Следует отметить Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О
структуре федеральных органов исполнительной власти" 3, которым
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ было
реорганизовано в Министерство природных ресурсов РФ и Государс-
твенный комитет РФ по охране окружающей среды.
Важным в свете данных рассуждений будет дополнение, приве-
денное С.А.Комаровым о том, что указы Президента РФ могут носить
нормотворческий характер. Наряду с актами федеральных законода-
тельных органов данные указы могут являться актами первоначаль-
ного правотворчества, т.к. содержат нормы права и посвящены общим
вопросам 4.
---------------
1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 6.
Ст.436.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 51.
Ст.4932.
3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4082.
4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск,
1994. С.151.
24
Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов представляют акты Правительства РФ, которые имеют значительный удельный вес среди норм экологического законодательства.
В соответствии со статьей 114 Конституции РФ, Правительство
РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики
в области природопользования. При этом полномочия Правительства
РФ в этой области реализуются с помощью его актов - постановле-
ний и распоряжений. Данные акты издаются во исполнение и на ос-
новании Конституции РФ, Федеральных законов и нормативных указов
Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ
обязательны к исполнению в Российской Федерации.
В форме постановлений издаются акты Правительства РФ, имею- щие нормативный характер или наиболее важное значение. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоря- жений.
В.В.Петров постановления Правительства РФ по вопросам эколо-
гии разбивает на три группы 1. Так, к первой группе относятся
постановления, которые принимаются во исполнение закона для
конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует наз-
вать постановление Правительства РФ N 942 от 22 сентября 1993 г.
"Об утверждении Положения о государственной экологической экс-
пертизе" 2. Вторая группа постановлений предназначена для опреде-
ления компетенции органов управления и контроля. Например, Поло-
жение "О Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству",
утвержденное постановлением Правительства РФ N 61 от 2 февраля
---------------
1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.92.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 39.
Ст.3621.
25
1993 г. 1 И, наконец, в третью группу постановлений Правительства
РФ автор включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового
регулирования экологических отношений. Таким актом следует счи-
тать постановление Правительства РФ N 501 от 4 ноября 1993 г. "О
создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвы-
чайных ситуациях" 2.
В случае, если постановления или распоряжения Правительства противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези- дента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках предусмотренной для них компетенции нормативные правовые акты. При этом данного рода акты обязатель- ны для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Имея ту особенность, что по юридической силе нормативно- правовые акты министерств и ведомств уступают актам Правительст- ва РФ, они представлены в виде различных приказов, решений, инс- трукций, правил, положений, уставов, распоряжений.
Так, еще в рамках Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов РФ оно издавало нормативные правовые приказы,
инструкции. В настоящий момент органом, в функции которого
передано решение вопросов охраны окружающей среды, является
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, а вопросы
использования природных ресурсов ныне отнесены в ведение Минис-
терства природных ресурсов РФ 3. Примером подобных актов может
служить Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных
---------------
1 Собрания актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 6.
Ст.488.
2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.92.
3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4032.
26
ресурсов РФ "Об утверждении Инструкции по организации и осущест- влению государственного контроля за использованием и охраной зе- мель органами Минприроды России" от 25 мая 1994 г. N 160 1. А в рамках Государственного комитета РФ по охране окружающей среды был издан приказ от 31 декабря 1996 г. N 543 "Об утверждении По- рядка выдачи разрешений на использование символики государствен- ных природных заповедников" 2 .
Кроме данных органов правом издания обязательных нормативных
актов обладает специально уполномоченные органы в области охраны
окружающей природной среды. Так, Государственный комитет РФ по
земельным ресурсам и землеустройству наделен правом издания ак-
тов по охране земельных ресурсов (например, Инструкция о порядке
работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных
и юридических лиц к административной ответственности за наруше-
ния земельного законодательства, утверждена приказом Государс-
твенного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от
18 февраля 1994 г. N 18) 3 .
Многие экологические нормативные правовые акты принимаются
совместно несколькими министерствами и ведомствами. Так, Порядок
направления средств предприятиями, учреждениями, организациями,
гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами в го-
сударственные внебюджетные экологические фонды, утвержден Минфи-
ном РФ 22 декабря 1992 г. и Минприродой РФ 21 декабря 1992 г. 4,
---------------
1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ.
1994. N 9. С.11-30.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни- тельной власти. 1997. N 4. С.6-8.
3 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ.
1994. N 7. С.3-10.
4 Российские вести. 1993. N 47.
27
или Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, которое утверждено Минприродой России 3 декаб- ря 1992 г. и Российской государственной страховой компанией 20 ноября 1992 г. 1
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г.
N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного
управления РФ" 2,нормативные акты министерств и ведомств, затра-
гивающие права, свободы и законные интересы граждан регистриру-
ются в Министерстве юстиции РФ. Затем данные акты подлежат офи-
циальному опубликованию в газете "Российские вести". Не заре-
гистрированные в Минюсте РФ и не опубликованные нормативные акты
не порождают никаких юридических последствий. Данное положение
имеет большое практическое и теоретическое значение, т.к. свежи
примеры из недалекого прошлого, когда в разработке и утверждении
ведомственных нормативных актов отсутствовал необходимый поря-
док. Министерства и ведомства при издании таких документов не
всегда соблюдали предусмотренные требования. Поэтому в ряде слу-
чаев принятые ведомственные акты входили в противоречие с дейс-
твующими законами. На сегодняшний момент вышеупомянутым Указам
Президента РФ был установлен строгий порядок в разработке и при-
нятии актов министерствами и иными государственными органами фе-
деральной исполнительной власти.
Кроме того, противоречащие закону нормативно-правовые акты
министерств и ведомств подлежат отмене Правительством РФ, а так-
же могут быть опротестованы прокурором.
---------------
1 Закон. 1993. N 3. С.47-51.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4.
Ст.304.
28
Говоря о нормативных актах министерств и ведомств, необходи- мо упомянуть о санитарных, строительных, технических, технологи- ческих и других нормах. К ним относятся различные нормативы ка- чества окружающей среды: предельно допустимые воздействия вред- ных веществ на окружающую среду и здоровье человека и т.д. Выра- жая технические правила, эти нормативы не рассматриваются как источники права. Однако, Закон "Об охране окружающей природной среды" (ст.ст.25-27 и др.) устанавливает обязанность их исполне- ния, которая придает таким нормам юридический характер и позво- ляет оценивать их как источники права 1 .
Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Следует отметить, что правовое регулирование отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относитель- но самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными лишь для данных регионов особенностями.
Необходимо сказать несколько слов о характере руководящих
разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ. Интересным на этот счет представляется мнение Б.В.Еро-
феева: "Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики
единичен и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо
суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неиз-
бежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому су-
дам дано право в случае пробела применять аналогию закона или
аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи2.
---------------
1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.93.
2 Ерофеев Б.В. Экологическое право россии. М., 1996. С.143.
29
Несмотря на это, руководящие разъяснения Пленума Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного суда не являются источниками эко-
логического права, не входят в структуру экологического законо-
дательства. Это связано с тем, что судебные органы не наделены
правотворческой функцией. Пленумы соответствующих судов, расс-
матривая обобщенные материалы, дают в порядке судебного толкова-
ния руководящие разъяснения по вопросам применения экологическо-
го законодательства. Однако, разъяснения Пленума Верховного Суда
РФ обязательны для всех судов общей юрисдикции в РФ, а разъясне-
ния Пленума Высшего Арбитражного суда РФ обязательны для всей
системы арбитражных судов.
Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл экологического законодательства, но не созда- вать новые нормы экологического права. Вместе с тем, суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы экологического права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума. Это зачастую приводит к тому, что многие судьи руководствуются не правовой нормой, а положениями, предусмотренными в постановлении пленума суда.
Не является источником экологического права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается "многократное единооб- разное решение судами одной и той же категории дел"_51_0. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась определенная судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. Однако, этого, как
---------------
1 Гражданское право / Под ред. Ю.К.Толстого. М., 1996. С.35.
30
правило, не происходит, и судьи, "слепо следуя накатанной ко- лее", выносят неправовые решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10