Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития
p> В развитии экологического законодательства в субъектах РФ можно выделить ряд тенденций:

1. Явно прослеживается высокая степень дублирования феде- ральных нормативно-правовых актов. Многие законодатели субъектов
РФ, беря за основу российский нормативный акт, вносят в него из- менения, что наблюдается из дословного сходства целых ряда ста- тей и глав, а иногда сходства всей структуры документа. Такого рода воспроизведение (повторение, переложение) в правотворчестве субъектов РФ, по мнению С.А.Комарова, в определенных предметах оказывается целесообразным, "если нужно представить нормативное предписание с точки зрения их единой системы" 2.Вне этого такое переложение является вредным и неоправданным, т.к. создает у со- ответствующих органов иллюзию необязательности актов федерально- го законодательства, формируется мнение о том, что данные акты начинают действовать (вступать в силу) только после того, как будут воспроизведены или объявлены актом "своего региона".

2. Большая часть субъектов РФ, особенно республики, в издан- ных нормативных актах стараются всячески показать и подчеркнуть свою независимость. Природные ресурсы: леса, земля, недра явля- ются их достоянием. Так, в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Удмуртской Республики земля объявляется достоянием наро- да Удмуртии, основой жизни и деятельности" 3.
---------------

1 Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные проблемы земельного и экологического права // Государство и пра- во. 1995. N 12. С.141-142.

2 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск,
1994. С.153.

3 Бажайкин А.Л. Сравнительный анализ природноресурсового за- конодательства РФ и Удмуртской Республики. Ижевск, 1997. С.2.

45

3. В масштабах РФ ее субъекты тем не менее все таки обладают скудной нормативной базой. В регионах нет четко выраженной кон- цепции принятия нормативных актов, в уже принятых актах отслежи- ваются противоречия действующему российскому экологическому за- конодательству. Отмечается лишь заинтересованность законодателей в регионах в разработке и принятии нормативно-правовых актов природноресурсовой направленности.

4. Просматривается слабая профессиональная подготовка зако- нодателей в субъектах Федерации. В подготовке проектов законода- тельных актов участвует кто угодно, но только не эксперты из на- учной среды и юристы. Эта проблема существует и у федеральных законодателей, когда разработкой законов занимаются люди, дале- кие от экологических проблем.

5. Слабым местом остается механизм реализации законов. Мно- гие программы остаются на бумаге, т.к. отсутствуют источники фи- нансирования и материальная база под них. Подобного рода декла- рирование приводит к восприятию многих экологических нормативных актов как необязательных. Органы и должностные лица на местах, которые должны требовать исполнения норм экологического законо- дательства, зачастую сами являются его нарушителями. Это объяс- няется лишь их личной экономической заинтересованностью.

Два уровня правовой системы в РФ развиваются не вполне сог- ласованно. Но легкого пути в этом деле и не может быть. Неповто- римость территориальных, экономических и других условий субъек- тов Федерации должна быть обязательно отражена и в правовом ре- гулировании. И только совместный подход к решению возникших проблем, может определить пути их решения, ибо сохранение едино- го экономического и экологического пространства, как уже говори- лось, позволит успешно развиваться не только регионам, но и всей
России.

46

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В условиях правовой реформы, проводимой ныне в Российской
Федерации, должен быть обеспечен всесторонний подход к совер- шенствованию экологического законодательства. Исследованию этого вопроса посвящено множество монографий и научных статей, в кото- рых предлагаются различные, в том числе и полярные точки зрения.

Развитие представляет собой "необратимое, направленное зако- номерное изменение материальных и идеальных объектов. Только од- новременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процес- сы развития среди других изменений" 1.

Процесс развития экологического законодательства определяет- ся различными факторами. Среди них можно выделить: политический
- этим фактором можно обозначить такие негативные процессы как смена политической системы, сопровождающаяся потерей управления и контроля, усиление борьбы за власть, нестабильность российско- го общества; экономически - передел собственности в ходе разго- сударствления, спад производства из-за структурного кризиса и лишение государственной помощи, кризис неплатежей, рост цен и прочие процессы; социологический - в его основе лежит снижение интереса общества к экономическим проблемам, особенно со стороны властных структур; экологический - современное состояние окружа- ющей среды в России, которое угрожает процессу выживания челове- ка. Особое место, по мнению ряда авторов, занимают организацион- но-правовые факторы, в первую очередь состояние экологического законодательства 2.
---------------

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.651.

2 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.
Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.

47

Действующее законодательство сейчас едва не полностью уста- рело. Оно излишне абстрактно, декларативно, не соответствует
Конституции РФ. В стране отсутствуют практические механизмы пра- вореализации. Система экологического законодательства не являет- ся целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших ак- тов, которые должны были бы регулировать общественные отношения
(законодательство об отходах, об охране и использовании расти- тельного мира, об экологической информации и т.п.). Отмечается и низкая эффективность экологического законодательства.

Конституция РФ закрепила в части 1 статьи 72 самостоятельное направление практической деятельности - обеспечение экологичес- кой безопасности 1. Однако данная деятельность, на сегодняшний день, ограничивается рамками охраны окружающей Среды 2.

Принятый 19 декабря 1991 года Закон РСФСР "Об охране окружа- ющей природной Среды" 3 претерпел серьезные испытания временем.
Принятие этого Закона было обусловлено вступлением России в но- вый переходный период. По нашему мнению, действие этого акта бы- ло рассчитано на это время. Ныне же остро стоит необходимость систематизации и кодификации экологического законодательства, целью которой является принятие нового комплексного головного законодательного акта.

В связи с этим возникает ряд принципиальных вопросов. Кон- цептуально это должен быть закон или подзаконный нормативно-пра- вовой акт? Если закон, то какова его форма - закон, кодекс, ос- новы? Необходимо решить, нужен новый закон или новая редакция?
---------------

1 Российская газета. 1993. 25 декабря.

2 Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность // Государство и право. 1994. N 8-9.
С.119.

3 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1992. N 10. Ст.457.

48

По нашему мнению, иерархию экологического законодательства должен возглавить закон. Однако, вопрос о его форме до сих пор пока открыт.

Одной из возможных альтернатив при решении задачи развития экологического законодательства, по мнению ряда авторов, являет- ся создание системы "Основы - кодексы" 1 . Данная система для на- шего государства привычна и действительно может оправдать себя.
Так, в случае ее принятия, в Основах будут определяться принципы экологически значимой деятельности, основные виды деятельности, защищаемые объекты и т.д. А в экологических индексах, принятых либо субъектами Федерации с учетом имеющихся аналогичных природ- ных условий, экологической ситуацией и возможностью объединения средств и сил, положения Основ должны быть конкретизированы.

Другая точка зрения представлена О.С.Колбасовым. По его мне- нию, для кодификация экологического законодательства необходимо разработать Российский экологический кодекс, каждая статья кото- рого была бы детализирована в соответствующей системе подзакон- ных актов. Однако на уровне субъектов РФ проводить кодификацию не следует, достаточно лишь принять нормативные правовые акты, регламентирующие применение Российского экологического кодекса на территории конкретного субъекта 2 .

Экологический кодекс РФ был бы оптимальной формой, возглав- ляющей систему экологического законодательства. Отмечая его по- ложительные черты, целесообразно упомянуть, что "кодекс (от лат.
---------------

1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.
Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.

2 Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные проблемы земельного и экологического права // Государство и пра- во. 1995. N 12. С.139.

49

codex - собрание законов) - законодательный акт прямого дейс- твия. Эта форма предполагает минимум каких либо других законов, иных нормативных актов, регулирующих эти же общественные отноше- ния. Они сводятся в кодекс, как бы "всасываются" в него при его разработке. Подзаконные акты при этом "поднимаются" на высший законодательный уровень, одновременно проводится их систематиза- ция и обновление" 1 . На сегодняшний день в РФ особенно много именно подзаконных нормативно-правовых актов, что затрудняет их поиск и ухудшает процесс правоприменения.

При принятии нового закона необходимо обязательно учесть преемственность законодательства. Все лучшие и положительные черты предшествующих актов должны непосредственно лечь в основу кодекса, недопуская повторения уже пройденных ошибок.

Особое место в фундаменте развития экологического законода- тельства должно быть отведено конституционным правам и обязан- ностям граждан РФ, т.к. без соблюдения этих основополагающих на- чал нельзя говорить о приоритете прав и свобод человека и граж- данина в РФ.

Необходимость принятия нового головного акта объясняется и общей тенденцией развития всего российского законодательства.
Это связано с принятием головных актов в гражданском, уголовном, лесном, водном законодательстве. Однако, безусловно, главной целью остается ликвидация пробелов и переход на более качествен- но высокий уровень отношений.

При разработке экологического законодательства, как отмечает
В.П.Ворфоломеев, необходимо последовательно осуществить принцип
---------------

1 Голиченков А.К. Санитарный кодекс России: проблемы разра- ботки проекта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 4.
С.40.

50

эколого-социально-экономического единства всей законодательной и нормативно-правовой системы. В ней экологические по содержанию законы должны иметь социально-экономическое обоснование, а соци- ально-экономические законы должны быть ориентированы экологичес- ки. Для реализации данного принципа, следует разработать специ- альную программу совершенствования самого процесса экологическо- го законодательства 1.

Действительно, сейчас настало время определения оптимальной модели экологического законодательства, которая должна проявить- ся в соответствующей концепции развития. Самое главное, это пра- вильное осуществление контроля в этой области, чтобы развитию общественных отношений предшествовала их научная оценка.

Отсутствие концепции развития экологического законодательст- ва затрудняет законотворческую деятельность в этой области 2.Это приводит к появлению дублирующих либо несогласующихся между со- бой законопроектов, что влияет в свою очередь, на качество при- нимаемых нормативно-правовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты