Например, Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием.
Процесс, как известно, есть форма жизни материального права. В этой связи обращение суда к материальному избирательному праву обусловлено необходимостью установления подведомственности и подсудности дел; судебного состава лиц, участвующих в деле; особенностей судебных доказательств и судебного доказывания; особенностей судебных решений и т.п. Другими словами, материально-правовые нормы, в случае возникновения спора по вопросу правильности их реализации, должны быть обеспечены надлежащими процессуальными средствами. Это позволит суду постановить законное и обоснованное решение по делу и обеспечить эффективную защиту нарушенных избирательных прав граждан и других субъектов избирательных правоотношений.
Определенный вклад в разработку проблем судебной защиты избирательных
прав внесли ученые: М.К. Треушни-ков2, Л.В. Туманова3, Л.А. Киселева4,
авторский коллектив учебника "Избирательное право и избирательный процесс в
РФ"5 и др.
Существенное влияние на восполнение пробелов процессуального законодательства оказывают Обзоры судебной
практики, публикуемые Верховным Судом РФ', а также материалы по отдельным категориям дел по спорам из избирательныл. правоотношений.
2.2. Подведомственность и подсудность споров, возникающих из избирательных правоотношений
Подведомственность споров из избирательных правоотношений является
альтернативной. Это вытекает из содержания ч. 1 и ч. 6 ст. 63 Главы Х -
"Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме
и ответственность за нарушения избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 30 марта 1999 г. № 55-ФЗ).
Часть 1 ст. 63 указанного ФЗ определяет право граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие
"О некоторых вопросах применения судами норм избирательного права при
разрешении споров, связанных с проведением выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента
Российской Федерации, а также в законодательные /представительные/ и
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской
Федерации". БВС РФ. 1998. № 1,2.
2 Например, применение судами Закона Российской Федерации "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". В кн.: Судебная
практика по гражданским делам /1993-1996/ под ред. заместителя Председателя
Верховного Суда РФ В.М. Жуйкова. М., 1997. С. 32, 47.
113
избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.
Часть 6 ст. 63 ФЗ предусматривает обжалование таких же действий
(бездействия) органов и должностных лиц, нарушающих избирательные права
граждан и право на участие в референдуме в избирательные комиссии и в
комиссии референдума в вышестоящем порядке их иерархического построения. В
этой связи целесообразной представляется классификация избирательных споров
в зависимости от уровня проводимых выборов: федеральные, региональные,
муниципальные, локальные'.
Именно из такой классификации исходит Верховный Суд РФ при обобщении судебной практики.
Например, "О некоторых вопросах применения судами норм избирательного
права при разрешении споров, связанных с проведением выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"2, "О
некоторых вопросах... выборов Президента Российской Федерации"3, "Вопросы
применения... выборов в законодательные (представительные) и исполнительные
органы власти субъектов Российской Федерации"4.
Это обусловлено тем, что нормативное регулирование организации и проведения выборов на разных уровнях регулируется, кроме федерального законодательства, также и локальными нормативными актами. Анализ их применения позволяет обнаружить пробелы, противоречия, несовершенство как самих актов, так и практику их применения.
Право выбора органа, в который гражданин намерен обжаловать допущенное, по его мнению, нарушение его избирательных прав, принадлежит самому гражданину. Часть 9 ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях..." предусматривает, что предварительное рассмотрение спора в вышестоящих избирательных комиссиях не является обязательным условием для обращения в суд".
Таким образом, заявитель, полагающий, что его избирательные права нарушены, сам избирает форму защиты: внесудебную, т.е. в иерархии избирательных комиссий, либо непосредственно-судебную форму.
Автор темы 19 учебника '"Избирательное право и избирательный процесс в
Российской Федерации" А.В. Иванченко выстраивает следующий иерархический
порядок разрешения избирательных споров в административном порядке':
|ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ |
|Центральная избирательная комиссия |
|субъекта РФ |
|Территориальная избирательная комиссия |
|Окружная избирательная комиссия |
|Участковая избирательная комиссия |
|Муниципальная избирательная комиссия |
|Комиссия референдума |
В этой же работе приводится перечень судов, рассматривающих
избирательные споры. Таблица выглядит следующим образом^______________
|СУДЕБНЫЙ
Судебная палата по Информационным спорам при Президенте Российской
Федерации.
Конституционный Суд РФ
Конституционный (уставной)суд субъекта РФ
Верховный Суд РФ
Суд субъекта РФ
Городской /районный суд
Следует заметить, что Судебная палата не является судебным органом, т.к. не предусмотрена в ФЗ "О судебной системе в РФ". Это квазисудебный орган со своей специальной компетенцией.
Деятельность Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов также имеет специфическую направленность. Эти суды не разрешают избирательных споров как таковых. Их компетенция - проверка соответствия Конституции РФ, уставам субъектов избирательного законодательства.
Таким образом, большинство избирательных споров разрешают суды общей юрисдикции в соответствии с определенной процессуальным законодательством подсудностью избирательных споров.
ФЗ "Об основных гарантиях..." не допускает одновременного рассмотрения
спора в комиссиях и суде. Часть 10 ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях..."
гласит, что в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения с
такой же жалобой в избирательную комиссию, комиссию референдума, последние
"приостанавливают рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную
силу". Приведенное положение, как представляется, нуждается в уточнении. В
частности, всякое приостановленное производство подлежит возобновлению
после устранения причин приостановления. Возможно ли возобновить
приостановленное в избирательной комиссии производство по жалобе после
вступления решения суда в законную силу? Ответ на этот вопрос может быть
только отрицательный. Согласно процессуальному законодательству
одновременное разрешение одного и того же спора в суде и ином органе защиты
/третейском, товарищеском суде/ не допускается. Производство по
рассмотрению жалобы заявителя на нарушение его избирательных прав в
избирательной комиссии должно быть прекращено, а не приостановлено. В этой
связи ч. 10 ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях" предлагается изложить в
следующей редакции:
"Избирательная комиссия, получив извещение о поступившей в суд жалобе
гражданина о нарушении его избирательных прав прекращает производство по
аналогичной жалобе, о чем извещает заявителя и суд. Одновременное
рассмотрение аналогичных (тождественных) жалоб избирательной комиссией и
судом не допускается". На мой взгляд, наряду с судебной
формой разрешения споров необходимо развивать и совершенствовать несудебные
формы защиты нарушенных прав.
В частности, если говорить о разрешении избирательных споров, то анализ
действующего избирательного законодательства не имеет четкой регламентации
порядка внесудебного рассмотрения и разрешения избирательных споров. А
между тем, в этом видится необходимость. Практика, не ожидая законодателя,
вырабатывает собственные механизмы разрешения избирательных споров. Так, в
избирательных комиссиях создаются рабочие группы с участием членов комиссии
с правом решающего голоса, экспертов, специалистов и других лиц, способных
оперативно и квалифицированно разрешить возникший спор. В рассмотрении
спора может принимать участие и прокурор. На заседание приглашаются
заявители и другие лица, подавшие жалобу на решение, действие (бездействие)
избирательной комиссии либо ее должностных лиц'. Этот порядок рассмотрения
споров обозначен как административный2. Но, как известно, нет ни в одном
органе административной юрисдикции актов, регулирующих жесткий,
последовательный (постадийный),
порядок разрешения споров.
Полагаю, что есть острая необходимость в выработке
процедурного порядка по разрешению избирательных споров в избирательных
комиссиях. Возможно в нормах избирательного права следует закрепить
специальные процедурные правила по рассмотрению и разрешению споров,
возникающих из избирательных правоотношений в самих избирательных комиссиях
всех уровней, включая и порядок рассмотрения споров о правомерности
действий нижестоящих избирательных комиссий вышестоящими избирательными
комиссиями. Речь не идет о контроле или надзоре в иерархии органов по
выборам и референдумам. Избирательные комиссии в своей деятельности
самостоятельны и независимы. Полагаю, что рассмотрение избирательных споров
будет более квалифицированным и оперативным в самой комиссии, не исключая
последующего рассмотрения конфликта судом в соответствии с установленной
подсудностью. 1 Предлагается в этой связи внести в Закон РФ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" специальную главу.
"Правила рассмотрения и разрешения споров, возникающих из избирательных правоотношений".
В них четко определить все процедурные правила, касающиеся органов рассмотрения, их правомочий, порядка обращения в эти органы, процедуры разрешения споров, исполнение решений органов рассмотрения избирательных споров.
В заключении Правил указать: "Любое заинтересованное лицо, не согласное с решением органов по рассмотрению избирательных споров, вправе обжаловать эти решения в суд". Такая постановка могла бы не только упорядочить внесудебный порядок, но и значительно оперативно решать вопросы защиты избирательных прав. И что немаловажно: удалось бы сократить количество обращений в суды.
Имеющиеся исследования по административному порядку разрешения споров
включают в качестве органов избирательные комиссии в их иерархическом
порядке: начиная с муниципальной избирательной комиссии и заканчивая
Центральной избирательной комиссией'. Как уже отмечалось, конкретно
разрешением споров занимаются создаваемые специально рабочие группы. Их
статус нормативно не определен, что безусловно, является существенным
пробелом законодательства. В избирательном законодательстве необходимо
определить "органы по рассмотрению избирательных споров во внесудебном
порядке".
Представляется, что такую задачу должны решить специалисты конституционного права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9