Перейдём к рассмотрению особенностей ипотеки следующего предмета залога недвижимого имущества – земельных участков.
ГЛАВА VI.
Вопрос оборотоспособности земли в России – один из острейших. Путь, по
которому шла Россия в своём историческом развитии определил неоднозначность
подхода во все времена к земельным отношениям. И одной из основных проблем
сегодня является проблема собственности на землю - именно проблема она в
сочетании с законодательным вакуумом не позволяет создать цивилизованный
рынок земли. Но отсутствие мнения по этому вопросу начиная с узких кругов в
обществе и заканчивая масштабами государства тормозят законодательное
решение земельного вопроса. А в современном обществе отсутствие правового
регулирования предопределяет невозможность существования. И вот итог – наше
государство, не имея развитой концепции земельных отношений, терпит убытки
как на уровне национальных структур, так и хозяйствующего населения.
Ипотека земельных участков остаётся камнем преткновения в залоговых
отношениях и даже разработанный и принятый сравнительно недавно Закон об
ипотеке не разрешил всех назревших вопросов. О причинах и следствиях данной
ситуации далее.
Залог земельных участков (мы будем говорить о нём как об ипотеке) с
момента его возникновения в Древнеё Греции непосредственно связан с правом
частной собственности на землю. В России, как уже говорилось, возникновение
и существование и существование такого правового института как частная
собственность на землю имеет свои особенности, в свою очередь отразившихся
на развитие отношений по ипотеке недвижимого имущества и прежде всего,
конечно, земельных участков. Изначально это было связано в первую очередь с
известными российскими факторами – обширными территориями государства и
низкой плотностью населения, заселяющего его, в следствии чего практически
не было земельных споров. Сказалось также и положение личности в тех
условиях, которое не рассматривалось в качестве субъекта права. Эту функцию
выполняла община, и первоначальная собственность на землю была также
общинной. С ослаблением общинных связей повысилось значение отдельной
личности, создались предпосылки для возникновения частной собственности на
землю. Уже в Пековской грамоте появляется упоминание о давности, как
способе приобретения права собственности. В Московском государстве
отношение частных лиц к земле выражалось в форме или поместного или
вотчинного права. Поместье представляло собой право пользования под условие
отправления службы, что лишало его обладателя возможности распоряжаться
поместьем. Право вотчинника было намного шире и практически представляло
собой право собственности в его нынешнем значении. Во второй половине ХVII
века происходит “сближение” вотчины и поместья, расширяются права их
владельцев. Однако открытая продажа поместий правительством не допускалось.
В 1714 г. Пётр I объединил вотчины и поместья под одним именем недвижимых
имуществ. В период его правления происходит то ограничение, то расширение
прав владельцев земли. Дальнейшее развитие идеи частной собственности на
землю наблюдается при Екатерине II. Всё это способствовало более широкому
применению ипотеки земли как средства обеспечения обязательства.
Залог недвижимости в дореволюционной России совершался крепостным порядком. Залог не уменьшал объём прав собственника. За ним сохранялась возможность пользования вещью и распоряжения посредством юридических сделок.
В начале ХХ века в России происходит расширение круга субъектов,
имеющих право частной собственности на землю. В соответствии с Указом от 9
ноября 1906 года “О дополнении некоторых положений действующего закона,
касающихся крестьянского землевладения и землепользования” крестьянин был
признан субъектом права частной собственности на землю. С того момента
начался переход от общинного землепользования к отрубному и хуторскому.
Руководитель проводимых реформ П.А. Столыпина считал, что отсутствие прав
не будет стимулировать крестьянина вкладывать в землю свой труд и денежные
затраты. И несмотря на неудачу этих реформ, практика подтверждает
правильность выводов Столыпина.
С принятием в 1917 году Декрета “О земле” земля национализирована и полностью исключена из гражданского оборота. Как показал в дальнейшем опыт советского периода, исключение земли из гражданского оборота не привело к хорошим результатам.
С переходом нашего государства к рыночным формам хозяйствования
назрела необходимость в возрождении права частной собственности на землю.
Так, в постановлении Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г.
“О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного
комплекса” было подтверждено многообразие и равенство государственной,
колхозно-кооперативной, коллективно-долевой форм собственности. Купля-
продажа земельных участков не допускалась в течении десяти лет с момента
приобретения права собственности. Затем право частной собственности на
землю в Российской Федерации было закреплено в законах: от 24 декабря 1990
года – “О земельной реформе”, от 24 декабря 1990 года – “О собственности в
РСФСР”, а также в конституции Российской Федерации (ст. 9)1.
Необходимость в этом возникла при осознании того обстоятельства, что
отношения по использованию земли в хозяйственных целях не могут
регулироваться только административными методами. А ведь именно так
происходило на протяжении десятилетий командно-административного
руководства сельским хозяйством и земельными отношениями в обществе. Теперь
земля относится к недвижимому имуществу и введена в гражданский оборот.
Земельные участки могут быть предметом различных гражданско-правовых
сделок, в том числе и залога. Однако окончательное законодательное
регулирование правоотношений, связанных с землёй, возможно только с
принятием нового Земельного кодекса, который взял бы на себя решение самых
острых, основных земельных вопросов, отрегулировал существование частной
собственности. Но процесс создания Земельного кодекса проходит в сложных
политических дискуссиях – очень уже весом и непрост в нашем государстве
этот вопрос. Сторонники частной собственности на землю полагают, что именно
она сможет стать импульсом в подъёме экономики, и прежде всего села.
Противники твёрдо убеждены, что это приведёт к спекуляции землёй и полному
разорению хозяйства. На мой взгляд правы и те и другие – упорядочение и
контроль за использованием земельного фонда – ключ к решению проблемы. Но
насколько реально действительное осуществление такого контроля на
российской почве, да в современных условиях?
К решению земельного вопроса необходим особый подход. Ведь земля не
только недвижимое имущество и средство производства, а прежде всего объект
природы. Поэтому в регулировании земельных отношений должен превалировать
публично-правовой, а не частноправовой элемент. В процессе решения вопроса
частной собственности на землю необходимо учитывать, что право
собственности, как великое право всегда ограничено волей государства.
Законодатель всегда может поставить пределы воли собственника. Примером
такого ограничения является строгое целевое использование земли. Поэтому в
процессе принятия земельных правовых норм необходимо найти оптимальный
баланс интересов собственника и общества в целом. Но в любом случае право
собственности должно быть правом наиболее полного господства над вещью её
обладателя. В противном случае он будет относиться к ней как к чужой, что
не будет способствовать, конечно же ничему прогрессивному в этом вопросе.
Примером, достаточно ярким тому, является результат бесхозяйственного
отношения к земле на протяжении последних десятилетий, что вполне
закономерно привело к выбытию из сельскохозяйственного оборота только в
результате эрозии и закустаривания многих тысяч гектаров. На огромных
площадях произошло резкое уменьшение плодородности земель. А опыт поднятия
целины, когда ради кратковременных богатых урожаев были загублены огромные
участки пастбищной степи. Но главная проблема – это пустующие земли, у
которых просто нет хозяина, ресурсы которых не используются. Очевидно, что
земле нужен хозяин в лице собственника, для эффективной работы которого
более широкое включение земельных участков в гражданский оборот, что
неизбежно ведёт к необходимости применения норм гражданского
законодательства к земельным отношениям, когда земля выступает как
имущество. Включение земельных участков в гражданский оборот даёт
возможность собственнику распоряжаться им, в том числе в качестве
залога(ипотеки), для обеспечения обязательств, вытекающих из различных
договоров. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28
февраля 1996 г. №239 “О дополнительных мерах по развитию ипотечного
кредитования” по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое
имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности или праве
хозяйственного ведения. Это обусловлено тем, что правом распоряжения
имуществом в наиболее полном объёме обладает только собственник.
Следовательно, обладатель такого вещного права, как право пожизненного
наследуемого владения и право пользования земельным участком, не может его
заложить.
Было бы лишним отмечать насколько важно понятие собственности на земельный участок для определения положения земельного участка как предмета ипотеки. Рассмотрим подробнее эту тему.
Согласно ГК РФ право собственности, как уже говорилось,
распространяется на земельный участок как на недвижимое имущество. Но земля
является ценным природным объектом, она же составляет территорию
государства, поэтому к регулированию права собственности на землю как
недвижимое имущество присовокупляются общественные (в частности,
экологические) и государственные интересы. Благодаря особенному положению
земли среди других объектов гражданско-правовых отношений, можно говорить о
специфике её правового режима. В связи с этим Конституция РФ гласит, что
“владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами
осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц” (ст.
2). В приведённой норме Конституции РФ мы встречаемся с понятиями
“владение, пользование и распоряжение”. По сути, содержание этих трёх
понятий, взятых в совокупности, это не отдельные права, а неотъемлемые
составляющие одного права – собственности. Рассмотрим их подробнее.
Правомочие владения даёт возможность обладать землёй на основании
закона (ключевое слово “обладать”): то есть числить его на балансе,
определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто “иметь” его
в наличии. С правомочием владения тесно связано другое правомочие –
пользование. Тесная связь этих правомочий обусловлена тем, что пользоваться
землёй можно только владея ею. Пользование даёт возможность извлекать из
земли её полезные свойства: самостоятельно хозяйствовать на земле;
использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на
земельном участке общераспространённые полезные ископаемые, лесные угодья,
водные объекты и т.д.; возводить жильё и иные здания и сооружения; право
собственности на посевы и другие посадки сельскохозяйственных культур,
полученную продукцию и доходы от её реализации также принадлежат
пользователю, если иное не установлено законом или договором. Правомочие
распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может
продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный
участок – в общем, на основании и в порядке, предусмотренном законом,
определить его судьбу. После известного, закреплённого прежней редакцией
Конституции РФ десятилетнего запрета продавать земельные участки,
находящиеся в собственности граждан, и принятие новой редакции Конституции
на основании Указа Президента РФ “О регулировании земельных отношений и
развитии аграрной реформы в России” 1 собственники земли получили право
продавать земельный участок и совершать все операции, перечисленные выше, в
том числе передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды
(капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с
иностранными инвестициями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11