Проблема обеспечения экологически правильного обращения с
опасными химическими веществами должна быть решена путем приня-
тия федеральных законов об отходах, об использовании агрохимика-
тов, об опасных веществах. Необходимость данных актов объясняет-
ся тем, что в законодательстве отношения по охране окружающей
---------------
1 Бакунина Т.С. Обсуждение проблем национальной экологической
политики Российской Федерации // Государство и право. 1994. N 1.
С.70-71.
2 Зеленый мир. 1995. N 6. С.10.
51
среды при обращении с такими веществами на стадиях их производс- тва, транспортировки, хранения, использования, обезвреживания и удаления регулируются не полно.
Отсутствие специального нормативного акта об экологической информации (статистики) - можно назвать одним из наиболее су- щественных пробелов в экологическом законодательстве. Обществен- ные отношения в области экологической информации: порядок ее сбора и предоставления, форма учета и обобщения, режим информа- ции, права и обязанности субъектов предоставления и использова- ния информации и т.п. должны быть урегулированы в федеральном законе об экологической информации (статистике). Принятие такого акта позволит создать систему экологической статистики, включаю- щую систематизированные сведения о видах, содержании, произвди- телях, количестве отходов; количестве, видах, месте и времени, причинах и последствиях экологических происшествий и т.д.
В соответствии со статьей 23 Закона РСФСР "Об охране окружа- ющей природной среды", должно осуществляться обязательное эколо- гическое страхование. Однако механизм экологического страхования не разработан. Следует принять закон "Об обязательном экологи- ческом страховании", который бы определил на законодательном уровне понятие обязательного экологического страхования, общие цели, задачи и принципы экологического страхования.
По мнению некоторых авторов проблема всестороннего регулиро-
вания отношений в экологически неблагоприятных территориях может
быть решена в рамках специального закона "О зонах экологического
бедствия" 1. Закон "Об охране окружающей среды" предусмотрел два
---------------
1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.
Проблемы развития системы Российского экологического закодатель-
ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.
52
вида зон: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны эколо-
гического бедствия. Однако принципиального различия между ними в
Законе не прослеживается.
В развитии экологического законодательства российскими пар-
ламентариями сделано несколько важных шагов. Прежде всего хоте-
лось сказать о Федеральном законе "Об экологической экспертизе"
от 23 ноября 1995 года 1. Этого Закона ждали давно. Законодатель-
ное регулирование экологической экспертизы служит предупреждению
вреда окружающей среде на стадии планирования хозяйственной и
иной деятельности и принятие экологических значимых решений.
Данный Закон содержит нормы о порядке организации и проведения
государственной и общественной экологической экспертизы. Однако,
если с одной стороны, Закон "Об охране окружающей природной сре-
ды" является головным, базовым актом, то в Конституции РФ пре-
дусмотрено деление законов на конституционные и обычные. И оба
рассматриваемых закона имеют один ранг: это федеральные российс-
кие законы. С другой стороны, вступает в действие второй метод
правового отбора, а именно - действует более поздний акт.
Как считает С.А.Боголюбов, Закон "Об экологической эксперти-
зе" содержит немало новелл. Прежде всего, это запись о потенци-
альной экологической опасности любой хозяйственной и иной дея-
тельности. "Это как бы презумпция виновности любого проектанта
(вообще в праве не должно быть презумпции виновности)" 2.
Хотелось также упомянуть Федеральный закон от 21 декабря
1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситу-
аций природного и техногенного характера" 3, Федеральный закон от
---------------
1 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.
2 Боголюбов С.А. Государственно-правовые проблемы.1996. N 11.
С.106.
3 Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст.3648.
53
14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" 1,
Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопас-
ности населения" 2, Федеральный закон от 24 февраля 1995 года "О
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях
и курортах" 3.
Развитие экологического законодательства предполагает "дина- мику развития природноресурсового законодательства. Экологизация земельного, горного, водного, лесного и иного природноресурсово- го законодательства сводится к правовому обеспечению учета эко- логических требований в процессе природопользования, и правовыми критериями рационального использования соответствующего природ- ного ресурса должны служить обеспечение его неистощимости, эко- логической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития" 4.
Главная задача и конечная цель экологизации природноресурсо- вого законодательства - сохранение и восстановление благоприят- ной окружающей среды, важнейшими характеристиками которой явля- ются не только чистота, т.е. незагрязненность, но и ресурсоем- кость (неистощимость), экологическая устойчивость, видовое раз- нообразие.
Очень слабо в РФ упорядочены отношения по использованию и
охране растительного мира (вне лесов). Такие отношения следует
урегулировать в федеральном законе "Об использовании и охране
растительного мира".
---------------
1 Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст.1024.
2 Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст.141.
3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст.713.
4 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.
Проблемы развития системы Российского экологического закодатель-
ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.
54
В нем должны быть предусмотрены комплексные меры, обеспечи- вающие регулирование пользования растительным миром, охрану рас- тительного мира, государственный учет и контроль в данной сфере, юридическую ответственность.
Особое место следует отвести экологизации земельного законо- дательства, которая предусматривает, в частности, создание меха- низма учета и проверки экологического состояния земель; возмож- ность воздействия судебных, государственных органов и обществен- ных организаций на землепользователей, не выполняющих или нару- шающих требования земельного и экологического законодательства; обеспечение реального экономического и правового стимулирования землепользователей рационально использующих земельные участки.
Серьезные опасения вызывает нерешенность вопроса о собствен- ности на природные ресурсы. Так, часть 2 статьи 9 Конституции РФ предусматривает, что земля, другие природные ресурсы могут нахо- диться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако, решение данной проблемы нельзя отдавать на волю законодателей в субъектах РФ. Это объясняется тем, что по данному кругу возникающих отношений должно быть единое и точ- ное понимание.
Говоря о развитии природноресурсового законодательства в
субъектах Федерации, многие авторы предлагают создание модельных
законов. Так, О.С.Колбасов предлагает провести изучение законот-
ворчества субъектов в области земельного и экологического права,
на основе которого уже решать вопрос о создании модельных зе-
мельных и экологических законов 1.
---------------
1 Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные проблемы земельного и экологического права // Государство и пра- во. 1995. N 12. С.139.
55
Ю.А.Тихомиров и Т.Д.Зражевская рекомендуют ввести в практику модельные законы субъектов Федерации по совместным с РФ предме- там ведения 1 .
В рамках данного вопроса можно говорить о процессе экологи-
зации всего законодательства, т.к. охрана окружающей среды и
восстановление ее благоприятного состояния достигается путем ре-
гулирования экологических отношений гражданским, административ-
ным, уголовным и иными отраслями российского законодательства.
Разработчики нового Налогового кодекса РФ должны учесть вопросы
льготного налогообложения предприятий, проводящих мероприятия по
оздоровлению и восстановлению благоприятного состояния окружаю-
щей среды и т.п.
В новом Уголовном кодексе РФ отведена отдельная глава, пос-
вященная экологическим преступлениям 2.Однако в данную главу не
вошли такие экологизированные составы как экоцид (ст.358), жес-
токое обращение с животными (ст.245), нарушение санитарно-эпиде-
миологических правил (ст.236), сокрытие информации об обстоя-
тельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей
(ст.237). При рассмотрении статьи 253 УК РФ "Нарушение законода-
тельства РФ о континентальном шельфе и об исключительной эконо-
гической зоне" - обнаруживается два самостоятельных состава
преступления.
В Гражданском кодексе РФ нашли свое отражение вопросы права
собственности и иных вещных прав, ответственности владельцев ис-
точника повышенной опасности и др. Имеет будущее норма статьи
---------------
1 Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. 1997. N 1. С.12.
2 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954.
56
1065 ГК ч.2 "О приостановлении и прекращении деятельности, при-
чиняющей вред окружающей природной среде, жизни, здоровью, иму-
ществу человека".
Весьма остро стоит в государстве проблема обеспечения соот-
ветствия принимаемых актов Конституции РФ. Данную задачу можно
решить путем осуществления надлежащей экспертизы законопроектов.
Так, проекты законов в области охраны окружающей среды проходят
обязательное согласование с Министерством природных ресурсов РФ
и Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды. Дума-
ется, этой меры недостаточно. Правовая экспертиза должна быть
обеспечена также независимыми экспертами 1. Проведение такое экс-
пертизы может быть решено двояким путем. Первый путь связан с
направлением законопроектов для экспертного заключения в право-
вые научные и учебные учреждения, в структуре которых имеются
подразделения ведающие вопросами охраны окружающей среды. Это
Институт государства и права РАН, Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Конституцион-
ный суд РФ, юридический факультет МГУ.
Второй путь организации правовой экспертизы законопроектов
связан с деятельностью Высшего экологического совета, созданного
при комитете по экологии государственной думы РФ. В структуре
Высшего экологического совета создана секция экологического пра-
ва, включающая представителей некоторых из названных выше учреж-
дений.
Целесообразно решить вопрос об обязательном проведении Выс-
шим экологическим советом экспертизы не только чисто экологичес-
---------------
1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.
Проблемы развития системы Российского экологического закодатель-
ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.
57
ких законопроектов, но и иных проектов законов, реализация кото- рых связана с охраной окружающей среды.
Надлежащая экспертиза подготавливаемых проектов на предмет
их соответствия должна проводиться и в администрации Президента
РФ, а также в системе Правительства РФ.
До настоящего времени остается важнейшей задача повышения эффективности механизма реализации экологического законодатель- ства. Ибо законы, которые не исполняются, создают впечатление своего отсутствия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10