нов. ст-ти. Благодаря им
распред-ся реализованная ст-ть и форм-ся доходы, накопления и отчисления,
на их основе образ-ся ден. фонды целевого назначения, предназначенные для
удовлетворения разнообразных обществ. потребностей. Начавшееся в сфере мат.
пр-ва фин. распределение продолжается в сфере обращения.В рамках исп-ния ф-
сов в обществ. пр-ве можно выделить 3 глав. напр-ния фин. возд-вия на проц.
обществ. развития: 1) фин. обеспечение потреб-тей расшир. воспр-ва; 2) фин.
регулир-ние эк. и соц. процессов; 3) фин. стимулиров-е улучшения рез-тов д-
ти.
17.Финансовые ресурсы и формы их use. (фр)
фр- ден. фонды, кот-е создаются в процессе распределения, перераспред. и
use ВНП и НД за определенный период. Группы фр:1 фр, кот. явл-ся выражением
стоимости чистого дохода, созданного в стране (pf, платежи в ПФ, ФЧ, сбор
на обязательное гос. страхование, платежи в небюджетные фонды); 2 фр,
являющиеся частью фонда потребления, расиределяемые при помощи финансов
(прямые и косвенные налоги с насел-я- НДС, ПДН, АС, плата за землю, местные
налоги и сборы); 3 налоги и сборы кот-е включаются в с/с продукции (амрт-я,
сбор за геолого-развед-е работы выполняемые за счет ГБ, плата за спец. use
природ. ресурсов).
18.Фин. льготы иностранным инвесторам в Укр.
З-н Укр. "О режиме иностр-о инвестир-я" 96г. Иностранные инвесторы
поставлены в равные условия с отечественными инвесторами. Этим зак-м
инсотр. инвесторам предоставленны гос. гарантии защиты инвестиций в
частности они не могут быть национализированы. Гос. органы не имеют право
реквезировать иностр. инвестиции за исключением осуществления спасательных
мероприятий во время стихийных бедствий, аварий, эпидемий. При этом
гарантируется адекватная и эффек-я компенсация. Иностр. инвесторы имеют
право на возмещение убытков включая упущенную выгоду и моральный ущерб
причиненный им вследствие действий бездействий или не надлежащего
выполнения гос. органами и должностными лицами предусмотренных з/д-ом
обязательств в отношении иностр. инвесторов. В случае прекращения инвестиц-
й деят-ти инвест-у грантируется возврат его кап-в в натуральной форме или в
валяте инвестирования без оплаты пошлины, а т.ж. доходов с этих инвестиций.
Гос-во гарантирует беспрепятственное и немедленное перечисление за границу
pf и др. средств в иностр. валюте полученных на законных основаниях в
следствие осуществления иностр. инвестиций. Если в дальнейшем специальным
з/д-ом о иностр. инвест-х будут изменятся гарантии их защиты изложенные в
зак-е, то в течение 10 лет со дня вступления в действие з-на по требованию
иностр. инвестора применяются гарантиизащиты определенные зак-м "О режиме
инострю инвестирования".
19. Финансовая система. (фс)
ФС- совокупность различных звеньев фин. отношений, каждая из кот-х хар-ся
особенностями в формировании и use фондов ден. ср-в. Выделяют 3 сферы. I
фин. предпр-й, они включают след. звенья: фин. предпр-й работающих на
коммер-х началах; фин учреждений и орган-й, осуществ-их некоммерческую деят-
ть; фин общественных объдинений. II гос-е фин-ы, они включают: ГБ,
внебюджетные фонды, гос кредит. III страхование, в него входит: соц
страхование, личное страх., имуществ-е, страх-е ответственности, страхов.
рисков. Каждое звено фс подразделяется в соотв-ии с внутренней структурой,
содержащихся в нем фин. взаимосвязей. Фин. предпр-й исходное звено фс гос-
ва, оно явл. т.ж. основой общегос-х фин, т.к. именно в низовых хоз-ых
звеньях в процессе мат-го пр-ва создается ВОП и НД. Поэтому состояние
данного звена фс отражает положение дел в эк-ке в целом. Ведущим звеном фс
гос-ва явл. ГБ- это система ден. отношений, возникающих между гос-вом,
предпр-ми, и населением по поводу перераспр-я НД связан с образованием и
use бюджетного фонда.
20, Дж. Кейнс 1936 г «Общая теория занятости, % и денег»:
обосновал необходимость вмешательства гос-ва
инструмент вмешательства - фин-вые категории и в первую очередь
государственные расходы
рост гос-ных расходов за счет налогов и займов смогут оживить
предпринимательскую деятельность, повысить НД, ликвидировать безработицу
воздействие налогов на основной психологический закон (люди склонны ув-чить
потребление не в той степени в которой вырос доход)(падение спроса на
товары и сокращение производства. Гос-во должно воспрепятствовать
проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос путем повышения
расходов.
Неокейнсианцы : доказывали необх-ть больших гос-ных затрат не считаясь с
ростом гос-го долга. Но возникшая проблема бюджетного дефицита потребовала
нового решения. Представители стокгольмской школы отстаивали «Теорию
циклического балансирования бюджета» т.е. приспособление доходов и расходов
бюджета к экономическому циклу ( покрывать дефицит излишками
образовавшимися в период подъема экономики).
В основе теории встроенного бюджетного стабилизатора лежали взгляды
Кейнса на налоговые стабилизаторы, которые должны действовать
автоматически, регулируя циклические колебания. Последователи добавили
управляемые стабилизаторы (постоянно изменяющиеся налоговые мероприятия в
соответствии с новыми экономическими условиями).
С середины 70-х годов потребовалось пересмотреть принципы фин-вой
политики т.к.:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8