Защита избирательных прав граждан
p> Полагаю, что по избирательным спорам возможно участие третьих лиц с самостоятельными требованиями.
Это будут все случаи, когда заявлено требование об отмене регистрации кандидата в депутаты или на выборную должность, или о признании выборов недействительными не самим кандидатом, а другим заявителем. Лицо, в отношении которого ставится вопрос об отмене его регистрации, будет участвовать в деле как третье лицо с самостоятельными требованиями. Оно будет представлять доказательства правомерности его регистрации, или его избрания, именно в этом его субъективный интерес в исходе дела. Суд обязан привлечь такого субъекта избирательных прав к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования.

Интересен такой пример из судебной практики. Повторным голосованием 26 декабря 1993 г. главой администрации Кумбанского района Нижегородской области был избран Козлов. Однако в связи с существенными нарушениями избирательного законодательства эти выборы по решению суда были признаны недействительными. При рассмотрении дела в суде первой инстанции избранный глава Козлов был допрошен как свидетель. Решением суда были затронуты его права как лица, участвующего в деле, и непосредственно заинтересованного в его разрешении. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение суда первой инстанции, указав, что суд нарушил п. 4 ст.
308 ГПК РСФСР, разрешив вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле'.

Л.А. Киселева, анализируя это конкретное дело, делает вывод о том, что
Козлов должен был участвовать в деле в качестве соответчика2.

На мой взгляд, это утверждение не бесспорно. То, что Козлов должен быть привлечен как лицо, участвующее в деле, это несомненно. А вот каково его процессуальное положение в этом конкретном деле, ответить однозначно сложно. И в этом видится особенность, специфика избирательных споров.

Дело в том, что Козлов, претендующий на выборную должность, является лицом, участвующим в деле. И уж свидетелем он наверняка быть не может.
Правильнее считать его третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования. При этом надо иметь в виду, что по спорам из избирательных правоотношений институт третьих лиц не идентичен этому же институту в гражданско-правовых требованиях. В классическом исковом производстве требования третьего лица материально-правовые и могут быть адресованы к обеим сторонам: как к истцу, так и к ответчику.

Особенность третьих лиц с самостоятельными требованиями в избирательных спорах состоит в том, что их публично-правовые интересы выражены в праве быть избранными и к суду адресовано процессуальное требование о защите этих интересов путем постановления решения в его пользу.

Другой пример из судебной практики. Заявитель гр. Е. оспаривал решение территориальной избирательной комиссии по регистрации кандидатом на должность главы местного самоуправления гр. С. и просил отменить регистрацию этого кандидата в связи с допущенными им существенными нарушениями избирательного законодательства.

В судебном заседании процессуальное положение лиц, участвующих в деле, определилось следующим образом. Заявителем являлся гр. Е., обратившийся в суд с требованием понудить избирательную комиссию отменить регистрацию С. на должность главы местного самоуправления. Территориальная комиссия, чье решение о регистрации С. оспаривалось, заняла положение заинтересованного лица по терминологии действующего ГПК (ст. 29 ГПК РСФСР). А какое процессуальное положение будет занимать кандидат на выборную должность главы местного самоуправления С.? Надо полагать, что его процессуальное положение будет определяться характером его юридической заинтересованности в исходе дела. Его интерес непосредственный. Видимо будет правильным определить его процессуальное положение как третьего лица с самостоятельными требованиями на стороне территориальной избирательной комиссии. Он будет отстаивать правильность ее решения о регистрации его кандидатом на выборную должность. Во всех схожих ситуациях будет правомерным привлекать к участию в деле третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования.
145

Участие прокурора в делах о защите избирательных прав представляется вполне возможным, а в некоторых случаях, даже обязательным. Эти дела, как известно, по сути своей, направлены на защиту конституционных, политических прав субъектов избирательных отношений. Особенностью этих дел, как уже отмечалось, является защита государственных, общественных интересов. Даже если кто-либо из субъектов избирательных отношений защищает свое субъективное публичное право избирать и быть избранным, наличие государственного, общественного интереса очевидно.

Обязательное участие прокурора целесообразно предусмотреть по следующим избирательным спорам:

1) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты или на выборную должность;

2) об отмене регистрации кандидата в депутаты или на выборную должность;

3) о признании недействительными выборов или референдума;

4) об отмене результатов выборов или референдума;

5) об оспариваний нормативных правовых актов по избирательным правоотношениям;

6) если заявление о защите избирательных прав подано в суд прокурором;

7) если участие прокурора признано судом (судьей) обязательным.

Как специалист в области права, прокурор дает заключение как по отдельным вопросам права, так и в целом по делу. Суд при постановлении решения не связан мнением прокурора и оценивает его вместе с другими материалами дела.

Основания участия прокурора по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
146

Российской Федерации следует изложить в отдельной норме: статья __ "Участие прокурора".

В суд по спору из избирательных правоотношений могут обращаться и участвовать в качестве лиц, участвующих в деле, субъекты, защищающие в силу закона права и интересы других лиц. Своеобразное положение такого лица могут занимать избирательные комиссии, обращающиеся в суд в защиту избирательных прав в случаях, когда решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественным объединением, должностным лицом нарушено избирательное законодательство.
Это предусмотрено ч. 2 ст. 233 ГПК (в ред. ФЗ от 7 августа 2000 г.). При этом нельзя не отметить, что специфика правового положения избирательных комиссий, определяемая избирательным законодательством, допускает их участие в деле в нескольких качествах: как заявители, как заинтересованные лица и как лица, участвующие в деле от своего имени, но в защиту чужих интересов. Это еще раз подчеркивает весьма серьезные особенности дел исследуемой категории относительно института лиц, участвующих в деле.

Следовательно, лицами, участвующими в деле, по избирательным спорам будут: заявители; заинтересованные лица; третьи лица как заявляющие, так и не заявляющие самостоятельных требований; прокурор; лица, защищающие от своего имени, в случаях, указанных в законе, права и интересы других лиц.

Судебное разбирательство имеет целью вынесение законного и обоснованного решения по делу. Эту важную задачу суд может решить при правильном установлении юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет дока- зывания по делу.
147

В предмет доказывания входят предмет и основания требования, предъявленного в суд по спору о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.

Предметом доказывания по делам о защите избирательных прав во всех случаях должны быть юридически значимые обстоятельства, от установления которых зависит разрешение дела по существу.

Такими юридически значимыми фактами будут достоверно установленные судом существенные факты и обстоятельства, которые повлияли или могли повлиять на свободу волеизъявления избирателей.

Часть 2 ст. 91 Федерального закона "О выборах депутатов Госдумы..." устанавливает: "Основания для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, от-,; мены регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов". Эта норма содержит перечень материально- правовых оснований для решения указанных выше вопросов как избирательными комиссиями, так и судом.

Пункт "а" ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Госдумы..." предусматривает в качестве одного из оснований отказа в регистрации кандидата, если представляемые кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока сведения
"недостоверны и их недостоверность носит существенный характер". Как видно из приведенной нормы законодатель не проецирует эту недостоверность на возможность ее влияния на свободу волеизъявления избирателей. Эта недоработка может быть устранена путем дополнения нормы: "если сведения недостоверны, их недостоверность существенно влияет на свободу волеизъявления избирателей".
148

Фактами, имеющими существенное значение для разрешения избирательных споров, являются такие предусмотренные законом нарушения избирательного законодательства, которые перечислены в ст.ст. 92-93 ФЗ от 24 июня 1999 г.
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации".

Статья 92 перечисляет "Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов".

Статья 93 указанного закона предусматривает основания привлечения к уголовной, административной, иной ответственности за нарушение избирательных прав граждан. Представляется, что перечисленные основания о привлечении к ответственности несомненно являются основаниями для вывода суда о наличии существенных нарушений избирательных прав граждан.

Имеются в законодательстве о выборах и безусловные основания отмены регистрации кандидата.

Об этом, например, указано в п. 5 ст. 91 ФЗ от 24 июня 1999 г.:
"...Суд, установив факт злоупотребления свободой средств массовой информации, отменяет регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов".

Такое же значение существенных фактов имеют и нарушения избирательного законодательства, допущенные зарегистрированным кандидатом, избирательным блоком, избирательным объединением, указанные в ст. 91 ФЗ от 24 июня 1999 г.

Свобода волеизъявления избирателей - один из главных принципов избирательного права, нарушение которого, как правило, является безусловным основанием для суда признать выборы недействительными, отменить регистрацию кандидата в депутаты или на выборную должность.
149

Международно-правовые документы, в частности, Обязательства по ОБСЕ, принятые в Копенгагене на Втором Совещании Конференции по "человеческому измерению" в 1990 г. отмечают семь важнейших принципов избирательного права: всеобщность, равенство, справедливость, тайность, свобода, открытость, ответственность*.

Принцип свободы может быть обеспечен, если граждане страны информированы об избирательном процессе, имеют право голосовать без всякого давления и в результате могут выбирать своих лидеров. В конечном итоге любые выборы являются празднованием прав человека2.

Другим международным документом, провозглашающим принципы свободы и справедливости выборов является Декларация о критериях свободных и справедливых выборов /Париж, 26 марта 1994 г./. В ней, в частности закреплено:

1. Свободные и справедливые выборы. В любом государстве полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинных, свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего и тайного голосования"3.

В предмет доказывания входят существенные нарушения норм избирательного законодательства как организационно-процедурного содержания, так и законности нормативного регулирования выборов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты