4. Налоговая база – это чистый внутренний продукт, полученный от всех факторов производства применяемых в данной стране, не зависимо от конечного резиденства этих факторов.
В применении принципа резиденства большую заинтересованность проявляют страны с развитой экономикой (юрисдикции: для большинства ТНК). Принцип территориальности, по своей сути, должен быть больше характерен для стран, где реально образуются доходы ТНК, т.е. для стран импортёров капитала.
РИСУНОК №4
В мировой практике принцип резиденства больше характерен для налогообложения физических лиц. В том случае, если физическое лицо подвергается двойному налогообложению, то иностранные государства либо освобождают нерезидентов от подоходного налогообложения, либо применяют для таких лиц пониженные налоговые ставки.
Ряд стран – «налоговые гавани» – используют принцип территориальности по отношению к своим резидентам, т.е. облагают доходы, полученные в своей юрисдикции, а все иностранные доходы резидентов освобождаются от налогообложения (во Франции и Швейцарии).
Влияние принципов налогообложения на распределение капитала между странами представлено нижеследующем рисунке:
РИСУНОК №5
где МРК – предельный продукт капитала страны «А»; МРК* –предельный продукт капитала страны «Б»; r, r* – ставки процентов за использование капитала. Из-за различий ставок происходит разрыв и недоиспользование капитала и равновесие не достигается (ST). Принцип резиденства: r1=r1*. Точка «А» – точка равновесия в принципе резиденства (при r1=r1*). Площадь треугольника «АВС» – недоиспользованный капитал при принципе территориальности. Кобщ – общий запас капитала.
10. Прямое налогообложение. Принцип территориальности.
В соответствии с принципом территориальности реализуется налоговый суверенитет каждого налога государства. Все доходы, полученные на данной территории, подлежат налогообложению в юрисдикции их образования. При распределении таких доходов в пользу реципиентов (получателей), находящихся в иностранном государстве, взимаются специальные налоги на репатриацию прибыли.
Таблица – Принцип резиденства и территориальности в подоходном налогообложении.
Принцип резиденства
Принцип территориальности
1. Учитываются все элементы материального и социально-экономического положения налогоплательщика, т.к. именно страна постоянного места пребывания имеет возможности наиболее полно оценить состояние дел налогоплательщика и более справедливо обложить налогами его доходы.
1. В меньшей степени возможно уклонение от уплаты налогов (нет налоговых льгот и налоги удерживаются у источника образования доходов).
2. Выгоден капиталоэкспортирующим странам.
2. Выгоден капиталоимпортирующим странам.
3. Уплачивается налог на прибыль корпораций, индивидуальный подоходный налог, налог на собственность и трансфертные налоги.
3. Уплачивается налог на репатриацию доходов (распределение доходов в пользу иностранного резидента в виде процентов, дивидендов).
4. Налоговая база – это чистый национальный продукт, т.е. все доходы резидентов данной юрисдикции свободны от налогообложения за рубежом.
4. Налоговая база – это чистый внутренний продукт, полученный от всех факторов производства применяемых в данной стране, не зависимо от конечного резиденства этих факторов.
В применении принципа резиденства большую заинтересованность проявляют страны с развитой экономикой (юрисдикции: для большинства ТНК). Принцип территориальности, по своей сути, должен быть больше характерен для стран, где реально образуются доходы ТНК, т.е. для стран импортёров капитала.
РИСУНОК №4
В мировой практике принцип резиденства больше характерен для налогообложения физических лиц. В том случае, если физическое лицо подвергается двойному налогообложению, то иностранные государства либо освобождают нерезидентов от подоходного налогообложения, либо применяют для таких лиц пониженные налоговые ставки.
Ряд стран – «налоговые гавани» – используют принцип территориальности по отношению к своим резидентам, т.е. облагают доходы, полученные в своей юрисдикции, а все иностранные доходы резидентов освобождаются от налогообложения (во Франции и Швейцарии).
Влияние принципов налогообложения на распределение капитала между странами представлено нижеследующем рисунке:
РИСУНОК №5
где МРК – предельный продукт капитала страны «А»; МРК* –предельный продукт капитала страны «Б»; r, r* – ставки процентов за использование капитала. Из-за различий ставок происходит разрыв и недоиспользование капитала и равновесие не достигается (ST). Принцип резиденства: r1=r1*. Точка «А» – точка равновесия в принципе резиденства (при r1=r1*). Площадь треугольника «АВС» – недоиспользованный капитал при принципе территориальности. Кобщ – общий запас капитала.
11. Косвенное налогообложение. НДС.
НДС
Базой для налогообложения НДС в рамках экономики является ВВП за минусом валовой суммы инвестиций с учётом экспорта и импорта.
По аналогии с принципом резиденства и территориальности для прямых налогов для НДС используются два принципа налогообложения:
1. Принцип местоназначения. Предполагает, что НДС взимается со всех товаров и услуг, которые будут ввезены в данную юрисдикцию для конечного потребления, вне зависимости от того, где эти продукты были произведены. Согласно данному принципу НДС, по существу, является налогом на конечное потребление. Им облагается импорт и не облагается экспорт.
2. Принцип страны происхождения. Предполагает, что НДС взимается со всех товаров и услуг, произведённых в данной стране и не зависит от конечного места потребления данного продукта. В данном случае облагается экспорт и не облагается импорт и НДС не является налогом на производство продукции.
Налоговую базу для НДС составляет ВВП минус валовые внутренние инвестиции.
В настоящее время в мировой экономике применяются, в основном, НДС, взимаемый по принципу местоназначения, т.е. от налогообложения освобождается экспорт, а облагается импортные товары и услуги.
Контроль за правильностью уплаты налога, кроме налоговых служб ведут и таможенные органы на основе финансовой отчётности импортёров.
Предполагается, что принцип страны происхождения будет действовать только между странами ЕС, а компенсировать доходы или убытки, возникающие в результате изменения базы НДС, будет клиринговая палата ЕС.
12. Косвенное налогообложение. Таможенные пошлины и сборы.
Таможенные пошлины и сборы
Особенностью косвенного налогообложения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является то, что в зависимости от состояния политических и экономических связей данного государства, в зависимости от политической либерализации или протекционизма во внешней торговли, в зависимости от необходимости привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, каждое государство в праве применять в косвенном налогообложении разные режимы:
1. Национальный режим – означает, что для сделок с участием иностранных физических или юридических лиц применяются такие же ставки и возможности получения налоговых льгот, как и для национальных компаний.
2. Режим наиболее благоприятствуемой нации – предполагает, что налоговые ставки и налоговые льготы применяются такие же, как и для иностранных компаний, не пользующихся правом для получения национального режима. Это означает меньшее количество налоговых льгот, но в ряде случаев данный режим может быть выгоден и, с точки зрения, применяемых ставок, таможенных пошлин и прочих сборов.
3. В ряде случаев страны, не пользующиеся предпочтениями во внешнеэкономических отношениях с данным государством могут попасть под режим бойкота, при этом к компаниям резидентам таких государств, а также для отечественных субъектов ВЭД, ведущих операции с данным государством будут применяться более высокие ставки таможенных пошлин и прочих сборов. Характерным примером являются ставки импортных таможенных пошлин РФ, т.к. они зависят от страны происхождения товаров.
В большинстве случаев таможенная стоимость определяется как фактическая стоимость произведённого товара с учётом расходов по транспортным лицензиям и других пошлин.
Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из государств, которые предоставляют режим наибольшего благоприятствования нации в торгово-политическом отношении с РФ (с государствами СНГ). Для товаров, происходящих из государств, в отношении которых Россия не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, либо для товаров происхождение которых не установлено, базовые ставки налоговых пошлин устанавливаются в 2 раза.
Одновременно с уплатой таможенных пошлин при импортных операциях взимаются НДС и акцизы. Базой для НДС служит таможенная стоимость товаров с учётом таможенной пошлины.
Сумма акциза рассчитывается по следующей формуле:
А = (ТСТ * СА) : 100
где А – сумма акциза; ТСТ – таможенная стоимость товара; СА – ставка акциза (в процентах).
13. Способы урегулирования международного двойного налогообложения.
Международное двойное налогообложение возникает из-за одновременного применения принципа резиденства и территориальности несколькими странами в отношении одного и того же дохода налогоплательщика, что приводит к увеличению общего налогового бремени физического или юридического лица, а также нарушает критерии налоговой справедливости.
Урегулировать международное двойное налогообложение можно тремя способами:
1. Все страны должны следовать какому-нибудь одному принципу налогообложения.
2. Применение государственных внутренних законодательных мер по урегулированию двойного налогообложения в одностороннем порядке (система налоговых кредитов и зачётов).
3. Урегулирование двойного налогообложения путём заключения международных налоговых соглашений.
В одностороннем порядке проблема устранения двойного налогообложения не решается, т.к. для каждого государства существует двоякая задача:
ü обеспечение достаточных налоговых поступлений в бюджет;
ü создание оптимальных условий для экономического развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9