Шпаргалки по налогам зарубежных стран

3.    Юрисдикции с высокими налоговыми ставками, которые предоставляют налоговые преимущества некоторым типам компаний. Некоторые государства с развитой экономикой с целью привлечения зарубежных инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют для компаний, ведущих такую деятельность особый порядок налогообложения. Кроме льготных ставок налога на прибыль страны этой группы снижают налоги на распределение доходов. Сюда относятся: Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Люксембург.

Следует отметить, что «налоговые гавани» допускают упрощённую процедуру отчётности физических и юридических лиц перед налоговыми органами, в ряде юрисдикций сокрытие и неуплата налогов и доходов не считается уголовным преступлением.



6. Перспективы гармонизации национальных налоговых систем.


В виду глобализации современной коммерческой деятельности и интеграции национальных экономик в системе мирохозяйственных связей одной из первоочередных задач становится налоговая гармонизация, т.е. координация национальных налоговых политик, сближение уровня налогообложения, способов определения налоговой базы и характера, предоставляемых налоговых льгот. Пока ещё рано говорить о  возможной глобальной гармонизации всех налоговых систем в мире.

В практической плоскости вопрос налоговой гармонизации рассматривается лишь в рамках региональной интеграции. Самых больших успехов здесь достигли страны ЕС. Концепция налоговой гармонизации возникла именно в ходе развития европейской экономической интеграции. Для образования ЕС необходимо было устранить все препятствия, в т.ч. и налоговые  для свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы.

Поскольку налоговая политика традиционно проводится каждой страной с учетом своих национальных интересов, то в ЕС отказались от создания единой налоговой системы. Вместо этого было решено привести законодательства стран-членов ЕС в сопоставимый друг с другом вид, а так же подчинить национальную налоговую систему общим задачам европейской интеграции.

Налоговая гармонизация в ЕС ставит перед собой цели:

ü    упразднение налоговых границ для создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов;

ü    объединение и унификация внутреннего рынке ЕС, как основного двигателя интеграционных процессов в регионе;

ü    приведения в соответствии структуры налоговой системы, а также порядка взимания основных видов налогов во всех странах сообщества.

Основным направлением гармонизации в ЕС стали гармонизация НДС и акцизов, унификация налогообложения компаний.




7. Гармонизация НДС и акцизов.


НДС


Налог на добавленную стоимость возник сравнительно недавно. Он был предложен французским экономистом Лоре в 1954 году в замену, так называемого, налога с оборота. НДС – это косвенный налог или, так называемый, налог на потребление. НДС быстро перешёл с теории в практику и уже в 1967 году была разработана специальная директива ЕЭС по поэтапному введению НДС странами членами ЕС. Более того, за счёт отчислений от поступлений НДС предполагалось финансировать общий бюджет ЕС. Вскоре наличие в налоговой системе государства НДС стало одним из обязательных условий членства в ЕС.

Например, присоединение к ЕС Финляндии потребовало введения в этой стране с июля 1994 года НДС, хотя ранее НДС в этом государстве отсутствовал, но его роль выполнял налог с производителей обрабатывающей промышленности.

Основные задачи гармонизации косвенных налогов в ЕС:

ü    устранение фискальных границ внутри сообщества;

ü    сближение ставок НДС.

До 1997 года предполагалась отмена НДС при экспорте-импорте внутри ЕЭС. Для преодоления заинтересованности стран ЕС в поступлении НДС в свой национальный бюджет, основной акцент должен быть сделан на ликвидации диспропорций в налоговых ставках и в ведении клиринга по НДС.

Чтобы сблизить ставки по НДС с января 1993 года в ЕС была введена минимальная стандартная ставка налога – 15%.

Для дальнейшего развития интеграционных процессов внутри ЕС и специализации каждого государства в какой-либо отрасли экономики предполагалось ввести систему клиринга по НДС внутри сообщества. Клиринг должен возместить избыток доходов от НДС стран-импортёров перед странами-экспортёрами, которые при экспортно-импортных операциях несут определённые бюджетные потери (экспорт освобождается от обложения НДС).

Каждая страна должна вести сбор информации об уплате НДС по всем своим экспортно-импортным операциям, а избыток поступлений от НДС, согласно системе клиринговых расчётов подлежит распределению между странами-членами ЕС, получивших отрицательное сальдо НДС по внешнеэкономическим операциям. Компенсация должна проводиться ежемесячно через центральный счёт ЕС по НДС.


АКЦИЗЫ


Гармонизация акцизов тесно связана с гармонизацией НДС. Для снижения увлечения, так называемым, «туристическим шопингом» и приграничной торговли, которые наряду со стимулированием туризма приводят к определённым бюджетным потерям в странах, граждане которых делают покупки за рубежом (налоговые поступления, в данном случае получает та страна, где совершается покупка товаров и услуг, в цену которой входит акциз) предполагается унифицировать акцизы во всём сообществе, не допуская заметной разницы в ценах на подакцизные товары до полного устранения фискальных границ и унификации налоговых ставок. Предполагается воздержаться от введения новых акцизов, не увеличивать ставки существующих, в частности, не изменять акцизы на бензин, вино-водочные и табачные изделия.




8. Гармонизация налогообложения прибыли корпораций.


Унификация налогообложения компаний должно поставить в равные условия все компании, функционирующие в ЕС, облегчить им доступ на внутренний интегрированный рынок ЕС, а также активно привлекать в ЕС иностранные инвестиции в форме создания дочерних компаний и филиалов транснациональных компаний. В сфере налогообложения прибыли корпораций, европейская налоговая гармонизация предусматривает:

1.    Сближение налоговых ставок. В настоящее время налогообложение компаний в странах ЕС дифференцировано по величине налоговой ставки. Налоговая гармонизация предусматривает некоторый средний уровень в пределах 30 – 40% для налога на прибыль корпораций, но допускаются отклонения в зависимости от особенностей национальной налоговой политики. При вступлении Швеции в ЕС ставка налога на прибыль была снижена с 55% до 30%.

2.    Унификацию налоговой базы. В данном случае предусматривается введение единого порядка определения прибыли на основе балансового отчета и счетов прибылей и убытков компании. Преодоление разногласий  по поводу трактовки таких понятий как амортизация, доходы и убытки от коммерческой деятельности, допустимые вычеты и скидки с налогооблагаемой прибыли. Должна быть так же согласована амортизационная и учетная политика по оценке основных фондов и товарно-материальных запасов. Унификация налоговой базы сужает возможность проведения национальной налоговой политики. В странах ЕС в целях смягчения возникающих противоречий могут в одностороннем порядке предоставлять своим национальным компаниям различные субсидии и налоговые скидки.

3.    Устранение двойного экономического налогообложения. Двойное экономическое налогообложение (в отличии от двойного юридического налогообложения) связано со взиманием двух и более налогов с одной налоговой базы. В качестве примера можно привести ситуацию, когда прибыль корпорации первоначально облагается подоходным налогом на прибыль, а после распределения среди акционеров – подоходным налогом  с физических лиц.

4.    Применение специального статуса европейских компаний. Для компаний, ведущих коммерческую деятельность в нескольких государствах ЕС, предусмотрен особый порядок налогообложения, облегчающий налогообложение материнских и дочерних компаний (исключает двойное налогообложение дивидендов). Такие компании получают статус компаний-резидентов ЕС, гарантирующий им специфические налоговые льготы во всех странах ЕС. На заседании специальной комиссии ЕС по вопросам налогообложения активно обсуждался вопрос распределения прибыли или убытков между ее структурными подразделениями, находящихся в разных странах ЕС, а так же устранение налогов на репатриацию прибыли (перемещение доходов от дочерней компании одной страны в материнскую компанию в другой стране).

5.    Взаимопомощь стран-членов ЕС в области налогообложения прибыли корпораций. Для борьбы с уклонением от налогообложения планируется заключение многосторонних налоговых соглашений об обмене информацией с участием всех государств ЕС.

На процесс европейской налоговой гармонизации большое влияние оказывают неоконсервативные реформы в промышленно развитых странах, особенно в США и Великобритании. Налоговая гармонизация ЕС – это попытка конкуренции Европы с Северной Америкой и Японией за привлечение капитала, создание приемлемых инвестиционных условий за счет благоприятного налогового климата для отечественных и зарубежных предпринимателей.





9. Прямое налогообложение. Принцип резиденства.


Принцип резиденства предусматривает налоговую ответственность физического или юридического лица по месту его нахождения или регистрации. Согласно этому принципу все доходы хозяйствующего субъекта, полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций, облагаются подоходным налогом в стране, в которой физическое или юридическое лицо является резидентом.

 

  Таблица – Принцип резиденства и территориальности в подоходном налогообложении.

 

Принцип резиденства

Принцип территориальности

1. Учитываются все элементы материального и социально-экономического положения налогоплательщика, т.к. именно страна постоянного места пребывания имеет возможности наиболее полно оценить состояние дел налогоплательщика и более справедливо обложить налогами его доходы.

1. В меньшей степени возможно уклонение от уплаты налогов (нет налоговых льгот и налоги удерживаются у источника образования доходов).

2. Выгоден капиталоэкспортирующим странам.

2. Выгоден капиталоимпортирующим странам.

3. Уплачивается  налог на прибыль корпораций, индивидуальный подоходный налог, налог на собственность и трансфертные налоги.

3. Уплачивается налог на репатриацию доходов (распределение доходов в пользу иностранного резидента в виде процентов, дивидендов).

4. Налоговая база – это чистый национальный продукт, т.е. все доходы резидентов данной юрисдикции свободны от налогообложения за рубежом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты