Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития
p> В России действует ряд постановлений пленумов судов в облас- ти охраны окружающей природной среды: Постановление Пленума Вер- ховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 "О практике применения судами законодательства об охране природы" 1 , Постановление Пле- нума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной Среды" 2 .

---------------

1 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. N 2. С.10-13.

2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. N 3. С.87-93.

31

2. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ

ФЕДЕРАЦИИ

Особенностью Российского государства является его характе- ристика в качестве федеративного, состоящего из "государств и
(или) госудаственно-подобных образований, близких по статусу к государству" 1 . В соответствии со статьей 5 Конституции РФ к ним относятся республики, края, области, города федерального значе- ния, автономные области, автономные округа. Республика в составе
РФ, представляя собой государство, имеет свою конституцию, ос- тальные субъекты РФ имеют свои уставы.

В статье 72 Конституции РФ прямо предусмотрено, что природо- пользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана па- мятников истории и культуры относятся к совместному ведению фе- деральных органов государственной власти и органов государствен- ной власти субъектов РФ. К совместному ведению относятся также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Статья пятая Конституции РФ, перечисляя ряд субъектов РФ, говорит об их равноправии, т.е. "обладании всеми ими одинаковым конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, а также идентичности компетенции. Равноправие выражается и в праве всех субъектов Федерации иметь свои законы и другие акты законода- тельства" 2 .

---------------

1 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994.
С.60.

2 Там же. С.73.

32

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Данное по- ложение, предусмотренное частью 2 статьи 76 Конституции РФ, име- ет принципиально важное значение, так как охрана окружающей сре- ды, природопользования, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, вопросы выделения, поль- зования и распоряжения природными ресурсами находятся в совмест- ном ведении РФ и ее субъектов.

Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено твердое прави- ло: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо- гут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Однако, немало примеров нарушения данной нор- мы Конституции РФ. Так, 15 февраля 1994 года был заключен Дого- вор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между ор- ганами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан" 1 .Как заметил И.Я.Дюрягин, статья
VI указанного Договора содержит положения о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом Рес- публики Татарстан, данного рода противоречия переводятся в раз- ряд споров РФ и Республики Татарстан и подлежат разрешению в согласованном порядке. Вместо однозначного признания силы феде- рального закона вводится процедура опротестования федеральными органами законов Республики Татарстан, противоречащих Договору 2.

---------------

1 Российская газета. 1994. 18 февраля.

2 Кокотов А.Н., Саликов М.С. Проблемы региоанльного управле- ния и законодательства // Российский юридический журнал. 1994.
N1. С.6.

33

Рассматривая экологическое законодательство субъектов РФ, необходимо определить его место в системе общероссийского эколо- гического законодательства. Экологические законы и иные норма- тивные правовые акты субъектов РФ занимают обособленное положе- ние в указанной структуре.

Каждый субъект Федерации изначально обладает неповторимыми социальными, экономическими, природными и другими условиями, что в конечном счете влияет на различие регулирования экоголо-право- вых отношений. Федеральное экологическое законодательство не мо- жет учесть всех особенностей конкретного региона. Поэтому возни- кающие пробелы в законодательстве могут быть ликвидированы зако- нодательством субъектов РФ.

На сегодняшний момент мы можем говорить о формировании реги- ональных законодательных систем. Нормативные правовые акты эко- логического законодательства субъектов РФ автономны по отношению друг к другу.

Рассматривая соотношение федерального экологического законо- дательства и законодательства субъектов РФ, важно выделить их взаимную связь.

Республика Мордовия (далее РМ) одна из тех субъектов РФ, ко- торые 31 марта 1992 года подписали Федеративный договор и расп- ространили его действие на свою территорию 1.

Актом, имеющим высшую юридическую силу и прямой действие на всей территории республики признается Конституция РМ 2 . Неотъем- лемой частью Конституции РМ стали нормы, касающиеся совместного

---------------

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1992. N 67. Ст.898.

2 Известия Мордовии. 1995. 22 сентября.

34

ведения РФ и РМ, которые в статье 18 нашли юридическое оформле- ние, повторяя часть 1 статьи 72 Конституции РФ.

В соответствии со статьей 8 Конституции РМ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа, проживающего на его территории и могут на- ходиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

По предметам совместного ведения, т.е. по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопаснос- ти, Республика Мордовия принимает законы и иные нормативные пра- вовые акты в соответствии с федеральными законами.

Возглавляя систему экологического законодательства РМ, Конс- титуция РМ служит "образцом соответствия", на основе которого принимаются все остальные нормативные правовые акты.

Следующими по юридической силе можно назвать законы, прини- маемые высшими представительным и законодательным органом власти
- Государственным Собранием РМ, а также действующие законы, при- ныте бывшим Верховным Советом МАССР.

На сегодняшний момент в РМ нет головного акта, определяющего вопросы взаимоотношения общества и природы. В связи с этим в этой области применяется российской экологическое законодатель- ство. Однако, в развитии природоресурсового законодательства сделаны определенные шаги. Так, в настоящее время действует Зе- мельный кодекс МАССР 1 , Лесной кодекс РМ 2.

---------------

1 Советская Мордовия. 1992. 13 марта.

2 Ведомости Верховного Совета РМ. 1994. N 6-8. Ст.150.

35

Говоря об экологизированных законах республики, хотелось бы выделить Закон РМ от 11 ноября 1996 года "О государственной экс- пертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных программ и проектов строительства в РМ" 1. Ряд статей данного за- конодательного акта противоречит Федеральному закону "Об эколо- гической экспертизе" 2, в соответствии с которым специально упол- номоченным органам в области экологической экспертизы на терри- тории субъектов Федерации является территориальный орган Минпри- роды РФ (на территории Республики Мордовия - Министерство эколо- гии и природопользования РМ), который имеет исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

Однако, в соответствии с Законом РМ "О государственной экс- пертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных программ и проектов строительства в РМ", органы государственной экологической экспертизы образуются и аккредитуются при Госэкс- пертизе РМ, осуществляя свою деятельность под ее руководством.
Поэтому, в данный Закон должны быть внесены изменения, которые ликвидировали бы возникшие противоречия.

Кроме законов, Государственное Собрание РМ, в соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции РМ, принимает постановления. При- мером такого рода актов могут служить: Постановление Государс- твенного Собрания РМ от 20 июня 1995 года "О положении о внебюд- жетном экологическом фонде РМ" 3; Постановление Государственного
Собрания РМ от 20 июня 1995 года "Об использовании средств эко- логического фонда РМ" 4.
---------------

1 Ведомости Государственного Собрания РМ. 1996. N 14. Ст.481.

2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.

3 Известия Мордовии. 1995. 11 июля.

4 Известия Мордовии. 1995. 11 июля.

36

В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции РМ высшим должностным лицом и главой государства является Глава РМ, кото- рый издает указы и распоряжения. Однако, пока не было принято ни одного такого рода экологизированного акта.

Самую многочисленную группу нормативно-правовых актов предс- тавляют постановления и распоряжения Правительства РМ, наделен- ного правом издания этих актов. Правительство РМ, являясь высшим органом исполнительности власти РМ, обеспечивает проведение в РМ единой государственной политики в области экологии (часть 2 статьи 54 Конституции РМ). Среди подобных постановлений можно вдыелить: Постановление Правительства РМ от 25 июля 1996 года "О красной книге РМ" 1 ; Постановление Правительства РМ от 27 марта
1996 года "О региональной научно-технической программе "Научное обеспечение экологической безопасности населения и устойчивого развития РМ" 2 ; Постановление Правительства РМ от 16 августа 1996 года "О создании Научно-координационного совета социально-эколо- гической реабилитации РМ" 3 ; Постановление Правительства МССР от
31 марта 1993 года "О неотложных мерах по обеспечению радиацион- ной безопасности на территории МССР" 4 и т.д.

В случае противоречия постановлений и распоряжений Прави- тельства РМ федеральному или региональному законодательству Гла- ва РМ вправе их отменить.

Особую роль в регулировании эколого-правовых отношений игра- ют нормативные акты министерств и ведомств на территории РМ. В первую очередь хотелось бы сказать о правотворчестве Министерства
---------------

1 Справочно-правовая система "Гарант" - Информ.база "Законо- дательство Республики Мордовия". Версия от 31 мая 1997 г.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

37

экологии и природопользования РМ, которое является республиканс- ким органом исполнительной власти, а также территориальным орга- ном Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ
(ныне Государственный комитет РФ по охране окружающей среды).
Статус данного министерства находится в подвешенном состоянии.
Так, 15 апреля 1996 года постановлением Правительства РМ было утверждено Положение о Министерстве экологии и природопользова- ния РМ 1, которое отменило ранее действовавшее постановление Пра- вительства МССР от 2 сентября 1993 года "Об утверждении Положе- ния о Министерстве экологии и природопользования Мордовской
ССР" 2. Положение первое принято, но оно не утверждено вышестоя- щим органом, т.е. Государственным комитетом РФ по охране окружа- ющей среды. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 года N 1177, утверждившим структуру федеральных органов исполнительной влас- ти, полномочия по использованию природных ресурсов переданы Ми- нистерству природных ресурсов РФ. По нашему мнению, полномочия по природопользованию и на территории РМ должны быть переданы соответствующему органу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты