---------------
1 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. N 2. С.10-13.
2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. N 3. С.87-93.
31
2. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ
ФЕДЕРАЦИИ
Особенностью Российского государства является его характе-
ристика в качестве федеративного, состоящего из "государств и
(или) госудаственно-подобных образований, близких по статусу к
государству" 1 . В соответствии со статьей 5 Конституции РФ к ним
относятся республики, края, области, города федерального значе-
ния, автономные области, автономные округа. Республика в составе
РФ, представляя собой государство, имеет свою конституцию, ос-
тальные субъекты РФ имеют свои уставы.
В статье 72 Конституции РФ прямо предусмотрено, что природо- пользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана па- мятников истории и культуры относятся к совместному ведению фе- деральных органов государственной власти и органов государствен- ной власти субъектов РФ. К совместному ведению относятся также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Статья пятая Конституции РФ, перечисляя ряд субъектов РФ, говорит об их равноправии, т.е. "обладании всеми ими одинаковым конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, а также идентичности компетенции. Равноправие выражается и в праве всех субъектов Федерации иметь свои законы и другие акты законода- тельства" 2 .
---------------
1 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994.
С.60.
2 Там же. С.73.
32
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Данное по- ложение, предусмотренное частью 2 статьи 76 Конституции РФ, име- ет принципиально важное значение, так как охрана окружающей сре- ды, природопользования, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, вопросы выделения, поль- зования и распоряжения природными ресурсами находятся в совмест- ном ведении РФ и ее субъектов.
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено твердое прави-
ло: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо-
гут противоречить федеральным законам. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует
федеральный закон. Однако, немало примеров нарушения данной нор-
мы Конституции РФ. Так, 15 февраля 1994 года был заключен Дого-
вор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении
предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между ор-
ганами государственной власти РФ и органами государственной
власти Республики Татарстан" 1 .Как заметил И.Я.Дюрягин, статья
VI указанного Договора содержит положения о том, что в случае
противоречия между федеральным законом и нормативным актом Рес-
публики Татарстан, данного рода противоречия переводятся в раз-
ряд споров РФ и Республики Татарстан и подлежат разрешению в
согласованном порядке. Вместо однозначного признания силы феде-
рального закона вводится процедура опротестования федеральными
органами законов Республики Татарстан, противоречащих Договору 2.
---------------
1 Российская газета. 1994. 18 февраля.
2 Кокотов А.Н., Саликов М.С. Проблемы региоанльного управле-
ния и законодательства // Российский юридический журнал. 1994.
N1. С.6.
33
Рассматривая экологическое законодательство субъектов РФ, необходимо определить его место в системе общероссийского эколо- гического законодательства. Экологические законы и иные норма- тивные правовые акты субъектов РФ занимают обособленное положе- ние в указанной структуре.
Каждый субъект Федерации изначально обладает неповторимыми социальными, экономическими, природными и другими условиями, что в конечном счете влияет на различие регулирования экоголо-право- вых отношений. Федеральное экологическое законодательство не мо- жет учесть всех особенностей конкретного региона. Поэтому возни- кающие пробелы в законодательстве могут быть ликвидированы зако- нодательством субъектов РФ.
На сегодняшний момент мы можем говорить о формировании реги- ональных законодательных систем. Нормативные правовые акты эко- логического законодательства субъектов РФ автономны по отношению друг к другу.
Рассматривая соотношение федерального экологического законо- дательства и законодательства субъектов РФ, важно выделить их взаимную связь.
Республика Мордовия (далее РМ) одна из тех субъектов РФ, ко- торые 31 марта 1992 года подписали Федеративный договор и расп- ространили его действие на свою территорию 1.
Актом, имеющим высшую юридическую силу и прямой действие на всей территории республики признается Конституция РМ 2 . Неотъем- лемой частью Конституции РМ стали нормы, касающиеся совместного
---------------
1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1992. N 67. Ст.898.
2 Известия Мордовии. 1995. 22 сентября.
34
ведения РФ и РМ, которые в статье 18 нашли юридическое оформле- ние, повторяя часть 1 статьи 72 Конституции РФ.
В соответствии со статьей 8 Конституции РМ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа, проживающего на его территории и могут на- ходиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
По предметам совместного ведения, т.е. по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопаснос- ти, Республика Мордовия принимает законы и иные нормативные пра- вовые акты в соответствии с федеральными законами.
Возглавляя систему экологического законодательства РМ, Конс- титуция РМ служит "образцом соответствия", на основе которого принимаются все остальные нормативные правовые акты.
Следующими по юридической силе можно назвать законы, прини-
маемые высшими представительным и законодательным органом власти
- Государственным Собранием РМ, а также действующие законы, при-
ныте бывшим Верховным Советом МАССР.
На сегодняшний момент в РМ нет головного акта, определяющего вопросы взаимоотношения общества и природы. В связи с этим в этой области применяется российской экологическое законодатель- ство. Однако, в развитии природоресурсового законодательства сделаны определенные шаги. Так, в настоящее время действует Зе- мельный кодекс МАССР 1 , Лесной кодекс РМ 2.
---------------
1 Советская Мордовия. 1992. 13 марта.
2 Ведомости Верховного Совета РМ. 1994. N 6-8. Ст.150.
35
Говоря об экологизированных законах республики, хотелось бы выделить Закон РМ от 11 ноября 1996 года "О государственной экс- пертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных программ и проектов строительства в РМ" 1. Ряд статей данного за- конодательного акта противоречит Федеральному закону "Об эколо- гической экспертизе" 2, в соответствии с которым специально упол- номоченным органам в области экологической экспертизы на терри- тории субъектов Федерации является территориальный орган Минпри- роды РФ (на территории Республики Мордовия - Министерство эколо- гии и природопользования РМ), который имеет исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.
Однако, в соответствии с Законом РМ "О государственной экс-
пертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных
программ и проектов строительства в РМ", органы государственной
экологической экспертизы образуются и аккредитуются при Госэкс-
пертизе РМ, осуществляя свою деятельность под ее руководством.
Поэтому, в данный Закон должны быть внесены изменения, которые
ликвидировали бы возникшие противоречия.
Кроме законов, Государственное Собрание РМ, в соответствии с
частью 1 статьи 45 Конституции РМ, принимает постановления. При-
мером такого рода актов могут служить: Постановление Государс-
твенного Собрания РМ от 20 июня 1995 года "О положении о внебюд-
жетном экологическом фонде РМ" 3; Постановление Государственного
Собрания РМ от 20 июня 1995 года "Об использовании средств эко-
логического фонда РМ" 4.
---------------
1 Ведомости Государственного Собрания РМ. 1996. N 14. Ст.481.
2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.
3 Известия Мордовии. 1995. 11 июля.
4 Известия Мордовии. 1995. 11 июля.
36
В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции РМ высшим должностным лицом и главой государства является Глава РМ, кото- рый издает указы и распоряжения. Однако, пока не было принято ни одного такого рода экологизированного акта.
Самую многочисленную группу нормативно-правовых актов предс-
тавляют постановления и распоряжения Правительства РМ, наделен-
ного правом издания этих актов. Правительство РМ, являясь высшим
органом исполнительности власти РМ, обеспечивает проведение в РМ
единой государственной политики в области экологии (часть 2
статьи 54 Конституции РМ). Среди подобных постановлений можно
вдыелить: Постановление Правительства РМ от 25 июля 1996 года "О
красной книге РМ" 1 ; Постановление Правительства РМ от 27 марта
1996 года "О региональной научно-технической программе "Научное
обеспечение экологической безопасности населения и устойчивого
развития РМ" 2 ; Постановление Правительства РМ от 16 августа 1996
года "О создании Научно-координационного совета социально-эколо-
гической реабилитации РМ" 3 ; Постановление Правительства МССР от
31 марта 1993 года "О неотложных мерах по обеспечению радиацион-
ной безопасности на территории МССР" 4 и т.д.
В случае противоречия постановлений и распоряжений Прави- тельства РМ федеральному или региональному законодательству Гла- ва РМ вправе их отменить.
Особую роль в регулировании эколого-правовых отношений игра-
ют нормативные акты министерств и ведомств на территории РМ. В
первую очередь хотелось бы сказать о правотворчестве Министерства
---------------
1 Справочно-правовая система "Гарант" - Информ.база "Законо- дательство Республики Мордовия". Версия от 31 мая 1997 г.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
37
экологии и природопользования РМ, которое является республиканс-
ким органом исполнительной власти, а также территориальным орга-
ном Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ
(ныне Государственный комитет РФ по охране окружающей среды).
Статус данного министерства находится в подвешенном состоянии.
Так, 15 апреля 1996 года постановлением Правительства РМ было
утверждено Положение о Министерстве экологии и природопользова-
ния РМ 1, которое отменило ранее действовавшее постановление Пра-
вительства МССР от 2 сентября 1993 года "Об утверждении Положе-
ния о Министерстве экологии и природопользования Мордовской
ССР" 2. Положение первое принято, но оно не утверждено вышестоя-
щим органом, т.е. Государственным комитетом РФ по охране окружа-
ющей среды. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 года N 1177,
утверждившим структуру федеральных органов исполнительной влас-
ти, полномочия по использованию природных ресурсов переданы Ми-
нистерству природных ресурсов РФ. По нашему мнению, полномочия
по природопользованию и на территории РМ должны быть переданы
соответствующему органу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10