Совершенствование организации работы отдела контроля за поступлением налогов с физических лиц

                        В конце 20 века в западных странах получила признание бюджетная концепция Лафера, основанная на неоклассической теории экономики предложения. Лафер исходил из того, что налоговые поступления являются продутом двух основных факторов- налоговой ставки и налоговой базы. Кривая Лафера представляет собой зависимость доходов бюджета от налоговой ставки.

Лафер говорил, что при росте налоговой ставки доходы растут до какого-то определенного уровня. Оптимальной налоговой ставкой он назвал 30-40 % от дохода.

Принципы налогообложения  

     Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами, используется практически всеми государствами. Далеко не  все государства выделяют его в самостоятельный налог, поскольку основные правила налогообложения доходов физических лиц практически не отличаются от правил налогообложения доходов корпораций и партнерств, при определенных условиях приравниваемых к корпорациям в целях налогообложения.

       Подоходное налогообложение физических лиц имеет свои особенности, зачастую обусловленные историческими причинами. Со времен Жан-Жако Руссо,  сформулировшего  подоходный налог в терминах жертвы, приносимой в отношении возможностей удовлетворения потребностей, общепризнанным был тезис о прогрессии налогообложения. Исторически сложившееся понимание социальной справедливости налогообложения как изъятия большей доли доходов у лиц, получающих высокие доходы, повсеместно привело к введению прогрессивной шкалы налогообложения с очень высокими максимальными  налоговыми ставками. Еще несколько десятилетий назад обычными казались налоговые ставки на уровне 70-90 % на “сверхдоходы”.Однако опыт, накопленный с прогрессивным налогообложением в течение  20 века, заставляет все более скептически относиться к принципу прогрессии.

Исследования показывают, что налоговая прогрессия оказывает отрицательное воздействие на экономический рост, снижает мотивацию к деловой активности, к инвестированию и формированию капитала. С этим связана очевидная тенденция последнего времени- снижение максимальных налоговых ставок, тем не менее и сегодня в мировой практике не редкость ставки в размере 40-50 %.

          Другой  исторической особенностью подоходного налога является установление минимального необлагаемого дохода и (или) системы налоговых вычетов, которые теоретически должны выводить из под налогообложения прожиточный минимум и учитывать некоторые специально значимые расходы, например, связанные с медицинским обслуживанием.

                  Многие государства предоставляют супружеским парам право представлять совместные налоговые декларации и уплачивать налог на основе таких деклараций, если они оба являются налоговыми резидентами государства, совместно проживают и ведут общее хозяйство. Такой механизм ,распределяя доходы супругов между ними поровну, позволяет снизить их общий размер налога, если один из супругов не работает или получает незначительные доходы.

                            В России подоходный налог впервые был установлен в 1916 году и подлежал введению с 1917 года, но последовавшие политические потрясения отложил его введение на долгое время.

В Советском Союзе подоходный налог был установлен 30 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР и сохранялся до конца 80-х годов. Доходы налогоплательщиков при налогообложении дифференцировались в зависимости от их происхождения. Заработная плата рабочих и служащих облагалась налогом со слабо выраженной прогрессией, максимальная ставка которой составляла 13%.   Полученные в течение года доходы кустарей и ремесленников, лиц, занимающихся частной практикой облагались по более высоким налоговым ставкам в части, превышающей 3000 руб. Максимальные налоговые ставки составляли от 69 до 81%. От подоходного налога освобождались солдаты срочной службы по всем видам денежного довольствия. колхозники по доходам от колхозов, пенсионеры и некоторые категории  инвалидов.

            С 1 июля 1990 года был введен в действие Закон СССР  о подоходном налоге с граждан, который на территории России применялся в соответствии с Законом РСФСР о порядке применения союзного закона Российским Законом .в частности ликвидировался дискриминационный характер налогообложения граждан, получающих доходы в различных секторах экономики, устанавливался повышенный необлагаемый минимум, и с 60% до 50% снижалась максимальная ставка в прогрессивной шкале налогообложения.

             Первый Российский подоходный налог был введен в действие в 1992 году на основании Закона Российской Федерации” О подоходном налоге с физических лиц”. Этот налог, несмотря на многочисленные изменения, связанные большей частью с налоговыми льготами и налоговыми ставками, просуществовал в течение  девяти лет.

Указанный Закон ввел много новаций и вполне может рассматриваться как заметный шаг в развитии и становлении Российской налоговой системы.

             Следующим шагом стало введение в действие главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, существенно модернизировавшей ранее действовавший подоходный налог.

             Российский подоходный налог  с физических лиц в 2001 году не просто поменял название, став налогом на доходы физических лиц. Изменилась архитектура этого налога, в частности, в соответствии  с часть первой Налогового кодекса теперь в нем определены все элементы налогообложения, появились новые определения и инструменты ,учитывающие изменившиеся экономические условия.    

Новый налог на доходы физических лиц кардинально изменил многие традиционные подходы к налогообложению, а введенные им правила позволяют считать его теперь одним из самых либеральных в мир

         А.Смитом сформулированы впервые принципы, включающие в себя: принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности. Со временем они были дополнены принципами обеспечения, достаточности и эластичности, выбора надлежащего источника и объекта обложения. однократность налогообложения.

          Немецкий экономист Вагнер сформулировал требования к налоговой системе.

Первая группа включает в себя финансовые принципы организации налогообложения. достаточность обложения для покрытия финансовых потребностей государства и эластичность обложения.

Вторая группа- это народнохозяйственные принципы, включающие надлежащий выбор источников налогов, комбинация совокупности налогов.

Третья группа- этические принципы, включающие всеобщность, неприкосновенность личной свободы. равномерность обложения.

Четвертая группа -принципы управления налогами- это определенность обложения. удобство обложения, максимальное уменьшение издержек взимания.

        Проводимая в стране налоговая реформа призвана создать  нормальные, стабильные экономические  условия для предпринимательской деятельности, сделать налоговую систему по возможности нейтральной к принятию экономических решений. обеспечить право собственников по распоряжению их имуществом. улучшить благосостояние населения, расширить налоговую базу за счет активизации экономической деятельности и тем самым увеличить доходы бюджета. Этому должно  способствовать снижение налогового бремени организаций и граждан, установление простых, ясных и стабильных условий налогообложения.

                 Пожалуй впервые за все  время становления российской налоговой системы столь отчетливо слышно голоса одобрения нововведений в сфере налогообложения, связанных с принятием  Налогового Кодекса Российской Федерации.
























1,2 Задачи и функции отдела налогообложения физических лиц

.

                Принципы построения налога на доходы в странах с утвердившейся рыночной экономикой во многом основываются на научной теории о налоге и мировой практике и является общими для этих стран.

Глава 23 “Налог на доходы физических лиц” части второй Налогового кодекса Российской Федерации(далее по тексту НК РФ)также в какой-то мере соответствует этим общим принципам.

1.Как в странах с утвердившейся рыночной экономикой так и в Российской Федерации все налогоплательщики разделены согласно статьи 207 НК РФ на резидентов и нерезидентов. Это сделано с тем ,что в мировой практике резиденты несут полную налоговую ответственность, т.е.уплачивают налог со всех видов доходов .полученных от источников внутри страны и за ее пределами. а нерезиденты несут ограниченную  налоговую ответственность- уплачивают налог только с доходов, полученных внутри страны.

Критерием статуса налогового резидента Российской Федерации, установленным статьей 11 НК РФ является пребывание налогоплательщика в стране не менее 183 дней в году. Кроме этого критерия. в некоторых странах определены и другие: основное жилище, центр жизненных или экономических интересов и др.

Нерезиденты платят налог  в размере 30 % от любых доходов.


2.Налоговая база.

         Почти во всех странах базой для исчисления налога является совокупный годовой доход. в который засчитываются доходы от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются, заработная плата работника по найму, дополнительные выплаты, доплаты ,премии, и др. вознаграждения. В последнее время развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно-материальной форме в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами.

                    Налоговая база с 1 января 2001 года в России определяется в соответствии со статьей 210 НК РФ : в ней учитываются все доходы как в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.

Статьей 41 НК РФ дано определение налогооблагаемого дохода -это экономическая выгода в денежной и натуральной форме и в виде материальной выгоды.

 Налоговая база в денежной  форме определяется как сумма доходов, подлежащая налогообложению в денежном выражении в рублях или иностранной валюте. Доходы, полученные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка России на дату фактического получения дохода.

 Налоговая база доходов, полученных  в натуральной форме определяется как стоимость полученных товаров(работ, услуг) и иного имущества по рыночной цене. сложившейся на рынке идентичных товаров (работ, услуг).

К доходам  в натуральной форме относятся такие доходы, как,  например. оплата за налогоплательщика налоговым агентом питания, образования ,коммунальных услуг труда натурой.

        Налоговая база доходов, полученных в виде материальной выгоды определяется:

- в виде экономии по уплате процентов за пользование заемными  и кредитными средствами в рублях- определяется как превышение суммы. исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования Банка России на день выдачи займа или кредита( в валюте- исходя из 9 % годовых), над суммой уплаченных процентов ;

- от приобретения товаров (работ, услуг) по гражданско-правовым договорам у лиц ,являющихся взаимозависящими по отношению к налогоплательщику;

-от приобретения ценных бумаг- определяется как превышение рыночных цен над ценами. по которым налогоплательщик их приобрел.

3.Вычеты из налоговой базы.

              В большинстве стран с развитой рыночной экономикой совокупный доход ,как правило, больше налогооблагаемого дохода на сумму льгот, уменьшающих налоговую базу по закону. В мировой практике эти льготы представляют собой стандартные скидки в виде необлагаемого налогом минимума  семейных, детских скидок.

              Российское законодательство о налоге на доходы физических лиц хотя и в небольшой степени, но учитывает теорию и мировую практику построения системы вычетов и скидок при исчислении этого налога.

По доходам ,подлежащим обложению налогом по ставке 13 %,сумма этих доходов уменьшается на вычеты, сгруппированные по их назначению: стандартные ,социальные ,имущественные и профессиональные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты