Авторский договор

Объектом авторского договора, впрочем, как и объектом ав­торского права в целом, выступает нематериальное благо, хотя и представляемое на определенном материальном носителе. Для то­го чтобы творческий результат был признан объектом авторского права, необходимо, чтобы произведение было облечено в какую-либо форму, позволяющую воспринимать его другим людям.

Носитель, на котором должно быть представлено произведе­ние как объект авторского договора, определяется соглашением сторон, при этом требования, предъявляемые к носителю, обыч­но ставятся в зависимость от вида произведения и способа его использования. В некоторых случаях характеристики, предъ­являемые к материальному носителю, устанавливаются в норма­тивно-правовом акте. Так, если предоставляется оригинал про­изведения, созданного по издательскому договору, необходимо обратиться к Основным техническим условиям 29.115-86 «Ори­гиналы текстовые, авторские и издательские».

Теперь перейдем к рассмотрению предмета авторского дого­вора, который, в отличие от объекта данного соглашения, вы­ступает в качестве имущественных прав на определенное про­изведение науки, культуры или искусства, которые автор пере­дает пользователю. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ условие о предмете является существенным условием любого граждан­ско-правового договора, поэтому стороны при заключении ав­торского договора должны согласовать объем прав, предаваемых по данному договору. Закон «Об авторском праве и смеж­ных правах» (п. 1 ст. 31) также воспроизводит данное требова­ние. Это означает, что стороны обязаны достигнуть соглашения о способах использования произведения, которые разрешаются пользователю. Данная норма императивна, а вот степень дета­лизации способов использования произведения в договоре мо­жет быть различна в зависимости от воли сторон. Как правило, авторский договор включает в себя описание конкретных спо­собов использования произведения, к примеру, в нем может со­держаться положение о возможности воспроизведения объекта посредством его издания на оговоренном языке. Но не исклю­чен вариант предоставления пользователю правомочий общего характера на воспроизведение или распространение объекта. Предоставление пользователю права на использование произве­дения любыми не запрещенными законодательством способами также может иметь место в авторском договоре. Но следует на­помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах» предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. Данный запрет в первую оче­редь продиктован тем, что нельзя заранее предугадать, каким образом новые способы и формы использования произведения затронут авторские правомочия, поэтому данную норму следует толковать следующим образом: запрещается переуступать пра­ва на использование произведения теми способами и в тех формах, которые на данный момент неизвестны, но не исклю­чено их появление в будущем.

Условие о предмете в авторском договоре будет считаться со­гласованным в том случае, если соглашение хотя бы только фиксирует разрешенные способы использования произведения. В интересах сторон также урегулировать вопрос о характере передаваемых прав, т. е. о том, являются ли они исключитель­ными или нет. Но включение данного пункта в договор зависит целиком от воли сторон, так как он не влияет на вопрос согла­сованности предмета. Это прямо следует из п. 4 ст. 30 Закона «Об авторском праве и смежных правах», который гласит, что права, передаваемые по авторскому договору, считаются неис­ключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Иногда может возникнуть ситуация, когда по авторскому дого­вору об использовании произведения одни авторские права предаются на исключительной основе, а другие - на неисключи­тельной. Это связано с тем, что предмет авторского договора может включать в себя одно, несколько или все имущественные права автора.

Также нельзя забывать о важном правиле, закрепленном в п. 2 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», которое гласит, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не­переданными. Данная норма направлена на защиту интересов автора, так как если пользователь заинтересован в приобрете­нии более широких прав на использование произведения, то ему придется согласовать в договоре объем приобретаемых прав с соответствующим определением размера авторского вознаграждения за каждый способ использования конкретного произведения. Закон «Об авторском праве и смежных вещах» содержит еще одно правило, а именно в п. 5 ст. 31 зафиксиро­вано, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Но данное положение следует четко разграничить с нормами закона об авторском договоре заказа (ст. 33). И в том и в другом случае речь идет о еще не существующем произве­дении. Разница между ними заключается в том, что в первом случае подразумевается абстрактное произведение, которое автор потенциально может создать в течение неопределенного временного промежутка, тогда как второй случай рассматри­вает строго определенное произведение, которое должно быть создано автором к установленному сроку и соответствовать требованиям, установленным договором. Такое правильное толкование данных норм закона устраняет существующую на первый взгляд между ними коллизию. Данный запрет на так называемую «запродажу» прав на произведения, которые мо­гут быть созданы автором в будущем, также призван защитить интересы последнего, иначе вполне могла бы сложиться ситуа­ция кабальной зависимости автора от пользователя.

Следует отметить, что запрет на «запродажу» прав не рас­пространяется на произведения, созданные автором в порядке служебной разработки. Как следует из ст. 14 Закона «Об автор­ском праве и смежных правах», если между автором-работни­ком и работодателем не имеется иного соглашения, то предпо­лагается, что имущественные права на использование всех бу­дущих служебных произведений будут возникать непосредст­венно у работодателя. С запретом на «запродажу» авторских прав тесно связан запрет на ограничение автора в создании в будущем произведений на определенную тему или в опре­деленной области. Включение данного условия в договор явля­ется недействительным.

