— законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий. Этот вид теневой экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть теневой экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;
— нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.
Госкомстат России учитывает в своих расчетах только два первых вида теневой экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть теневой экономики можно называть неформальной экономикой.
Параметры неформальной экономики были определены при расчете системы национальных счетов (СНС) за 1997 год. Параметры неформальной экономики на тот момент выглядели следующим образом:
Таблица 4.3.1.
Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике
Удельный вес части, относящейся к неформальному сектору в показателе (%)
Удельный вес досчета в ВВП
(%)
Содержание показателя
Расчет ВВП производственным методом
Всего
22
Промышленность
11
4
Досчет на скрываемое производство
Строительство
8
1
Досчеты на неучтенный круг, на строительство дач и гаражей
Сельское хзяйство
46
4
Индивидуальное производство населения
Торговля, включая внешнюю
63
10
Продажи на вещевых и смешанных рынках
Транспорт и связь
9
1
Досчеты на неучтенный круг
Другие отрасли
2
Рыночные услуги населению, операции с недвижимым имуществом, жилищное хозяйство и др.
Расчет ВВП методом доходов
Всего
20
Смешанный доход
100
9
Доход индивидуальных предпринимателей и неформальных предприятий
Скрытый доход
100
11
Скрытая оплата труда и другие скрытые доходы, получаемые домашними хозяйствами
Таблица 4.3.2.
Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах по отраслям за 1996—1998 годы (1998 год — I полугодие (в процентах)
Отрасль
Нарушения
Всего
100
Металлургия
0,8
Машиностроение и металлообработка
2,4
Транспорт
3,6
Топливно-энергетический комплекс
3,6
Банки и кредитные учреждения
4,1
Пищевая промышленность (включая производство алкогольной продукции)
4,9
Строительство
11,6
Торговля
36,4
Прочие
32,6
Используемая при оперативных расчетах информационная база не позволяет с достаточной степенью точности определить параметры неформальной экономики. По косвенным данным можно предположить, что удельный вес неформального сектора с 1997 года несколько возрос и достиг 23—25 % ВВП, причем наиболее заметно этот показатель рос во второй половине прошлого года. В последние месяцы сколько-нибудь существенного роста доли не формального сектора не наблюдается. В развитых странах эта часть теневой экономики обычно оценивается в 10—15 %, хотя разные методы дают большой разброс в величине этого параметра.
Вместе с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это — криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав теневой экономики. Эту часть теневой экономики следует называть незаконной экономикой.
По мнению некоторых авторов публикаций на эту тему, теневая экономика составляет порядка 40—45 % к ВВП.
Применительно к неформальной экономике стоит задача "ее вывода из тени" путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью.
Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь.
Условия для теневой экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том числе криминальной экономики.
Большое внимание проблемам теневой экономики уделяется и в зарубежных странах. При этом применяется множество различных методов количественной оценки масштабов теневой экономики (выборочные обследования, результаты проверок налоговых и других органов на основе расхождений в официальной статистике между данными по производству и по потреблению, на основе разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры теневой экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер).
В результате применения различных методов были получены и публиковались следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Франции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.
В финансовой и банковской сфере развитию теневой экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно-правового характера. К числу основных из них можно отнести следующие.
1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента.
2. До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
- за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
- за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
- за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
3. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей.
4. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
5. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.
6. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
7. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18