Проблемы формирования бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа

8. В значительной степени не регла­ментировано обращение капиталов внут­ри финансово-промышленных групп.

Сохраняется тенденция распростране­ния мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе свя­занных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей-продажей иностранной валюты, оформ­лением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зару­бежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также пря­мыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.

Более 60% всех выявленных за по­следнее время органами ВЭК России на­рушений валютного законодательства яв­ляются следствием неудовлетворительно­го или недобросовестного осуществления коммерческими банками функций аген­тов валютного контроля. Причем почти треть всех выявленных нарушений дей­ствующего законодательства приходит­ся на неполноту и искажения банковс­кого учета и отчетности по валютным операциям, а одна пятая обусловлена осуществлением коммерческими банка­ми разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разреше­ний (лицензий) Банка России.

Теневая экономика активно внедря­ется в сферу внешнеэкономической дея­тельности.

В стране сформировалась организо­ванная сеть нелегального (теневого) об­ращения и перевода за границу товар­ных, валютных, сервисных и интеллек­туальных ресурсов.

Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Де­нежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направля­ются на счета иностранных фирм в рос­сийских банках и затем через корреспон­дентские счета иностранных банков пере­мещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма снача­ла приобретает товар на территории Рос­сии, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не яв­ляется незаконной, однако, ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствую­щих товарных ресурсов.

Значительная часть неучтенного ва­лютного оборота образуется и при неза­конном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактичес­кие объемы и цены импортируемых то­варов, как правило, искажаются в сто­рону занижения. Неучтенные в значи­тельных объемах товары реализуются те­невыми структурами.

Российские участники внешнеэконо­мической деятельности (как государствен­ные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко при­бегают к методу существенного заниже­ния цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на ввозимые то­вары. Получаемая в результате неучтен­ная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными це­нами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках, иностранных парт­неров, совместных или оффшорных ком­паний.

Так, по данным Российского торг­предства в США при общем объеме экс­порта за 1996—1997 года в 1,4 млрд дол­ларов потери валютной выручки от необоснованного занижения ценовых, количественных и качественных парамет­ров внешнеторговых контрактов состав­ляли 230 млн долларов, или 16,4 %. По оценке ВЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения контрактных цен экспортируемых из Рос­сийской Федерации одних только лесо­материалов, нефти и нефтепродуктов, до­стигает 1,2—1,6 млрд долларов.

Нередки факты уклонения от обяза­тельной продажи государству части ва­лютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением ка­питала, без оформления лицензии Бан­ка России, недооценки качественных характеристик ряда валютоемких россий­ских товаров, нелегального вывоза из страны интеллектуальной собственнос­ти, которая вовлекается в хозяйственный оборот за рубежом без всякой компен­сации для России.

За последнее время в сфере ТЭК органами валютного контроля проведе­но 23 проверки соблюдения установлен­ных законодательством сроков поступ­ления валютных средств. Общий объем контрактной стоимости поставляемых на экспорт нефтепродуктов, оборудования для их переработки и других ресурсов составил 283,8 млн долларов. Причем невозврат валютной выручки в установ­ленные сроки превысил 70 млн долла­ров. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 2,3 млрд рублей и 1,7 млн долларов, в том числе взыскано в пользу бюджета 707,4 млн рублей и 1,4 млн долларов. Наиболее значительное непоступние валютных средств в пре­дусмотренные законодательством сроки по данным ГТК России имеет место по поставкам природного газа, чугуна, про­ката, лома и отходов черных металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам и сырой нефти, вклю­чая газовый конденсат.

По расчетным данным при экспорте товаров наибольший экономический ущерб государству причинялся за счет пе-репатриации валютной выручки и равнял­ся 20 % стоимости охваченных контро­лем экспортных сделок, что в стоимост­ном выражении составляет до 3 млрд дол­ларов США. Неохваченные валютным контролем внешнеэкономические сделки имеют латентность совершенных право­нарушений порядка 16 % (стоимостное выражение — до 4,5 млрд долларов США).

Оценка объемов импорта при рас­смотрении его удельных составляющих до и после отмены большинства льгот пока­зывает, что ожидаемым эффектом такой отмены должно было стать сокращение объемов ввоза товаров на 10 %. При этом, однако, внутреннее потребление не со­кратилось и скачка цен на потребительс­кие импортные товары не произошло, что свидетельствует о перемещении значи­тельной части импорта в теневой сектор. Соответствующие досчеты на латентность правонарушений при импорте показыва­ют, что стоимостное выражение теневой составляющей при импорте достигали в 1997 году 8 млрд долл. США.

Из приведенных данных видно, что стоимостное выражение теневой состав­ляющей в сфере ВЭД оценивается в 15,5 млрд долларов США.

Коррупционные процессы широко   проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих   экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки.   Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности,   движения капиталов, использования   бюджетных средств, выделения крупных   кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и   преследующих корыстные цели.

Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею.   Организованные преступные структуры,   используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций   "перекачивают" государственное имущество в коммерческие структуры, полу  чая из госбюджета незаконные кредиты  и субсидии, занижая реальную стоимость   государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валют  ную выручку от реализации за рубежом   энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление   различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических,   законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой   экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.

Учитывая эту, коррупционную связь   следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую   теневой экономики.

По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата   криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли.   Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики.

При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит   крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета. Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью   государственных внебюджетных фондов.   Растет число коррупционных проявлений   в металлургической промышленности   (особенно в производстве алюминия),   сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней.

Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных силах. Имеют место многочисленные факты злоупотребления служебным положением, содействие за взятки в прекращении уголовных дел, сращивание с криминальными структурами, противоправное участие в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном бизнесе и контрабандных сделках.

В ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего   развития отечественной экономики и   общества: либо российская экономика   твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал   роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальней  шее формирование пойдет по латиноамериканскому образцу с преобладанием   узко-групповых интересов, недоступных   силе закона, обрекающему основные   массы населения на нищету.







































Глава 5.  Современное состояние условий и охраны труда в РФ


По объективным причинам в Российской Федерации усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1996 году от травм на производстве пострадали 214,6 тыс. человек, 5,4тыс. человек погибли.

  Удельный вес работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда в общей численности работников, занятых в промышленности, с 1991 по 1995г.г. возрос с 18% до 42,3%.

В 1996 году рост количества впервые выявленных больных профессиональными заболеваниями по сравнению с 1993 годом составил 12%.

Неблагоприятные условия труда крайне разрушительно действует на воспроизводство трудовых ресурсов. Если общая смертность населения в Российской Федерации увеличилась в 1995 году по сравнению с 1990 годом примерно на 40%, то смертность трудоспособного населения – более чем на 60%.

Причинами роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

§         Износ основных фондов и низкий технический уровень используемых технологий;

§         Ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работ и систем коллективной защиты;

§         Отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации;

§         Массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;

§         Низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;

§         Снижение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;

§         Несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров.

Убытки, вызванные производственным травматизмом в Российской Федерации, составил в 1996 году свыше 4 трлн.  рублей, в том числе расходы по возмещению пострадавшим заработка или его части – около 3 трлн. рублей. Помимо этого, значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за простоев оборудования, снижения производительности труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты