Это значит, что они по своему содержанию охватывают не один или группу, а всю совокупность природных объектов либо всю окружаю- щую природную среду в целом. Это, в частности, видно из схемы,
---------------
1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со- вета РСФСР. 1991. N 22. Ст.768.
2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст.4471.
3 Российская газета. 1997. 4 февраля.
4 Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст.1462.
5 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.545.
6 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1992. N 10. Ст.457.
7 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.
8 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со- вета РСФСР. 1991. N 20. Ст.641.
17
показывающей систему федерального экологического законодательст- ва, представленной Т.В.Петровой 1.
Верхний и самый основной уровень представлен нормативно-пра-
вовыми актами экологического законодательства во главе с Законом
РСФСР "Об охране окружающей природной среды", а также иными пра-
вовыми актами законодательства об охране окружающей природной
среды.
Далее следуют нормативно-правовые акты природноресурсового законодательства, т.е. акты об использовании и охране природных ресурсов.
Замыкают данный круг акты иных отраслей законодательства или экологизированных 2. При этом отнесение этих актов к источникам экологического права объясняется наличием в них отдельных эколо- го-правовых норм.
Не подвергается сомнению то, что основой формирования всего
законодательства, а в частности и экологического, является при-
нятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации.
Важность данного акта невозможно переоценить. И это, прежде все-
го, выражается в том, что Конституция РФ по сравнению с другими
актами имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применя-
ется на всей территории России. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации, как гласит статья 15, не
должны противоречить Конституции России.
В Конституции РФ отражены основополагающие положения в об- ласти экологической политики государства. В частности, она вво- дит в научный оборот, вслед за Федеративным договором, трехзвен-
---------------
1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.91.
2 Там же. С.90.
18
ное определение экологической деятельности человека в сфере вза- имодействия общества и природны: природопользование, охрана ок- ружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Кроме того, Конституция РФ определяет экологические права (статья 42) и экологические обязанности (статья 58) гражданина. Наиболее важным является указание на компетенцию РФ в сфере природополь- зования и охраны окружающей среды (статья 71) и совместную ком- петенцию РФ и ее субъектов (статья 72) в данной сфере. Также среди экологических норм важное место занимают положения о праве собственности на природные ресурсы (статьи 9, 36) 1.
Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", являясь
комплексным головным законодательным актом не только в подсисте-
ме природоохранительного законодательства, но и во всей системе
экологического законодательства, возглавляет ее 2. Это означает,
что в вопросах охраны окружающей природной среды нормы других
законов не должны противоречить этому законодательному акту.
Данный закон можно назвать своего рода "экологической конститу-
цией", т.к. он является, также как и Основной закон, актом пря-
мого действия, т.е. его нормы за некоторыми исключениями, дейс-
твуют без каких-либо дополнительных актов (постановлений, инс-
трукций, положений), конкретизирующих нормы закона.
Далее, в отличие от природноресурсового законодательства, где охрана обеспечивается путем определения соответствующих пра- вил рационального использования природного объекта, в настоящем законе используется иной подход - здесь охрана окружающей при- родной среды обеспечивается в совокупности ее объектов путем
---------------
1 Российская газета. 1993. 25 декабря.
2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.85.
19
"формулирования экологических требований предъявляемых к источ-
никам вредного воздействия на окружающую природную среду пос-
редством регулирования деятельности предприятий, учреждений, ор-
ганизаций, граждан" 1.
Важным, по нашему мнению, является то, что для вышеупомяну-
того закона характерна особенность, свойственная законодательным
актам экологического направления. Они являются комплексным не
только по содержанию регулируемых отношений, но и по форме пра-
вового регулирования. И это выражается в том, что природоохрани-
тельные нормы, являясь центральным звеном закона об охране окру-
жающей природной среды, действуют не по одной, а в комплексе с
нормами других отраслей права - административного, гражданского
и т.д. 2.Так, нормы возмещения вреда, помещенные в законе (статьи
86-91), представляют собой конкретизацию более общих норм граж-
данского права и т.п. Наличие таких норм обеспечивает связь эко-
логического законодательства с другими отраслями законодательст-
ва.
К числу комплексных законов, относящихся к экологическому
законодательству, следует отнести ранее упомянутый Закон РСФСР
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 3,а так-
же Основы законодательства РФ об охране здоровья 4.Обеспечение
благополучия и охрана здоровья человека является конечной целью
охраны окружающей природы. Поэтому эти два закона составляют ос-
---------------
1 Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. С.11.
2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.86-87.
3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со- вета РСФСР. 1991. N 20. Ст.641.
4 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1993. N 33. Ст.1318.
20
нову охраны окружающей природной среды и обеспечения экологичес- кой безопасности человека. При этом, если рассматривать соотно- шение экологического законодательства и законодательства об ох- ране здоровья, общими для них будут нормы, направленные на охра- ну здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов окружающей Среды 1 .
Также к числу комплексных законов необходимо отнести Феде- ральный закон "Об особо охраняемых природных территоряих"2, ре- гулирующий отношения в области организации, охраны и использова- ния особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, сюда необходимо отнести Федеральный закон "Об
экологической экспертизе" 3, призванный урегулировать отношения в
области экологической экспертизы путем реализации права граждан
РФ на благоприятную окружающую среду.
Рассматривая природноресурсовое законодательство, можно за-
метить, что оно представлено, как правило, головными законами.
Например: правовые основы рационального использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и
ресурсового потенциала установлены в Лесном кодексе РФ 4; отноше-
ния по поводу охраны и использования вод путем установления пра-
вовых основ использования и охраны водных объектов регулируется
Водным кодексом РФ 5; земельные отношения регулируются Земельным
кодексом РСФСР 6 и т.д.
---------------
1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.93.
2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст.1024.
3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.
4 Российская газета. 1997. 4 февраля.
5 Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст.4471.
6 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со- вета РСФСР. 1991. N 22. Ст.768.
21
Говоря о соотношении экологического и природноресурсного за- конодательства, следует заметить, что точками их соприкосновения будут являться нормы, регулирующие охрану соответствующих при- родных ресурсов и окружающей природной среды.
Наиболее широко представлены законами так называемые эколо-
гизированные отрасли законодательства. По мнению Н.И.Опилат,
"экологизация законодательства - объективный процесс. Ему под-
вержены все акты, в той или иной степени влияющие на состояние
окружающей Среды" 1.
Из общего количества экологизированных актов можно назвать несколько законов, относящихся к различным отраслям законода- тельства. Так, в соответствии с Федеральным законом "О Конститу- ционном Суде РФ" 2, Конституционному суду РФ дается право отме- нять акты органов управления, противоречащие конституционным экологическим нормам. А в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах РФ" 3, определяется порядок ратификации и вступления в силу международных договоров РФ в области охраны окружающей среды.
Практическое значение имеют: Уголовный кодекс РФ 4, закрепля-
ющий понятие экологического преступления и конкретные составы
данного вида правонарушений; Гражданский кодекс РФ 5, который оп-
ределяет положения права собственности и иных вещных прав на
землю и другие природные ресурсы, порядок возмещения вреда и
---------------
1 Опилат Н.И. Источники экологического права // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 1. С.76.
2 Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст.1447.
3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст.2757.
4 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954.
5 Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст.3301; 1996.
N 5. Ст.410.
22
иные вопросы; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1, содержащий нормы об административной ответственности в области экологопользования.
Следующий структурный уровень экологического законодательст-
ва представлен подзаконными нормативно-правовыми актами. Данный
уровень можно подразделить на три основные группы: 1) норматив-
но-правовые акты Президента РФ; 2) правительственные норматив-
но-правовые акты; 3) нормативно-правовые акты министерств и иных
государственных органов федеральной исполнительной власти.
Представленное подразделение на группы не является обязательным.
Так, Б.В.Ерофеев вводит еще межведомственные нормативно-правовые
акты, принимаемые органами управления межведомственной компетен-
ции, к которым относятся комитет по земельным ресурсам и земле-
устройству РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия
РФ и др. 2 Но, с другой стороны, автор отводит особое место ука-
зам Президента РФ, ссылаясь на Конституцию РФ, что якобы она "не
относит их к подзаконным нормативным актам" 3, хотя комментарий к
статье 90 Конституции РФ называет акты Президента РФ подзаконны-
ми актами 4.
В соответствии с уже упомянутой статьей 90 Конституции РФ,
Президент РФ издает указзы и распоряжения. Указы, как правило,
представляют собой нормативно-правовые акты, относящиеся к неоп-
ределенному кругу лиц, органов государства, должностных лиц и
т.д. С другой стороны, распоряжения - это обычно акты индивиду-
ального характера. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны
---------------
1 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. N 27. Ст.899.
2 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1996. С.132.
3 Там же. С.138.
4 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. -
С.429.
23
для исполнения на всей ее территории. Данные акты главы госу- дарства не должны противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным и федеральным законам. Являясь "осо- бым" лицом в государстве, Президент РФ определяет в соответствии с Конституцией России и федеральными законами направления внут- ренней политики государства, в том числе и в области охраны ок- ружающей природной среды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10