Проблемы формирования бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа

И все-таки в экономическом отношении Ханты-Мансийский округ выглядит значительно весомее других субъектов Федерации. При 1 % населения от общего количества жителей России округ дает 70 % всей российской нефти, имеет 500 крупнейших нефтяных и газовых месторождений, занимает второе место в стране по выработке электроэнергии. Округ отдает в центр 60 % собираемых налогов.

 В заключение  данной главы хочется подчеркнуть, что Ханты-Мансийский округ - это равноправный субъект РФ, который решает не только задачу укрепления России, но и подъема жизненного уровня жителей округа. Сравнительная таблица по социально экономическим показателям представлена в приложении 2.

 

 

 

 

Глава 3. Анализ доходной и расходной части   

бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа за 1998г.

3.1.Анализ доходной части

Одновременно идущие негативные экономические процессы, как   девальвация рубля, скачок цен, паралич банковской системы, развал фондового   рынка, снижение экспортных и импортных поставок, падение жизненного уровня   и покупательной способности населения, не могли не затронуть и наш регион.   Углубление кризисных явлений в экономике Российской Федерации самым   негативным образом отразились на выполнении Закона ХМАО "Об окружном   бюджете на 1998 год". План по доходам окружного бюджета за 1998 год выполнен   на 86,9 %, получено доходов 9 125 421 тыс.руб., что ниже уровня прошлого года   на 584 475 тыс.руб. или на 6 %. Денежными средствами поступило 2 221 300   тыс.руб., или 24,3 %, что на 526 900 тыс.руб. ниже уровня 1997 года.

В 1998 году практически не произошло положительных сдвигов в   повышении уровня собираемости ° , налогов. Некоторые крупные   налогоплательщики увеличили недоимку как по платежам в окружной бюджет, так   и в консолидированный бюджет округа: ОАО "Кондпетролеум" - на 234 425   тыс.руб. (на 1.01.98 г. 37 065 тыс.руб., на 1.01.99 г. – 271 310 тыс.руб.)

000 "Лукойл-Западная Сибирь" на 167 950 тыс.руб. (на 1.01.98 г. - 107 761   тыс.руб., на 1.01.99 г. - 275 511 тыс.руб.); ОАО "Мегионнефтегаз" - на 132 239   тыс.руб. (переплата на 1.01.98 г. - 35 261 тыс.руб., на 1.01.99 г. недоимка - 96 978   тыс.руб.); ДП "Сургутгазпром" - на 98 411 тыс.руб.( на 1.01.98 г. - 93 628 тыс.руб,   на 1.01,99 г. - 192 039 тыс.руб.); ОАО "Варьеганнефтегаз" - на 69 351 тыс.руб. (на   1.01.98 г. - 17 629 тыс.руб. переплата, а на 1.01.99 г. недоимка - 51 792 тыс.руб.).   Недоимка по состоянию на 1.01.99 года в территориальный бюджет составила   3 263 629 тыс.руб. – возросла на 391 383 тыс.руб. или на 13,7 %.

Налоговых доходов (с учетом ВМСБ) поступило в доход окружного бюджета      7852 684,25 тыс.руб., и обеспечило выполнение годового задания по сбору этих   налогов только на 79,1 %, а по консолидированному бюджету на 77,7 %, что ниже   плана на 4 690 691 тыс.руб..

План выполнен лишь по двум доходным источникам: акцизы и налог на   покупку валюты. Несмотря на значительное перевыполнение (соответственно   121,3 %, 118,1 %) дополнительно поступило в бюджет лишь 646 тыс.руб., так как   данные доходы занимают менее 1 % в общем объеме налоговых доходов. Самое   низкое исполнение по налогу на добавленную стоимость - 63,8 %, в целом по   округу план по НДС выполнен на 85,7 %. Получено в консолидированный бюджет   2 780 525 тыс.руб. налога на добавленную стоимость, что ниже уровня прошлого   года на 545 279 тыс.руб. или на 16,4 % и ниже плана на 641087 тыс.руб (недоимка   в территориальный бюджет по состоянию на 1.05.99 года составила 895 678   тыс. руб.).

Подоходного налога получено в окружной бюджет 476 281 тыс.руб., что   ниже плана на 199 093 тыс.руб. или на 29,5 %., тогда как по округу исполнение   составило 75,2 %. За истекший год поступило в бюджет округа подоходного   налога ниже уровня прошлого года на 582 619 тыс.руб. или на 14,6 % (1997 год -  4 001 577 тыс.руб.; 1998 год -3 418 958 тыс.руб.). Невыполнение по данному   источнику доходов объясняется несвоевременной выплатой заработной платы.

В истекшем году поступило в консолидированный бюджет округа налога на   имущество больше, чем в прошлом году на 78 888 тыс.руб., но ниже плана на   611 531 тыс.руб. или на 17,5 %. Соответственно исполнение по окружному   бюджету составило 78,5 %. Полнота сбора по данному налогу позволила бы   обеспечить выполнение плана по данному налогу (недоимка на 1.01.99 г. в   территориальный бюджет составила 574 312 тыс.руб.).

Наметилась тенденция к снижению по налогу за право пользования недрами:   если за 1997 год поступило в окружной бюджет 1 733 293 тыс.руб., то в 1998 году   при плане 1 653 873 тыс.руб. - 1 298 664 тыс.руб. или меньше прошлого года на   434 629 тыс.руб. и соответственно плана на 355 209 тыс.руб. План года выполнен   на 78,5 %, что чуть выше исполнения в целом по округу (75,8% план 3 537 169   тыс.руб. факт - 2 679 568 тыс.руб.). В результате снижения цен на нефть по ряду   объединений и падения добычи нефти по сравнению с прошлым годом на 2 182,2   тыс.тонн, (добыто в 1998 году – 166 678 тыс.тонн, в 1997 г.- 168 861,1 тыс.тонн).   план не выполнен.

Налога на прибыль поступило в окружной бюджет 925 251 тыс.руб. или   меньше прошлого года на 191 122 тыс.руб. и плана на 227 566 тыс.руб,   исполнение составляет соответственно 82,9 % и 80,3 %.

В целом по округу план по налогу на прибыль выполнен лишь на 72,9 %:   поступило 2 697 365 тыс.руб, при плане 3 702 379 тыс.руб., что меньше, чем в 1997   году на 1 232 138 тыс.руб или на 31,4 %. Недоимка по налогу на прибыль на   1.01.99 года составила 790 794 тыс.руб.

Поступления в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы составили   3 939 943 тыс.руб., или 82,1 % к годовому назначению и 86,2 % к уровню   прошлого года.

Незначительной для окружного бюджета в 1998 году явилась сумма   неналоговых доходов - 1 272 737 тыс.руб., доля которых в общем объеме   поступлений составляет 13,9 %. Хотя план по данной группе доходов выполнен на   224,6 %, – дополнительно в бюджет поступило 705 987 тыс.руб. (при плане 566 750   тыс.руб. поступило 1 272 737 тыс.руб.). Перевыполнен план по возврату   инвестиций в 1,7 раза; по доходам от имущества, находящегося в государственной   собственности в 3,9 раза, что обусловлено заключением новых договоров по   аренде имущества.; по доходам от продажи принадлежащего государству   имущества в 4,7 раза за счет поступления доходов от продажи акций,   закрепленных в федеральной собственности: от Тюменской нефтяной компании   поступило 10 570,209 тыс.руб., от НК "Лукойл" -18 072,990 тыс.руб., от   НК "Сибур" - 10 464 тыс.руб..

План по возврату средств инвестиционного налогового кредита выполнен на   54,5%, возврат процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом   осуществлен на 69,4 %., в результате чего в окружной бюджет недопоступило   средств на общую сумму 99 977 тыс.руб.. Возврат инвестиционного налогового   кредита 000 "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" произведен на 58,9 % от суммы,   предусмотренной к возврату в 1998 году ( предусмотрено 119 324 тыс.руб,   уплачено 70 336,7 тыс.руб.; по ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" процент   возврата средств составляет 88,1 % (предусмотрено 2 454 тыс.руб., уплачено 2 162   тыс.руб.); ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" – на 84,99 %;   ОАО "Негуснефть" – 3,2 %. Высокий процент исполнения по данному источнику   доходов обеспечили: ОАО "Сибнефтегазпереработка" (158,9 %),   ОАО "Ноябрьскнефтегаз" (100 %), ОАО "Нижневартовскнефтегаз" (133,3 %),   ОАО НК "Юкос" (100 %), ОАО "Варьеганнефтегаз" (280,1 %).

Сумма инвестиционного налогового кредита, предусмотренная к возврату в   1998 году не была уплачена вообще ОАО "Юганскнефтегаз" - 47 123 тыс.руб.;   ОАО "Кондпетролеум" – 4 508 тыс.руб.; ОАО "Сургутский ГПЗ" - 3 705 тыс.руб.;   ОАО "Югандрев" - 80 тыс.руб.; ОАО "Автотранспортное предприятие # 1" - 357   тыс.руб.; ЗАО "Дебит" - 337 тыс.руб.; ОАО "Юганскнефтегеофизика"- 324   тыс. руб.

В связи с неудовлетворительным исполнением доходной части бюджетами   муниципальных образований не исполнен план по возврату средств досрочного   завоза как федерального, так и окружных фондов.

По федеральному фонду под досрочный завоз товаров в 1998 году   полностью рассчитались по своим обязательствам МО г.Нефтеюганск (кредит –   256,6 тыс.руб., проценты – 82,4 тыс.руб.) и МО г.Нягань (кредит - 34 259,2   тыс.руб., проценты – 3 949,3 тыс.руб.).

По окружному фонду под досрочный завоз товаров и процентам за   пользование им в 1998 году полностью рассчиталась Администрация МО г.Нягань   (кредит – 8 247,5, проценты - 1 308,7 тыс.руб.); предприятия – Ханты-Мансийское   городское потребительское общество, ОГУОРП "Юграторг", Северная торгово-заготовительная межрайбаза. Частично погасили задолженность МО "Октябрьский   район", МО "Советский район".

Структура доходов окружного бюджета и бюджета Ханты-Мансийского   автономного округа в 1998 году характеризуется данными показанными в приложении 5.

В доходах окружного бюджета наибольший удельный вес приходится на   сумму налоговых доходов - 42,9 %. Аналогичная картина складывается и в   бюджете Ханты-Мансийского автономного округа, где на долю налоговых   доходов приходится 73,0 %.

Наибольший удельный вес в общей сумме доходов окружного бюджета   занимают платежи за право пользования недрами - 14,2 %, далее следует налог на прибыль предприятий - 10,1 %, налог на имущество - 7 %, НДС - 5,4 % и   подоходный налог с физических лиц - 5,2 %.

Основным источником налоговых доходов в бюджете Ханты-Мансийского   автономного округа является подоходный налог с физических лиц - 15 %. Доля   поступлений налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость и   платежей за право пользования недрами приблизительно одинакова, и составляет   12 %.

Значительными как в окружном бюджете - 43,2 %, так и в бюджете ХМАО -  19 % являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В   результате того, что начиная с 1997 года отчисления на воспроизводство   минерально-сырьевой базы, остающиеся у предприятий стали учитываться в   бюджете, их доля в общем объеме доходов увеличилась, чем объясняется   снижение доли налоговых доходов в общей сумме доходов с 88,2 % в 1996 году до   79 % в 1997 году и 73 % в 1998 году. Данный налог образовал в 1998 году фонд   воспроизводства минерально-сырьевой базы, расходы по нему носят целевой   характер, финансируются геологоразведочные работы.

Удельный вес неналоговых доходов к общей сумме доходов окружного   бюджета составляет 4,8 %, а в бюджете ХМАО 3%.

Поступление доходов в окружной бюджет в течение всего 1998 года   осуществлялось неравномерно: так в первом квартале поступило 63,8 % доходов к   плану на 1 квартал 1998 года (план - 2 625 062 тыс.руб., факт - 1 675 508 тыс.руб.);   во втором квартале - 80,5 'А доходов к плану на ?1 квартал (план - 2 625 062   тыс.руб., факт - 2 114 136 тыс.руб.); в третьем квартале 55,5 % доходов к плану на   111 квартал (план - 3 150 074 тыс.руб., факт - 1 747 811 тыс.руб.; в четвертом   квартале - 171,6 % доходов к плану на 1У квартал (план - 2 100 050 тыс.руб., факт -  3 602 982 тыс.руб). Августовский кризис, повлек за собой снижение   платежеспособности предприятий, в результате чего в 111 квартале процент   исполнения плана самый низкий.

В целях своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц   предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися источниками   выплаты, а также предотвращения неправомерного пользования бюджетными   денежными средствами юридическими и физическими лицами, руководителям   коммерческих банков и учреждений Центрального банка было направлено письмо,   с просьбой усилить контроль за своевременностью уплаты предприятиями,   учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых   ими физическим лицам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты