Авторский договор

Возмещение убытков как мера ответственности может быть применено только в случае наличия факта их причинения и установления размера. Убытки пользователя могут включать расходы на подготовку произведения к опубликованию, утрату или повреждение его имущества (пропажа переданных автору материалов), неполученные доходы, на которые пользователь рассчитывал в случае исполнения автором своих обязательств. Однако убытки подлежат возмещению в полном объеме только при наличии готового произведения как предмета авторского договора. В противном случае автор возмещает заказчику лишь реальный ущерб; упущенная же последним выгода воз­мещению не подлежит. Обязанности по возмещению убытков накладывается на автора при наличии причинной связи меж­ду допущенным им нарушением условий договора и насту­пившими последствиями. Обосновывает данную связь пользо­ватель. Если выявлено умышленное или случайное содействие пользователем увеличению размера убытков, причиненных не­исполнением или ненадлежащим исполнением автором своих обязательств, суд имеет право уменьшить размер ответствен­ности автора.

Если в действиях автора присутствует признак противо­правности, к нему применяются любые предусмотренные дого­вором или законом санкции. Другими словами, основанием для применения санкций может служить лишь неисполнение или ненадлежащее исполнение автором лежащих на нем обязанно­стей по договору. К наиболее типичным нарушениям обязанно­стей относятся: просрочка автора в представлении произведе­ния; не соответствующее условиям договора или недобросове­стное выполнение заказанной работы; отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором; нарушение обязанности лично выполнить работу; передача произведения для использо­вания третьим лицам без согласия контрагента по договору о передаче исключительных прав, которые подробнее рассматри­ваются ниже.

Первым основанием для применения к автору санкций до­вольно часто является просрочка в передаче произведения за­казчику, причем ее длительность не имеет значения. Даже са­мая незначительная просрочка может стать причиной растор­жения договора. Однако если автор ссылается на объективные причины просрочки, например серьезную длительную болезнь, изменившиеся внешние обстоятельства (принятие нового зако­нодательства в период работы над юридической монографией), действие стихийных бедствий и т.п., то они могут быть приня­ты судом в расчет. Следует добавить, что если автор болел в те­чение месяца, то оправданием ему будет служить только этот месяц.   Просрочкой  также   считается   несвоевременная   сдача произведения автором после доработки при оговоренном сроке. Непредставление произведения подразумевает его сдачу в не­дооформленном или некомплектном виде, несоблюдение поряд­ка передачи произведения, если он четко оговорен норматив­ным актом или договором. Так, например, в одном из дел автор передал в обусловленный срок рукопись рецензенту, тогда как в договоре четко говорилось о сдаче произведения заведующему редакцией, и поэтому суд признал автора просрочившим ис­полнение обязанности по договору.

Если организация-заказчик не получила произведение в обу­словленный договором срок не по вине автора, она может рас­торгнуть с ним договор исходя из общегражданского правила, закрепленного ст. 405 ГК РФ. При расторжении договора по этой причине и при отсутствии вины автора у организации нет права применить к нему иные меры ответственности, а именно: взыскать причиненные убытки. Довольно часто прекращение договора невыгодно самому заказчику. Он может и не восполь­зоваться своим правом на одностороннее расторжение договора с допустившим просрочку автором, что имеет некоторые важ­ные правовые последствия. Если в результате изучения произ­ведения после принятия заказчик придет к выводу о его непри­годности, он может отклонить произведение только по этому новому основанию, не ссылаясь на допущенную автором про­срочку.

Заказчик вправе требовать расторжения договора, возврата аванса или применить иные санкции, если автор отступил от условий договора при выполнении им заказанной работы или недобросовестно ее исполнил. Отступление автора от условий заключенного договора касается лишь его объекта. Другими словами, подразумевается несоответствие жанра, назначения, темы, объема и других параметров произведения обусловлен­ному договором объекту. Существенность отступлений от усло­вий договора оценивается в процессе рассмотрения произве­дения и зависит от точности и детальности определения в до­говоре требований к объекту. Обычно автору предоставляется возможность устранить допущенные отступления от условий договора, особенно если они носят незначительный характер, например небольшое превышение объема. Факт отступления от условий договора доказывается заказчиком. Плюс ко всему ав­тор имеет право в судебном порядке обжаловать решение за­казчика об отклонении произведения, требуя проверки обосно­ванности расторжения договора по этому основанию. Бывают случаи, когда изменение объекта договора происходит по не зависящим от автора причинам: тема утратила актуальность, в ходе исследовательской работы появились новые данные, из­менившие коренным образом взгляд на проблему. Если в ре­зультате автор создает доброкачественное и оригинальное про­изведение, но существенно расходящееся с оговоренным в до­говоре объектом, заказчик вправе расторгнуть договор в одно­стороннем порядке. Но если автором будет доказано, что от­ступление от условий договора произошло не по его вине, а в силу объективных причин, к нему нельзя применить иные меры ответственности.

Недоброкачественность произведения также может служить основанием для расторжения договора. Понятие недобросовестности в данном случае не совпадает с понятием вины. Здесь имеется в виду не просто вина автора, создавшего некачест­венное произведение, а то, что автор умышленно совершил не­правомерные действия или допустил грубую неосторожность, создавая произведение. К неправомерным действиям относятся неправомерное использование чужих произведений, представ­ление своего ранее опубликованного произведения под видом нового, искажение фактов в документальном произведении, искажение оригинала при переводе, включение в рукопись не­проверенных данных, подлежащих проверке автором (по Поста­новлению Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г).

Например,  одно  из  отечественных издательств  заключило договор с автором Ч. на выполнение прикладных иллюстраций для словаря. При сдаче части работы автору была выплачена часть вознаграждения. Однако затем издательство обнаружило его недобросовестность и потребовало через суд возврата воз­награждения. В свою очередь, автор предъявил встречный иск о выплате ему вознаграждения полностью.  В ходе судебного рассмотрения издательство сообщило, что автор воспользовал­ся  рисунками  из  выпущенной  ранее  в  Японии  книги  ино­странного автора, содержащей большое число иллюстраций, а также некоторыми другими изданиями. В целом ряде случаев автор заимствовал сюжеты из этих иллюстраций. Автор же ут­верждал, что он вправе использовать чужие изданные произ­ведения для создания Новых, творчески самостоятельных про­изведений (п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). Однако эта норма могла применяться лишь в случаях, когда речь шла о заимст­вовании идеи, элементов содержания произведения, но форма произведения, способ выражения содержания являлись новы­ми,   творчески   самостоятельными.   В  данном   же   случае,   по мнению экспертизы,  Ч.  не  мог считаться  автором рисунков при калькировании и перерисовке, т. е. при точном воспроиз­ведении персонажей и образов, созданных другим художни­ком. Суд отметил, что автор недобросовестно выполнил зака­занную ему работу: он получил заказ на создание оригиналь­ных, творчески новых иллюстраций, а не перерисовок. Осно­вываясь на этом, суд своим решением взыскал с автора Ч. в пользу издательства выплаченный гонорар и отклонил встреч­ный иск.

Нередко неправомерные действия затрагивают охраняемые законом права и интересы третьих лиц, и те могут иницииро­вать расторжение авторского договора так же, как и любая из сторон договора. Существует широко распространенное заблу­ждение о том, что пользователь произведения, не заинтересо­ванный в расторжении договора ввиду понесенных им затрат на подготовительные работы, якобы не несет ответственности перед третьими лицами, в отличие от другой стороны, недобро­совестно выполнившей свои обязанности по договору. Но по действующему законодательству ответственность в этом случае возлагается и на недобросовестного автора, и на пользователя произведения. Субъект, совершивший неправомерные дейст­вия, несет перед потерпевшим ответственность в основном за нарушение личных неимущественных прав, а имущественная ответственность перед потерпевшим возлагается на пользова­теля произведения, который должен возместить потерпевшему все имущественные потери, размер которых может быть боль­ше или меньше авторского вознаграждения, выплаченного ав­тору-нарушителю. В условиях невозможности взыскания поль­зователем со своего недобросовестного автора полученные по­следним суммы немедленное расторжение договора с ним, если на этом настаивают лица, потерпевшие от его неправомерных действий, может оказаться морально и экономически оправ­данным.

Следует отметить, что в российском авторском праве суще­ствует презумпция добросовестности автора, которая должна быть опровергнута организацией путем приведения конкрет­ных доказательств его неправомерных действий. Если этого не было сделано, считается, что автора постигла творческая не­удача. Его произведение также может быть отвергнуто заказ­чиком ввиду непригодности, и договор с автором на этом осно­вании может быть расторгнут. Однако обычно в таких ситуаци­ях за автором сохраняется полученное им по договору возна­граждение в целом или в части, которая определяется конкрет­ными договорами. Данное правило выступает как правовая га­рантия интересов автора.

Одной из обязанностей автора по договору является учет за­мечаний заказчика в отношении представленного произведе­ния, высказанных в пределах условий договора. Эти замечания делаются в письменной форме в течение срока, установленного для рассмотрения произведения, и не могут предъявляться бо­лее оговоренного в договоре числа раз. При этом сторонами должен быть согласован точный срок устранения отмеченных недостатков. Но если все эти условия выполнены, а автор отка­зывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются пре­дусмотренные договором санкции. Если автор находит, что за­казчик в своих требованиях выходит за пределы договора или его замечания неконкретны, противоречивы, ему надо это до­казать. Отказ автора от внесения в произведение изменений может быть обоснован также идейными или теоретическими возражениями. В этих случаях заказчик может отклонить про­изведение как непригодное и отказаться от договора, но не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные ме­ры ответственности.

Бывают случаи, когда необходимость внесения в произведе­ние изменений диктуется новой жизненной ситуацией уже по­сле его одобрения. Обычно условия внесения таких исправле­ний и дополнений оговариваются сторонами дополнительно, так как в большинстве авторских договоров они заранее не оп­ределяются. Отказ автора от переработки одобренного произ­ведения дает заказчику право расторгнуть договор. Однако в этом случае за автором сохраняется все выплаченное (причи­тающееся) вознаграждение, учитывая состоявшееся одобрение произведения.

Еще одним из оснований расторжения авторского договора и применения иных санкций считается нарушение автором обязанности лично создать произведение, определенное дого­вором. Следовательно, передача прав и обязанностей по дого­вору другому лицу, равно как и привлечение соавторов, изме­нение авторского коллектива и т. д. могут происходить лишь с согласия заказчика и оформляться соответствующим измене­нием договора. При этом подразумеваются лица, вносящие творческий вклад в создание произведения, а не оказывающие автору техническое содействие, которых он может приглашать без согласия заказчика, если только в договоре не указано об­ратное. Необходимо заметить, что оправданием автору не мо­жет служить его стремление закончить работу к обусловленно­му сроку, привлечь к созданию произведения более опытного специалиста, высокое качество созданного произведения и т. п. Во всех подобных ситуациях автор должен получить со­гласие заказчика, которое дается последним по собственному усмотрению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты