Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития
p> Самостоятельность отрасли законодательства просматривается через призму ее структуры, поэтому эти положения будут упомянуты при анализе структуры экологического законодательства.

Экологическое законодательство, обладая всеми общими призна- ками, характерными для отрасли законодательства, имеет ряд осо- бенностей. Так, экологическое право, как отрасль права представ- ляет собой, прежде всего, систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения. Пер- воосновой данной отрасли права является эколого-правовая норма, которая представляет собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное примене- ние. Экологическое законодательство же, являясь источником эко- логического права представляет собой нормативно-правовые акты,
---------------

1 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.2. М., 1982.
С.232.

2 Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания построения // Правоведение. 1976. N 4. С.16.

10

содержащие эколого-правовые нормы. Эколого-правовые нормы сос- тавляют экологическое право как отрасль права, а нормативно-пра- вовые акты составляют отрасль законодательства. При этом отрасль права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законода- тельства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную структуру. Например, наряду с земельным законодательством РФ су- ществует земельное законодательство ее субъектов.

Норма права имеет схематически-постоянную структуру, т.е. состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а нормативно-правовой акт может содержать бесконечное множество составляющих элемен- тов: статьи, пункты, абзацы, части статей и т.п. Исходя из это- го, в одном пункте, статье закона и другом элементе нормативно- правового акта может содержаться несколько правовых норм либо одна правовая норма может содержаться в нескольких правовых ак- тах и статьях, пунктах закона. Однако первичный элемент законо- дательства не всегда содержит все три структурных элемента пра- вовой нормы. Иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция; диспозиция может содержаться в другой статье норматив- но-правового акта или в совершенно ином акте. Так, например, ес- ли гипотеза правовой нормы, регулирующей право водопользования, закрепление в статье 23 Водного кодекса РФ (определен круг лиц, которые могут быть водопользователями), ее диспозиция - в статье
92 Водного кодекса РФ (права и обязанности водопользователей), то ответственность за нарушение данной нормы определена в стать- ях 129-132 Водного кодекса РФ 1. При этом такого рода несовпаде- ния очень часты.


---------------

1 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1976. С.127.

11

Рассматривая нормативно-правовые акты как составные элементы отрасли экологического законодательства можно обнаружить, что во многих случаях эти акты носят комплексный характер и включают в свой состав нормы, относящиеся не только к экологическому зако- нодательству, но и к гражданскому, административному и другим отраслям законодательства. Поэтому целесообразно говорить об экологическом законодательстве как о совокупности норматив- но-правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих эколо- го-правовые отношения.

Экологическое право, как любая отрасль права, объединяет та- кие правовые нормы, которые регулируют "особый, качественно оп- ределенный вид общественных отношений, объективно требующий спе- цифической правовой регламентации" 1. Именно содержание регулиру- емых данной отраслью права отношений характеризует ее независи- мость.

Предметом экологического права являются общественные отноше- ния в области взаимодействия общества и природы. Отношения, вы- текающие из этой обобщенной формулировки, подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные 2. Отраслевые экологические от- ношения - это земельноохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, по охране жи- вотного мира, атмосферного воздуха.

Вторая группа - комплексные экологические отношения - отно- сятся к охране природных территорий, комплексов, природно-запо- ведного фонда и т.д. Обеспечение качества природной среды дости- гается именно во взаимодействии отраслевых и комплексных отноше- ний.

---------------

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С.294.

2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.56.

12

Эти социально ценные общественные отношения находят свое отражение в экологическом законодательстве.

Однако, для того чтобы те или иные эколого-правовые отноше- ния были выражены в нормативно-правовых актах, данные акты долж- ны отвечать определенным требованиям:

1. Нормативный правовой акт должен иметь объективно выражен- ную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компе- тентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом, либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие таких нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства норматив- но-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы и федеральные конституционные законы и постановления; Правитель- ство РФ - постановления и распоряжения; и т.д. В случае наруше- ния формы принятого нармативно-правового акта, он подлежит отме- не.

4. Кроме того нормативно-правовой акт должен быть принят в условия установленной процессуальной формы правотворчества 1.

5. Необходимым является соблюдение порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правового акта. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. При этом неопубликованные законы не применяются.
Кроме того, не могут применяться любые нормативные правовые

---------------

1 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1996. С.129.

13

акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В рамках данной нормы действует Федеральный закон "О порядке опубликова- ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе- деральных законов, актов палат Федерального Собрания" 1,в соот- ветствии с которым официальным опубликованием федерального конс- титуционного закона, федерального закона, акта Палаты Федераль- ного Собрания считается первая публикация его полного текста в
"Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Также данные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио и т.д.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу сразу на на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установ- лен другой порядок вступления их в силу.

Кроме того, не может считаться нормативно-правовым актом ре- шение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-пра- вовыми решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведе- ние природоохранительных работ и т.п.

Экологическое законодательство также служит и "целям обеспе- чения определенных государственных органов правовым материалом, необходимым для решения стоящих перед ними задач" 2. Исходя из этого можно говорить о том, что характерный для экологического

---------------

1 Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст.801.

2 Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания построения // Правоведение. 1976. N 4. С.20.

14

права, как и для любой другой отрасли права, специфический метод правового регулирования, для отрасли экологического законода- тельства значения не имеет, т.к. у законодательства нет ни пред- мета ни метода правового регулирования. Отрасль экологического законодательства состоит из актов, которые содержат нормы, ис- пользующие разные методы правового регулирования. При этом цель- ность отрасли не умаляется. Вот почему отрасль законодательства, т.е. составляющие ее нормативно-правовые акты являются предметом как систематизации, так и кодификации, при которой создаются ак- ты, содержащие нормы с разными методами регулирования.

Рассматривая те или иные нормативно-правовые акты, входящие в систему экологического законодательства можно обнаружить, что их объединяет та или иная степень экологизации. Однако наличие в нормативно-правовом акте экологизированных норм вовсе не означа- ет его полную принадлежность к экологическому законодательству.
Экологические нормы содержатся в отраслях конституционного, меж- дународного, гражданского, хозяйственного, административного, уголовного, финансового законодательства 1.

На сегодняшний день можно говорить об относительно самостоя- тельной отрасли законодательства - экологическом законодательст- ве, как системе экологизированных, нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с соблюдением установленных требований, направленных на урегулиро- вание общественных отношений в области взаимодействий общества и природы.

Не менее важным и необходимым вопросом при рассмотрении эко- логического законодательства является вопрос о его структуре.

---------------

1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.92.

15


Само слово структура означает (от лат. structura - строение, расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внут- ренних изменениях 1.

Существует ряд особенностей, которые характеризуют структуру экологического законодательства.

Во-первых, как уже ранее было сказано, данная отрасль зако- нодательства представлена двухуровневой системой, т.е. ее можно рассматривать как по горизонтали, так и по вертикали. И это не- маловажно. В соответствии с Федеративным договором и Конституци- ей РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные террито- рии, охрана памятников истории и культуры относятся к совместно- му ведению федеральных органов государственной власти РФ и орга- нов государственной власти субъектов РФ. Данное положение харак- теризует не только особенность нашего государства как федератив- ного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов
РФ в решении указанных вопросов. Так, субъекты РФ на основе фе- дерального законодательства могут осуществлять собственное пра- вовое регулирование, в том числе принятие законов и иных право- вых актов.

Во-вторых, система экологического законодательства РФ состо- ит из двух подсистем: природноресурсового и природоохранительно- го. Природноресурсовое законодательство посвящается охране и ра- циональному использованию природных ресурсов. Данная система

---------------

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.657.

16

представлена Земельным кодексом РСФСР 1, Водным кодексом РФ 2,
Лесным кодексом РФ 3, Федеральным законом"О животном мире" 4 и другими законами.

Система природоохранительного законодательства, являясь частью более общей системы экологического законодательства, как пишет В.В.Петров, "представляет собой совокупность нормативно- правовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рацио- нального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочета- ния экологических интересов и достижения оптимального качества окружающей природной Среды" 5. В систему природоохранительного законодательства входит Закон РСФСР "Об охране окружающей при- родной Среды" 6, Федеральный закон "Об экологической эксперти- зе" 7,Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 8 и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты