система распределения прибыли, при этом 90% прибыли поступало в бюджет.
Капиталовложения предприятия осуществляли за счет бюджетного
финансирования. Реформа сводилась:
с 60 по 80г. Суть реформы: пр-тиям разрешено создавать фонды эк.
Стимулирования за счет прибыли остающейся в его распоряжении и был введен
т.н. сальдовый метод распределения прибыли. Из балансовой прибыли в первую
очередь выплачивались : плата за ОПФ, рентные платежи, % банку за кредит.
Оставшаяся часть прибыли - расчетная прибыль. Часть ее направляли на
создание фонда экон-го стимулирования, оставшаяся часть подлежала
перечислению в бюджет.
81 - 85 гг. Экономич-кий мех-зм был заложен постановлением от 12.07.79г «Об
улучшении планирования и усилении воздействия хоз-го мех-ма на пов-нии эфф-
ти производства и кач-ва работы». Отличия от нормативно-сальдового:
вводились долгосрочные нормативы отчислений от прибыли, дифференцированные
по годам пятилетки.
устанавливались отчисления в абсолютной сумме
платежи в бюджет вносились централизованно министерством.
86 - 87 г. платежи в бюджет пр-тие вносит самостоятельно и исчисляет от
расчетной прибыли. Из балансовой прибыли выплачивались : плата за ОПФ,
рентные платежи, % банку за кредит, если сумма первоочередных платежей
превышала плановую это сказывалось на сумме прибыли остающейся в
распоряжении предприятия.
87г закон СССР « О государственном предприятии и объединении». Пр-тие
может использовать одну из форм хозрасчета:
основанную на нормативном распределении прибыли
основанную на нормативном распределении дохода
В 1991г З-н «о н\о прибыли пр-тий и ор-ций», который закрепил переход на
налоговую модель распределения прибыли.
Декретом каб. Мина вводится налог на прибыль.
С 1.04.93 налог на доход. 1994г - продолжает действовать закон « ...»
ставка налога повышается до 22%.
В соответствии с законом « Он\о предприятий» от 21.05.97г. объектом н\о
явл-ся прибыль, которая определяется путем умножения суммы
скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых
расходов и сумму амортизационных отчислений (базовая ставка налога 30%).
Требования к мех-му распределения :
обеспечение сочетания интеересов субъектов хозяйстования.
Принципы распределеения:
первоочередное выпол-ние фин-вых обязательств перед гос-вом
обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства
исп-ние прибыли на мат-ное стимулирование работников
Для реализации этих принципов необходима финансовая независимость
предприятия.
Вмешательство гос-ва ограничено устан-нием размера налогов, а также фин-
вых санкций за их нарушение.
Пр-тие прибыль направляет на выплату дивидендов, нужды соц-го характера.
Размер затрат и порядок их финансирования уст-ся в учред-ных док-тах пр-
тия. После этого пр-тие распоряжается оставшейся частью прибыли.
28. Содержание и значение фин-й пол-ки (фп).
Фп- совокупность мероприятий гос-ва по организации и use фин для
осуществления своих функций и задач. Фп включает след. звенья: 1 выработку
научно-обоснованных концепций развития фин-в; 2 определение основных
направлений use фин. на перспективу и текущий период; 3 осуществление
практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство этих 3-х звеньев определяет содеожание фп. Фин-я стратегия-
долговременный курс фп, расчитанный на перспективу и предусматриввающий
решение крупномасштабных задач. Фин-я тактика направлена на решение задач
конкретного этапа развития эк-ки путем своевременного изменения способов
организации фин связей. Стратегия и тактика фп тесно взаимосвязаны.
Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Тактика позволяет в жатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать
задачи, намечаемой фин-й стратегией. Значение фп: 1 фп, сопровождается
повышением уровня благосостояния народа. В процессе ее разработи и
рповедении предусмат-ся фин рес-ы кот. могут быть use для повышения мат-го,
культурного уровня жизни народа; 2 фп играет важную роль в развитии произ-х
сил и рациональном их размещении по террит-ии страны; 3 фп способствует
укреплению и развитию эк-х связей с др. странами, создавая условия для
осуществления совместных мероприятий.
29.Контрольная ф-ия фин.
Основу контр. ф-ии сост-ет движение фин. ресурсов как в фондовой, так и не
в фондовой части, они выступают универсальным орудием контроля со стороны
об-ва за пр-вом распед-ем ВОП, т.е. об-во знает как складываются пропорции
в распределении ден. ср-в, насколько своевременно фин рес поступают в
распоряжение разных субьектов хозяйст-я, насколько эфф. они use. Объект
контроля- фин. показатели деят-ти предпр-я. В зависимости от субъектов,
осуществ. фин контроль различают: общегос-й, ведомственный, внутрихоз-й,
общественный,независимый (аудит). Степень и глубина реализации контр. ф-ии
зависит от фин. дисциплины. Фин. дисциплина- обязательный для всех предпр-
й, орган-й и должност-х лиц фин-ов хоз-ва, соблюдение установленных норм и
правил выполнения фин. обязательств. Контр. фун-я действует не
изолированно, а в единстве с распределительной ф-ией.
30. Фин-й механизм (фм) и его роль в реализации фин пол-ки.
Фм- совокупность способов, видов и методов организации фин отношений с
помощью кот-х обеспечивается осуществление распред-х процессов, образование
доходов и use фондов ден ср-в. Гос-во устанавливает методы распред-я НД,
предусматривает виды платежей, определяет принципыи направления use гос
фин. Для эфф-го use фин-в большое значение имеет прогнозирование и
планирование способов организации фин. отношений, контроль за правильностью
применения различных видов, форм и методов фин. отношений.
32. Соц.-эк.содержание страхования, его функции.
Эк. категория страхования явл-ся составной часть категории финансов.
Причем, страхование охватывает только сферу перераспределительных отн-ний.
Специфичность страхования, как эк. категории опред-ся следующим:
при страховании возникают ден. прераспределительные отн-ния, обусловленные
наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых
событий, т.е. страховых случаев, влекущих за собой возм-ть нанесения матер.
или иного ущерба н/х-ву или населению,
при страховании осущ-ся раскладка нанесенного ущерба между участниками
страхования - страхователями, кот. носит замкнутый хар-р,
страхование предусматривает прераспределение ущерба как между тер-ми
единицами так и во времени,
замкнутая раскладка ущерба обуславливает возвратность средств,
мобилизованных в страховой фонд
Т.о., страхование - это совокупность замкнутых перераспределительных отн-
ний между его уч-ми по поводу форм-ния за счет ден. взносов целевого
страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба,
нанесенного субъектам хоз-ния, или выравниванием потерь в семейных доходах
в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Эк. категория
страхования проявляется в практике хоз-ния в кач-ве 1-го из методов форм-
ния и исп-ния страхового фонда. К другим методам отн-ся централизов. и
децентрализованный. Централиз. метод связ. с прямым з/д-ным выделением из
НД и нац. богатства страны опред. фин. резервных, в т.ч. и страховых
фондов. С пом. данного метода форм-ся резервные фонды гос. бюджета,
валютные резервы и зол. запас гос-ва. Децентрализов. фин. резервы созд-ся в
объединениях и предпр. сферы матер. пр-ва для возмещения локального ущерба
и покрытия различ. убытков. Сущность страхования проявляется в его
функциях:
1. рисковая ф-ция (страховой риск, как вер-ность ущерба непоср-но связан с
основным назначением страхования по оказанию ден. помощи пострадавшим хоз-
вам изи гр-нам. В рамках д-вия рисковой ф-ции происходит
перераспределение ден. формы ст-ти среди уч-ков страхования в связи с
последствиями случ. событий
1. предупредительная ф-ция связ. с исп-нием части ср-в страхового фонда на
ум-ние степени и последствий страхового риска
1. сберегательная ф-ция проявляется в сбережении с пом. страхования ден.
сумм (напр. при страховании на дожитие).
1. контрольная ф-ция выражает св-во этой категории к строго целевому форм-
нию и исп-нию ср-в страхового фонда.
33.Фин. обеспечение воспр-ного процесса - это покрытие воспр-ных затрат за
счет фин. рес-сов, аккумулируемых субъектами хоз-ния и гос-вом. Фин. рес-сы
форм-ся во всех подразделениях обществ. воспр-ва, затем происх. их распред-
ние и целенапр-ное исп-ние через ден. фонды целев. назначения. Фин.
обеспечение воспр-ных затрат может осуществл. в 3-х формах:
1)самофин-ние, 2)кредитование, 3)гос. фин-ние. Самофин-ние - основано на
исп-нии собств. фин. рес. субъектов хоз-ния. При недостаточности собств. ср-
в, предпр. может либо сократить опред. расходы, либо восп-ся заемн. ср-
вами, привлекаемыми на основе операций с ц.б. Кредитование - это такой
способ фин. обеспечения воспр-ных затрат, при кот. расходы субъекта хоз-ния
покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности,
платности, возвратности, обеспеченности, целевого хар-ра исп-ния. Гос. фин-
ние - пр-ся на безвозвратной основе за счет ср-в бюджетных и внебюджетных
фондов, формируемых на разных уровнях гос. упр-ния в процессе распред. и
прераспред. части НД. При пом. такого фин-ния гос-во целенапр-но
перераспределяет фин. рес. между пр-ной и непр-ной сферами, отраслями эк-ки
и тер-риями страны, между формами собств-ти , отдельными группами и слоями
населения. На практике все перечисленные формы фин. обеспечения пр-ных
затрат могут применяться одновременно. Главное - обеспечить оптим.
соотношение между ними. Для обеспечения бесперебойного фин-ния воспр-ных
затрат большое значение имеют фин. резервы. Они могут созд-ся самими
субъектами хоз-ния за счет собств. фин. рес., их управленч. стр-рами,
специализированными страховыми орг-циями и гос-вом. Формирование круп. фин.
резервов в руках субъектов хоз-ния мало эфф-но с эк. т.зр. Более
целесообразно форм-ние резервов бюджет. методом и методом страхования, т.к.
здесь достиг-ся более высокая оборачиваемость резервируемых средств.
34.В начале 70-х из неоклассической школы выделилась неоконсервативное
направление.
Эк-кий рост определяется достаточностью предложенных сбережений и
накоплений. Сбережения создают возможности для накопления ресурсов -
накопления образуют фонды для финансирования капитальных вложений -
расширение инвестиций обусловливает рост производимого продукта. Цель
финансовой политики гос-ва - через налог создать систему для формирования
сбережений, достаточных для обеспечения инвестиций в частном секторе.
Необходимо существенно снизить общий уровень налогов для стимулирования
экономического роста в долгосрочном плане, предложили прогрессивную шкалу
налоговых ставок по ПДН заменить пропорциональной. Кривая Лаффера:
обосновал зависимость между ростом налога и доходами бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8