Теперь рассмотрим такое условие авторского договора, как его срок. Ранее действовавшее законодательство подробно рег­ламентировало все условия, касающиеся как общего срока ав­торского договора, так и сроков выполнения сторонами своих обязанностей по договору. Ныне законодатель передал данные вопросы на разрешение самих сторон. Во-первых, стороны са­мостоятельно согласовывают срок передачи авторских прав на произведение. Данное правило означает, что в принципе поль­зователь может приобрести авторские права на произведение на весь срок его охраны, пусть даже данный срок и не мог быть конкретно определен на момент заключения договора. Помимо этого, предусматривается возможность заключения авторских договоров с неопределенным сроком. Это предусмотрено п. 1 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», кото­рый гласит, что при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть рас­торгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. В данном случае на авторе лежит обязанность лишь письменно уведомить пользователя о своем желании расторгнуть договор за шесть месяцев до этого. Авторский договор может преду­сматривать случаи досрочного прекращения его действия. По­мимо достижения сторонами соглашения об этом, такое по­следствие могут иметь нарушения, допущенные автором или пользователем в отношении любого из договорных обязательств, или наступление определенного события. Значение срока дей­ствия авторского договора трудно переоценить. В случае, если договор предусматривает передачу пользователю исключитель­ных прав на произведение, это означает, что только он может использовать произведение в течение всего срока действия до­говора, тогда как автор может предоставить право использо­вать произведение другому лицу лишь по истечении срока либо в случае досрочного прекращения действия договора. Если первоначальный контрагент автора заинтересован в дальней­шем использовании произведения за пределами действия ав­торского договора, то ему необходимо заключить с автором но­вый договор. Данную точку зрения разделяют большинство ученых. Судебная практика стоит на аналогичных позициях. Так, в литературе по данной тематике уже стал хрестоматий­ным пример, касающийся иска Р., Л., М., П. к издательству, специализировавшемуся на научной литературе, о взыскании авторского вознаграждения за издание «Русско-немецкого словаря». В ходе рассмотрения дела было установлено, что словарь многократно издавался в 50-е и 60-е годы. Повторное издание словаря, согласие на которое истцы дали в 1960 г., осуществля­лось без оформления издательского договора, что являлось на­рушением закона. Срок, в течение которого издательство было вправе использовать произведение, давно истек. В данной ситуации суд удовлетворил требования истцов, признав после­дующее использование произведения бездоговорным и обязав ответчика выплатить авторам причитающееся вознагражде­ние.

Помимо общего срока действия, авторский договор, как пра­вило, фиксирует сроки выполнения контрагентами договорных обязательств. Например, авторский договор заказа предусмат­ривает срок создания и предоставления автором заказанного произведения; помимо этого, договор такого типа может преду­сматривать дополнительные льготные сроки для предоставления автором произведения, сроки для устранения замечаний и др. Также нелишне закрепление в договоре срока рассмотрения представленного произведения пользователем. В случае если до­говор предусматривает обязанность пользователя по использо­ванию произведения, то срок ее выполнения должен быть за­фиксирован в соглашении.

Еще одним немаловажным условием авторского договора является его цена. Под ценой авторского договора подразуме­вается авторское вознаграждение, которое пользователь обязан уплатить автору за получение права на использование кон­кретного произведения. Если исходить из пункта 3 ст. 31 Зако­на «Об авторском праве и смежных правах», то можно утвер­ждать, что позиция законодателя соориентирована на то, что­бы вознаграждение в авторском договоре определялось в виде процента от дохода пользователя за соответствующий способ использования произведения. При этом надо учитывать, что термин "доход" употребляется в данной норме закона не в сво­ем точном смысле, а в качестве обобщающего понятия, выра­жающего принцип, согласно которому с ростом доходов поль­зователя должно увеличиваться и авторское вознаграждение. Данный принцип может иметь различное воплощение в от­дельных авторских договорах. К примеру, размер авторского вознаграждения может быть поставлен в зависимость от вало­вого дохода пользователя, от его прибыли, от той цены, по ко­торой реализуются экземпляры произведения, и т.п. Соглашением сторон может устанавливаться как единый процент на­числения авторского вознаграждения, так и дифференциро­ванный процент в зависимости от способов и объемов исполь­зования произведения. Но необходимо помнить, что норма за­кона об определении авторского вознаграждения в виде про­цента от дохода пользователя является диспозитивной, хотя буквальное прочтение абз. 1 п. 3 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах» может натолкнуть на мысль о ее им­перативном характере. Стороны авторского договора в любом случае, даже тогда, когда возможно определить авторское воз­награждение в виде процента от дохода, вправе предусмотреть иные способы определения размера вознаграждения, причем на практике чаще всего именно так и происходит. Наиболее распространенными являются фиксированные ставки (к при­меру, определенный размер вознаграждения за один авторский лист), соотносимые с объемом использования произведения (к примеру, с тиражом издания). В ситуации, когда автор не в со­стоянии проконтролировать действия пользователя, а также в том случае, если договором предусматривается переработка произведения в другой жанр или вид, вознаграждение преду­сматривается в твердой сумме.[8]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты