Следует добавить, что нельзя получить авторские права на идею или еще не созданное произведение. В заключение можно отметить, что авторский договор заказа выгоден прежде всего заказчику, особенно если идея создания произведения принадлежит ему.
Еще одним видом авторского договора является авторский договор на готовое произведение. Фактически данный договор представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ к указанным отношениям применяются общие положения о купле-продаже, при условии, что из содержания или характера предаваемых прав не вытекает иное. Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскому договору на готовое произведение применяются общие нормы гражданского права об обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже.
Таким образом, как явствует из сказанного, по авторскому договору на готовое произведение автор обязуется продать, а пользователь купить определенные права на использование творческого произведения и заплатить за них определенную цену.
Издательский договор является одним из самых распространенных видов авторского договора. Данным договором регулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которые могут быть представлены на бумажном носителе. К таковым относятся произведения литературы (научные, художественные и др.), музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.п. В силу указанных причин издательский договор наиболее подробно регламентируется законодательством, нередко он служит темой для специальных научных работ. Часто случается так, что выводы, первоначально сделанные на базе применения норм об издательском договоре и сложившейся практики разрешения споров, позднее применяются и к иным авторским договорам.
В последнее время стал очень часто возникать вопрос: утрачивает ли автор право на обнародование произведения в случае передачи имущественных прав по издательскому договору на данное произведение? На сегодняшний день практика исходит из того, что данное право автор утрачивает. Например, некоторые издательства включают в авторский договор пункт, который запрещает автору самостоятельно обнародовать свое произведение. Хотя если обратиться к ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах», то можно увидеть следующее: к числу личных неимущественных прав, помимо прочих, относится право автора обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв. При этом в данной статье особо подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Таков закон, и никакой пункт авторского договора не в состоянии его пересмотреть, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 31 указанного выше закона условия авторского договора, противоречащие его положениям, являются недействительными. Несмотря на такую недвусмысленную позицию законодателя, существует множество издателей, которые навязывают авторам обязательство об отказе от личных неимущественных прав. Тем самым нарушается закон. Такая ситуация во многом обусловлена правовой неосведомленностью авторов, которой умело пользуются при заключении договора их контрагенты
§3.Правовое регулирование авторского договора.
Верховным Советом Российской Федерации 9 июля 1993 года принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который был введен в действие со дня его опубликования. В настоящее время этот закон является основным нормативным актом, регулирующим правовое положение авторского договора. Закон "Об авторском праве и смежных правах" регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Так же кроме этого закона в области регулирования авторского права действует множество международных договоров, законов и подзаконных актов.
Международно-правовые акты
1.Бернская конвенция об охране
литературных и художественных произведений(Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.).
2. Всемирная
Конвенция Об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971
года).
3. Конвенция
об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их
фонограмм.
4. Международная
конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм
и вещательных организаций подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года.
5. Соглашение
о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24
сентября 1993 года.
6. Договор ВОИС по авторскому праву.
7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Федеральные нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс РСФСР. Раздел IV.
3. Закон РФ "О правовой охране
топологий интегральных микросхем".
4. Закон РФ
"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
5. Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР".
6. Уголовный
кодекс РФ.
7. Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях.
8. Гражданский
кодекс Российской Федерации.
9. Федеральный
закон "Об обязательном экземпляре документов".
10. Федеральный
закон Российской Федерации "О государственной поддержке средств массовой
информации и книгоиздания Российской Федерации".
Подзаконные нормативные акты
1. Постановление Правительства РФ № 1224
от 3 ноября 1994 года "О присоединении Российской Федерации к
Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в
редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года
и дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов
производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм".
2. Постановление
Правительства РФ № 614 от 17 мая 1996 года "О ставках
вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения
(постановки)".
3.
Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О
минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования
произведений литературы и искусства"
4. Постановление
Правительства за №355 от 28.05.92 года "О порядке определение
расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждения физических лиц за
издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и
искусства, а также вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленным
образцов".
5. ПМС -
Правительства РФ №153 от 22.02.93г. "О порядке исчисления
среднего заработка отдельных категорий творческих работников".
6. Указ
Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607 "О
Государственной политике в области охраны авторского права и смежных
прав".
7. Указ
Президента Российской Федерации от 5 декабря 1998 года № 1471
"О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и
производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях
аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".
8. Распоряжение
Президента РФ № 152-рп от 25 марта 1994 года "Вопросы
присоединения Российской Федерации к ряду Международной конвенции в области
охраны авторских прав".
9. Постановление
Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5352-1
"О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об
авторском праве и смежных правах".
10. Письмо
Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 октября 1993 г. №
С-13/ОСЗ-317 "В связи с принятием Закона Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах".
11. Указ
президента РФ от 5 декабря 1998 года № 1471 “О мерах по реализации
прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на
вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения
или звукозаписи произведения”.
12. Постановление
правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 “О минимальных ставках
вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка)
которых осуществлено до 3 августа 1992 г.”
13. Приказ
Российского агентства по патентам и товарным знакам от 4 ноября 2000 г. № 212
“О программе
сотрудничества между Российской Федерацией и ВОИС.”
Но следует сказать, что при всей широте правовой регламентации авторского права законодательный процесс в этой области не приостановлен. Восемь лет продолжают кипеть страсти над разделом Гражданского кодекса РФ, который должен быть посвящен вопросам интеллектуальной собственности. Было разработано несколько проектов раздела ГК «Интеллектуальная собственность». И многочисленные споры не позволяли долгое время принять часть третью ГК. «Свет в конце тоннеля» забрезжил, когда в августе 2000 г. председатель Совета по кодификации и совершенствованию законодательства при Президенте РФ, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, профессор В.Ф. Яковлев отметил, что раздел проекта Центра частного права пока не готов, и Совет решил обратиться к Президенту РФ с просьбой о внесении в Государственную Думу части третьей Кодекса, состоящей только из двух разделов («Наследственное право» и «Международное частное право»), без включения в нее положений об интеллектуальной собственности.[6]
В 1999 г. профессор А.П. Сергеев представил на суд общественности проект раздела ГК «Интеллектуальная собственность», подготовленный кафедрой гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, который получил одобрение значительного числа специалистов. Данный проект является в настоящий момент приоритетным. Он уже внесен в качестве законопроекта на рассмотрение Государственной Думы.
Глава II. Элементы авторского договора.
§1.Стороны авторского договора.
Сторонами авторского договора выступают автор (правопреемник автора) и пользователь произведения. Я думаю стоит рассмотреть лишь характеристики, свойственные субъектам авторского права именно как сторонам авторского договора.
Обязательным субъектом авторского договора является автор произведения или его правопреемник. Совершеннолетний и дееспособный автор произведения, как правило, сам заключает договор либо делает это через своего поверенного. За малолетнего автора, т.е. не достигшего 14 лет, авторский договор подписывают его родители или опекуны. Несовершеннолетний автор в возрасте от 14 до 18 лет заключает авторский договор самостоятельно, но с согласия родителей или попечителей. От имени недееспособного автора, признанного таковым вследствие душевной болезни, действует его опекун. Если авторский договор заключается по поводу использования коллективного произведения, то необходима согласованная воля всех соавторов. При этом все они имеют право принимать участие в согласовании условий и подписании договора, хотя это может сделать и один из них по поручению остальных. Если имеет место работа по подготовке сборника, то, помимо заключения договоров с составителем (составителями), необходимо также заключить договоры со всеми авторами, произведения которых планируется включить в сборник. В практике нередко встречаются случаи, когда лицо, осуществляющее выпуск сборника, пренебрегает заключением таких договоров, предполагая, что согласование всех вопросов с авторами включаемых в сборник произведений является обязанностью составителя. Данная точка зрения ошибочна, поэтому следует учесть, что в случае бездоговорного использования произведения вся ответственность будет возложена именно на организацию, выпустившую сборник, а не на его составителя. После смерти автора договор об использовании произведения может быть заключен с его наследниками. На наследников распространяются все те правила о дееспособности, что и на авторов, которые были рассмотрены выше. Если наследник не один, то для заключения авторского договора необходимо согласие всех наследников. В случае возникновения конфликтной ситуации между наследниками спор между ними передается на разрешение суда по исковому заявлению любого из них.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12