Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития
p> Важнейшим направлением совершенствования системы экологичес- кого законодательства является создание серии специальных зако- нов.

Проблема обеспечения экологически правильного обращения с опасными химическими веществами должна быть решена путем приня- тия федеральных законов об отходах, об использовании агрохимика- тов, об опасных веществах. Необходимость данных актов объясняет- ся тем, что в законодательстве отношения по охране окружающей
---------------

1 Бакунина Т.С. Обсуждение проблем национальной экологической политики Российской Федерации // Государство и право. 1994. N 1.
С.70-71.

2 Зеленый мир. 1995. N 6. С.10.

51

среды при обращении с такими веществами на стадиях их производс- тва, транспортировки, хранения, использования, обезвреживания и удаления регулируются не полно.

Отсутствие специального нормативного акта об экологической информации (статистики) - можно назвать одним из наиболее су- щественных пробелов в экологическом законодательстве. Обществен- ные отношения в области экологической информации: порядок ее сбора и предоставления, форма учета и обобщения, режим информа- ции, права и обязанности субъектов предоставления и использова- ния информации и т.п. должны быть урегулированы в федеральном законе об экологической информации (статистике). Принятие такого акта позволит создать систему экологической статистики, включаю- щую систематизированные сведения о видах, содержании, произвди- телях, количестве отходов; количестве, видах, месте и времени, причинах и последствиях экологических происшествий и т.д.

В соответствии со статьей 23 Закона РСФСР "Об охране окружа- ющей природной среды", должно осуществляться обязательное эколо- гическое страхование. Однако механизм экологического страхования не разработан. Следует принять закон "Об обязательном экологи- ческом страховании", который бы определил на законодательном уровне понятие обязательного экологического страхования, общие цели, задачи и принципы экологического страхования.

По мнению некоторых авторов проблема всестороннего регулиро- вания отношений в экологически неблагоприятных территориях может быть решена в рамках специального закона "О зонах экологического бедствия" 1. Закон "Об охране окружающей среды" предусмотрел два
---------------

1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.
Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.

52

вида зон: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны эколо- гического бедствия. Однако принципиального различия между ними в
Законе не прослеживается.

В развитии экологического законодательства российскими пар- ламентариями сделано несколько важных шагов. Прежде всего хоте- лось сказать о Федеральном законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года 1. Этого Закона ждали давно. Законодатель- ное регулирование экологической экспертизы служит предупреждению вреда окружающей среде на стадии планирования хозяйственной и иной деятельности и принятие экологических значимых решений.
Данный Закон содержит нормы о порядке организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы. Однако, если с одной стороны, Закон "Об охране окружающей природной сре- ды" является головным, базовым актом, то в Конституции РФ пре- дусмотрено деление законов на конституционные и обычные. И оба рассматриваемых закона имеют один ранг: это федеральные российс- кие законы. С другой стороны, вступает в действие второй метод правового отбора, а именно - действует более поздний акт.

Как считает С.А.Боголюбов, Закон "Об экологической эксперти- зе" содержит немало новелл. Прежде всего, это запись о потенци- альной экологической опасности любой хозяйственной и иной дея- тельности. "Это как бы презумпция виновности любого проектанта
(вообще в праве не должно быть презумпции виновности)" 2.

Хотелось также упомянуть Федеральный закон от 21 декабря
1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситу- аций природного и техногенного характера" 3, Федеральный закон от
---------------

1 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.

2 Боголюбов С.А. Государственно-правовые проблемы.1996. N 11.
С.106.

3 Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст.3648.

53


14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" 1,
Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопас- ности населения" 2, Федеральный закон от 24 февраля 1995 года "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" 3.

Развитие экологического законодательства предполагает "дина- мику развития природноресурсового законодательства. Экологизация земельного, горного, водного, лесного и иного природноресурсово- го законодательства сводится к правовому обеспечению учета эко- логических требований в процессе природопользования, и правовыми критериями рационального использования соответствующего природ- ного ресурса должны служить обеспечение его неистощимости, эко- логической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития" 4.

Главная задача и конечная цель экологизации природноресурсо- вого законодательства - сохранение и восстановление благоприят- ной окружающей среды, важнейшими характеристиками которой явля- ются не только чистота, т.е. незагрязненность, но и ресурсоем- кость (неистощимость), экологическая устойчивость, видовое раз- нообразие.

Очень слабо в РФ упорядочены отношения по использованию и охране растительного мира (вне лесов). Такие отношения следует урегулировать в федеральном законе "Об использовании и охране растительного мира".
---------------

1 Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст.1024.

2 Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст.141.

3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст.713.

4 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.
Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.

54

В нем должны быть предусмотрены комплексные меры, обеспечи- вающие регулирование пользования растительным миром, охрану рас- тительного мира, государственный учет и контроль в данной сфере, юридическую ответственность.

Особое место следует отвести экологизации земельного законо- дательства, которая предусматривает, в частности, создание меха- низма учета и проверки экологического состояния земель; возмож- ность воздействия судебных, государственных органов и обществен- ных организаций на землепользователей, не выполняющих или нару- шающих требования земельного и экологического законодательства; обеспечение реального экономического и правового стимулирования землепользователей рационально использующих земельные участки.

Серьезные опасения вызывает нерешенность вопроса о собствен- ности на природные ресурсы. Так, часть 2 статьи 9 Конституции РФ предусматривает, что земля, другие природные ресурсы могут нахо- диться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако, решение данной проблемы нельзя отдавать на волю законодателей в субъектах РФ. Это объясняется тем, что по данному кругу возникающих отношений должно быть единое и точ- ное понимание.

Говоря о развитии природноресурсового законодательства в субъектах Федерации, многие авторы предлагают создание модельных законов. Так, О.С.Колбасов предлагает провести изучение законот- ворчества субъектов в области земельного и экологического права, на основе которого уже решать вопрос о создании модельных зе- мельных и экологических законов 1.
---------------

1 Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные проблемы земельного и экологического права // Государство и пра- во. 1995. N 12. С.139.

55

Ю.А.Тихомиров и Т.Д.Зражевская рекомендуют ввести в практику модельные законы субъектов Федерации по совместным с РФ предме- там ведения 1 .

В рамках данного вопроса можно говорить о процессе экологи- зации всего законодательства, т.к. охрана окружающей среды и восстановление ее благоприятного состояния достигается путем ре- гулирования экологических отношений гражданским, административ- ным, уголовным и иными отраслями российского законодательства.
Разработчики нового Налогового кодекса РФ должны учесть вопросы льготного налогообложения предприятий, проводящих мероприятия по оздоровлению и восстановлению благоприятного состояния окружаю- щей среды и т.п.

В новом Уголовном кодексе РФ отведена отдельная глава, пос- вященная экологическим преступлениям 2.Однако в данную главу не вошли такие экологизированные составы как экоцид (ст.358), жес- токое обращение с животными (ст.245), нарушение санитарно-эпиде- миологических правил (ст.236), сокрытие информации об обстоя- тельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей
(ст.237). При рассмотрении статьи 253 УК РФ "Нарушение законода- тельства РФ о континентальном шельфе и об исключительной эконо- гической зоне" - обнаруживается два самостоятельных состава преступления.

В Гражданском кодексе РФ нашли свое отражение вопросы права собственности и иных вещных прав, ответственности владельцев ис- точника повышенной опасности и др. Имеет будущее норма статьи
---------------

1 Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. 1997. N 1. С.12.

2 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954.

56


1065 ГК ч.2 "О приостановлении и прекращении деятельности, при- чиняющей вред окружающей природной среде, жизни, здоровью, иму- ществу человека".

Весьма остро стоит в государстве проблема обеспечения соот- ветствия принимаемых актов Конституции РФ. Данную задачу можно решить путем осуществления надлежащей экспертизы законопроектов.
Так, проекты законов в области охраны окружающей среды проходят обязательное согласование с Министерством природных ресурсов РФ и Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды. Дума- ется, этой меры недостаточно. Правовая экспертиза должна быть обеспечена также независимыми экспертами 1. Проведение такое экс- пертизы может быть решено двояким путем. Первый путь связан с направлением законопроектов для экспертного заключения в право- вые научные и учебные учреждения, в структуре которых имеются подразделения ведающие вопросами охраны окружающей среды. Это
Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Конституцион- ный суд РФ, юридический факультет МГУ.

Второй путь организации правовой экспертизы законопроектов связан с деятельностью Высшего экологического совета, созданного при комитете по экологии государственной думы РФ. В структуре
Высшего экологического совета создана секция экологического пра- ва, включающая представителей некоторых из названных выше учреж- дений.

Целесообразно решить вопрос об обязательном проведении Выс- шим экологическим советом экспертизы не только чисто экологичес-
---------------

1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.
Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.

57

ких законопроектов, но и иных проектов законов, реализация кото- рых связана с охраной окружающей среды.

Надлежащая экспертиза подготавливаемых проектов на предмет их соответствия должна проводиться и в администрации Президента
РФ, а также в системе Правительства РФ.

До настоящего времени остается важнейшей задача повышения эффективности механизма реализации экологического законодатель- ства. Ибо законы, которые не исполняются, создают впечатление своего отсутствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты