Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития
p> Кроме того, следует определиться в том, что экологическое законодательство по большому счету представляет собой "затрат- ную" отрасль законодательства. Для большинства субъектов данных отношений (предприятий, учреждений, организаций) исполнение со- ответствующих норм и нормативов связано со значительными финан- совыми вложениями.

Ставя цель повышения эффективности нормативно-правового акта необходимо стремиться главным образом к реализации закрепленных в этом акте прав и обязанностей участников экологических отноше- ний. С другой стороны, своеобразной страховкой "от повисания в воздухе" данных актов будут предусмотренные в них же гарантии обеспечения материальными, техническими и финансовыми средствами.

58

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

На сегодняшний день в системе российского законодательства сложилась относительно самостоятельная отрасль, - экологическое законодательство, под которой следует понимать систему экологи- зированных нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с соблюдением установленных требований, направленных на урегулирование общественных отноше- ний в области взаимодействия общества и природы. Отношения, вы- текающие из данного определения, подразделяются на отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохра- нительные, отношения по охране недр, животного мира, атмосферно- го воздуха, а также лесоохранительные и водоохранительные отно- шения. К комплексным экологическим отношениям относятся отноше- ния по охране природных территорий, комплексов, природно-запо- ведного Фонда и т.д.

Обеспечение качества природной среды достигается именно во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений.

Исследование, проведенное в данной работе, позволяет сделать ряд выводов.

1. Экологизированный нормативно-правовой акт, являясь струк- турной частью экологического законодательства, должен отвечать следующим требованиям: а) нормативный правовой акт должен иметь объективно выражен- ную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компе- тентным органом; б) не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом;

59

в) принятые нормативно-правовые акты должны иметь такую фор- му, которая определена законом; г) принятие нормативно-правового акта необходимо производить в установленной процессуальной форме правотворчества; д) обязательно соблюдение порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правового акта.

2. Особенностями экологического законодательства являются следующие.

Во-первых, данная отрасль законодательства представлена дву- хуровневой системой, т.е. ее можно рассматривать как по горизон- тали, так и по вертикали. В соответствии со статьей 72 Конститу- ции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные террито- рии относятся к совместному ведению федеральных органов госу- дарственной власти РФ и органов государственной власти субъектов
РФ. Данное положение характеризует не только особенность нашего государства как федеративного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов РФ в решении указанных вопросов.

Во-вторых, система экологического законодательства РФ состо- ит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсово- го. Природноресурсовое законодательство посвящается охране и ра- циональному использованию природных ресурсов. Природоохранитель- ное законодательство, представляя собой совокупность нормативно- правовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рацио- нального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочета- ния экологических интересов и достижения оптимального качества окружающей природной среды.

60

В-третьих, рассматривая нормативные правовые акты, как ис- точники экологического права их можно распределить по отраслям законодательства. Верхний и самый основной уровень представлен нормативно-правовыми актами экологического законодательства во главе с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". Далее следуют нормативно-правовые акты природноресурсового законода- тельства, такие как Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лес- ной кодекс РФ и т.д. Замыкают круг правовые акты иных отраслей законодательства или экологизированных. При этом отнесение этих актов к источникам экологического права объясняется наличием в них отдельных эколого-правовых норм.

3. Нормативно-правовые акты, входящие в структуру экологи- ческого законодательства, по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Основой формирования всего законода- тельства, а в частности и экологического, является Конституция
РФ. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ имеет пря- мой действие и применяется на всей территории РФ.

Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правовое регулиро- вание отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относительно самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными для данных регионов особенностями.

4. Рассматривая соотношение российского федерального эколо- гического законодательства и законодательства субъектов Федера- ции, необходимо отметить, что в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Феде-

61

рации кроме природопользования, охраны окружающей среды и обес- печения экологической безопасности находятся также вопросы вла- дения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

5. В развитии экологического законодательства в субъектах РФ можно выделить ряд тенденций:

1) на сегодняшний день явно прослеживается высокая степень дублирования федеральных нормативно-правовых актов. Многие зако- нодатели субъектов РФ, беря за основу российский нормативный акт, вносят в него изменения;

2) большая часть субъектов РФ, особенно республики, в издан- ных нормативных актах стараются всячески показать и подчеркнуть свою независимость. Природные ресурсы: леса, земля, недра объяв- ляются их достоянием;

3) в масштабах РФ ее субъекты тем не менее все таки обладают скудной нормативной базой. В регионах нет четко выраженной кон- цепции принятия нормативных актов, в уже принятых актах отслежи- ваются противоречия действующему федеральному экологическому за- конодательству;

4) просматривается слабая профессиональная подготовка зако- нодателей в субъектах РФ. В подготовке проектов законодательных актов участвует кто угодно, но только не эксперты из научной среды и юристы;

5) слабым местом остается механизм реализации законов. Мно- гие программы остаются на бумаге, т.к. отсутствуют источники фи- нансирования и материальная база под них.

6. Процесс развития экологического законодательства опреде- ляется различными факторами, среди которых можно выделить: поли-

62

тический, экономический, социологический, экологический. Особое место занимают организационно-правовые факторы.

Действующее экологическое законодательство сейчас едва ли не полностью устарело. Оно излишне абстрактно, декларативно. В стране отсутствуют практические механизмы правореализации. Сис- тема экологического законодательства не является целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших актов. Отмечается низкая эффективность экологического законодательства в целом.

7. Важнейшим направлением совершенствования системы экологи- ческого законодательства является создание серии специальных за- конов. Так необходимо принять федеральные законы: об отходах, об использовании агрохимикатов, об опасных веществах, об экологи- ческой информации (статистике), об экологическом страховании.

Заслуживает внимания концепция внедрения модельных законов, особенно в области природноресурсового права (земельного, лесно- го, водного и т.д.). Но для этого необходимо провести изучение законотворчества субъектов РФ, а также всех особенностей (эконо- мических, географических, демографических и т.д.) того или иного региона.

8. Решение вопроса, связанного с определением соответствия принимаемых нормативно-правовых актов Конституции РФ возможно с помощью проведения экспертизы законопроектов.

63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российское федеральное законодательство


1.1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

// Росс.газ. - 1993. - 25 дек.
1.2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. N 67.

- Ст.898.
1.3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33. - Ст.1318.
1.4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня

1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1984. -

N 27. - Ст.899.
1.5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: За- кон РСФСР от 19 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - N 20.

- Ст.641.
1.6. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости

Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

- 1991. - N 22. - Ст.768.
1.7. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19 де- кабря 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

Верховного Совета РФ. - 1991. - N 10. - Ст.457.
1.8. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат

Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июля 1994 г.

// Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 8. - Ст.801.

64

1.9. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный за- кон от 21 июля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. -

1994. - N 13. - Ст.1447.
1.10. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 21 октября 1994 г.

// Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - Ст.3301.
1.11. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. -

N 35. - Ст.3648.
1.12. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля

1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 9. -

Ст.713.
1.13. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный за- кон от 14 марта 1995 г. // Собрание законодательства РФ. -

1995. - N 12. - Ст.1024.
1.14. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. //

Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 17. - Ст.1462.
1.15. О международных договорах РФ: Федеральный закон от 15 июля

1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 29. -

Ст.2757.
1.16. Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. // Собрание законо- дательства РФ. - 1995. - N 47. - Ст.4471.
1.17. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 нояб- ря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 48.

- Ст.4556.
1.18. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 22 декабря 1995 г.

// Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - Ст.410.

65

1.19. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. -

1996. - N 3. - Ст.141.
1.20. Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г. // Собрание законо- дательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст.2954.
1.21. Лесной кодекс РФ от 22 января 1997 г. // Росс.газ. - 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты