Авторский договор

Еще одним основанием прекращения авторского договора является взаимное соглашение сторон о прекращении данных правоотношений. Указанное соглашение может быть достигнуто в любой момент действия договора и зафиксировано в различ­ных формах, например таких, как предоставление отступного (ст. 409 ГК РФ), прощение долга (ст. 415 ГК РФ). Данным согла­шением стороны также устанавливают последствия прекра­щения авторского договора, которые полностью зависят от ус­мотрения сторон. Одним из видов соглашений о прекращении авторского договора можно считать новацию, под которой понимается соглашение о замене одного обязательства другим (ст. 414 ГК РФ). Стороны могут в любой момент согласовать измене­ние предмета или объекта договора, способа использования произведения, перенесение срока представления произведения и др.

Другим основанием прекращения авторского договора мо­жет считаться невозможность его исполнения, при условии, что она вызвана обстоятельством, за которое должник не отве­чает (ст. 416 ГК РФ). Этими обстоятельствами могут быть сти­хийные явления природы (наводнение, землетрясение, обвал и т. п.), некоторые общественные явления (запрещающие акты органов власти, военные действия, общественные беспорядки и т. п.), а также случайные события, за которые должник не несет ответственности. Так, случайная утрата произведения изобразительного искусства не является основанием привлече­ния художника к ответственности перед заказчиком за не­представление данного произведения к установленному дого­вором сроку. В том случае, если неисполнение авторского до­говора вызвано обстоятельством, за которое должник несет от­ветственность, обязательство по авторскому договору видоиз­меняется, поскольку взамен первоначального обязательства наступает ответственность должника за неисполнение. Но не следует забывать, что пользователь несет ответственность и за случайно наступившую невозможность использования произ­ведения. Еще один момент, на который надо обратить внима­ние, - это то, что невозможность исполнения в качестве осно­вания, прекращающего действие авторского договора, должна носить окончательный, а не временный характер. Так, в слу­чае, если произведение не может быть создано в срок, преду­смотренный договором, в силу того, что произошла задержка тех событий, которые должны быть в нем отражены, то данное обстоятельство может послужить основанием для расторжения авторского договора, но не для его прекращения в связи с не­возможностью исполнения. При этом бремя доказывания об­стоятельств, которые вызвали невозможность исполнения, по общему правилу лежит на стороне, утверждающей наличие та­ких обстоятельств.

К основаниям прекращения авторского договора относится и смерть автора или ликвидация юридического лица, выступав­шего в качестве стороны договора (ст. 418-419 ГК РФ). Смерть автора прекращает существующее обязательство, так как соз­дание и доработка произведения не могут быть произведены без личного участия самого автора. Но если передаваемое про­изведение уже практически пригодно для использования, то прекращение авторского договора в данном случае не имеет достаточных оснований. Хотя, вне всякого сомнения, в такой ситуации последнее слово всегда остается за заказчиком, по­скольку при желании он легко может сослаться на необходи­мость участия автора в доработке произведения и его подготов­ке к использованию. Но следует отметить, что закон в этих ус­ловиях не содержит требования заключения нового договора с наследником, который, в свою очередь, не может на этом на­стаивать. В данном случае имеет место правопреемство, в ре­зультате которого умершего автора замещает в договоре его на­следник. Если же умерший автор не имел наследников по зако­ну и не оставил завещания, то авторский договор прекращается автоматически, так как в соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. авторское право прекращается в связи с переходом по праву наследования к государству.

Случай ликвидации юридического лица (прекращение без правопреемства), когда аннулируются в установленном законом порядке все обязательства данного юридического лица, включая и обязательства, вытекающие из авторских договоров, не осво­бождает заказчика от ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые должны были быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский договор не прекращается и подлежит исполнению правопреемником.

Наконец, в случаях, предусмотренных законом или догово­ром, авторский договор может быть прекращен в односторон­нем порядке автором либо пользователем. Для предотвращения конфликтных ситуаций между сторонами имеет смысл в автор­ском договоре предусмотреть те основания, которые дают сто­ронам право на расторжение договора. Если же в договоре эти вопросы не прописаны, следует руководствоваться общеграж­данским правилом о том, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут лишь при существенном нару­шении его другой стороной. Под существенным нарушением до­говора одной из сторон подразумевается ущерб для другой сто­роны, превышающий заложенный доход при заключении дого­вора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Нетрудно заметить, что приведенная норма носит слишком абстрактный характер, в силу этого ее применение также может привести к различным спорам между сторонами. Поэтому надо четко уяснить, что малозначительное отступление сторон от условий договора, такое, как небольшая задержка одной из сторон с исполнением лежащих на ней обязанностей, не является основа­нием для одностороннего отказа от авторского договора.

Порядок прекращения авторского договора в связи с про­анализированными основаниями специально в авторском за­конодательстве не прописан. Иногда, к примеру по истечении срока действия авторского договора, это происходит автома­тически, в иных ситуациях прекращение договора согласовы­вается сторонами, в том числе путем обмена письмами, либо происходит на основе одностороннего заявления одной из сто­рон. В случае, если одна из сторон не изъявила согласия на расторжение договора или не согласилась с тем основанием, по которому оно производится, спор подлежит разрешению судом. Заявление о расторжении авторского договора может быть по­дано стороной в суд только после получения отказа другой сто­роны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Основным последствием прекращения авторского договора является аннулирование прав и обязанностей сторон. Иногда вместе с этим возникают обязательства, связанные с урегулиро­ванием имущественных последствий прекращения договора, к примеру, в связи с уплатой либо возвратом авторского возна­граждения.[11]


§2.Ответственность по авторскому договору.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обя­занностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторско­му договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановле­ния нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отно­шений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие.

В российской правовой науке распространен взгляд на от­ветственность как на возложение на нарушителя каких-либо дополнительных имущественных обременении в виде лишения его определенных имущественных прав или возникновения для него новых имущественных обязанностей. Оценивая с этих по­зиций меры воздействия на нарушителей, которые применяют­ся в авторских договорах, можно заключить, что основные из применяемых в данной сфере санкций мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. Действительно, такие ме­ры, как принудительное взыскание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произве­дения, одностороннее расторжение договора ввиду допущенно­го нарушения и т. д., не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и, следовательно, в точном смыс­ле ответственностью считаться не могут. Поэтому многие уче­ные предлагают учитывать специфику авторских отношений и принять более широкое и с практической точки зрения значи­мое толкование ответственности, включив в него любые меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное воздействие (хотя в теоретическом плане подобная трактовка весьма уязвима). На­пример, обязанность возвратить полученный по договору аванс не является для автора дополнительным обременением, но име­ет для него отрицательное значение. В случае пользователя дос­рочное расторжение договора предопределяет напрасно затра­ченные им усилия на подготовку использования произведения.

Известно, что ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны; за счет нарушителя. Поэтому принудительные меры воздействия (взыскание не вы­плаченного по договору гонорара, требование возврата аванса, возмещение убытков и др.) обращены не на личность нарушите­ля, а на его имущество и выполняют восстановительную (ком­пенсационную) функцию. По новому авторскому законодатель­ству сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом ис­полнившая обязательства по авторскому договору, обязана воз­местить убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду, что усиливает функции ответственности. Раньше этого не было предусмотрено.

К важным особенностям ответственности за нарушение ав­торского договора относится несовпадение между собой ответ­ственности автора и ответственности пользователя ни по осно­ваниям, ни по объему, так как ответственность автора в случае его вины заключается в возмещении реального ущерба, причи­ненного заказчику. Иные убытки заказчика, например упущен­ная выгода, возмещению не подлежат. Пользователь же несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по договору (п. 3 ст. 401 ГК РФ), причем отвечает перед автором в полном объеме.

Заслуживает внимания тот факт, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» передает вопросы, связанные с регу­лированием оснований, формы и объема ответственности, на усмотрение самих сторон, устанавливая лишь предельный раз­мер ответственности автора по авторскому договору заказа. Это означает, что законодатель отказался от прежней жесткой рег­ламентации ответственности сторон по авторскому договору. По соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обяза­тельств. Также стороны самостоятельно определяют и те нару­шения, которые могут служить основанием для применения предусмотренных договором санкций. Далее будут рассмотрены наиболее типичные нарушения обязанностей по авторскому до­говору и следующие за ними возможные санкции.

Ответственность автора за нарушение обязанностей по до­говору заключается: в возврате полученного им гонорара, в од­ностороннем расторжении заключенного с ним договора, в воз­ложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки. Условия реализации этих санкций определяются самими сторонами в конкретном авторском договоре. Договор также предусматривает применение мер принуждения самостоятельно либо лишь при одновременном расторжении авторского договора. При их нечетком определении в договоре имеет смысл следовать об­щим положениям гражданского законодательства. В первую очередь должна быть установлена вина автора в нарушении договорных обязанностей. Отсутствие вины доказывается ли­цом, нарушившим обязательство. При этом ни форма вины, ни ее степень на размер ответственности не влияют. Если же не­исполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязан­ностей явилось результатом объективных причин (болезнь, сти­хийные бедствия и др.), автор ответственности не несет. К примеру, авторы К. и Н. заключили договор с кинокомпани­ей, обязуясь представить литературный сценарий для теле­фильма. При этом студия выплатила им аванс в размере 25% от авторского гонорара. Сценарий был выполнен вовремя, но кинокомпания сочла нужным отдать его авторам на доработку, предварительно оговорив новый срок сдачи. Но работа не была представлена. За этим последовало расторжение договора с ав­торами, требование вернуть выплаченный аванс в связи с про­срочкой. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что автор К. тяжело заболел, а Н. не мог работать за двоих, так как их труд был разделен: К. создает режиссерскую разработку по сцена­рию, а Н. пишет литературный сценарий. Исходя из этого суд отклонил иск кинокомпании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты