Объектом авторского договора, впрочем, как и объектом авторского права в целом, выступает нематериальное благо, хотя и представляемое на определенном материальном носителе. Для того чтобы творческий результат был признан объектом авторского права, необходимо, чтобы произведение было облечено в какую-либо форму, позволяющую воспринимать его другим людям.
Носитель, на котором должно быть представлено произведение как объект авторского договора, определяется соглашением сторон, при этом требования, предъявляемые к носителю, обычно ставятся в зависимость от вида произведения и способа его использования. В некоторых случаях характеристики, предъявляемые к материальному носителю, устанавливаются в нормативно-правовом акте. Так, если предоставляется оригинал произведения, созданного по издательскому договору, необходимо обратиться к Основным техническим условиям 29.115-86 «Оригиналы текстовые, авторские и издательские».
Теперь перейдем к рассмотрению предмета авторского договора, который, в отличие от объекта данного соглашения, выступает в качестве имущественных прав на определенное произведение науки, культуры или искусства, которые автор передает пользователю. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ условие о предмете является существенным условием любого гражданско-правового договора, поэтому стороны при заключении авторского договора должны согласовать объем прав, предаваемых по данному договору. Закон «Об авторском праве и смежных правах» (п. 1 ст. 31) также воспроизводит данное требование. Это означает, что стороны обязаны достигнуть соглашения о способах использования произведения, которые разрешаются пользователю. Данная норма императивна, а вот степень детализации способов использования произведения в договоре может быть различна в зависимости от воли сторон. Как правило, авторский договор включает в себя описание конкретных способов использования произведения, к примеру, в нем может содержаться положение о возможности воспроизведения объекта посредством его издания на оговоренном языке. Но не исключен вариант предоставления пользователю правомочий общего характера на воспроизведение или распространение объекта. Предоставление пользователю права на использование произведения любыми не запрещенными законодательством способами также может иметь место в авторском договоре. Но следует напомнить, что в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах» предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. Данный запрет в первую очередь продиктован тем, что нельзя заранее предугадать, каким образом новые способы и формы использования произведения затронут авторские правомочия, поэтому данную норму следует толковать следующим образом: запрещается переуступать права на использование произведения теми способами и в тех формах, которые на данный момент неизвестны, но не исключено их появление в будущем.
Условие о предмете в авторском договоре будет считаться согласованным в том случае, если соглашение хотя бы только фиксирует разрешенные способы использования произведения. В интересах сторон также урегулировать вопрос о характере передаваемых прав, т. е. о том, являются ли они исключительными или нет. Но включение данного пункта в договор зависит целиком от воли сторон, так как он не влияет на вопрос согласованности предмета. Это прямо следует из п. 4 ст. 30 Закона «Об авторском праве и смежных правах», который гласит, что права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Иногда может возникнуть ситуация, когда по авторскому договору об использовании произведения одни авторские права предаются на исключительной основе, а другие - на неисключительной. Это связано с тем, что предмет авторского договора может включать в себя одно, несколько или все имущественные права автора.
Также нельзя забывать о важном правиле, закрепленном в п. 2 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», которое гласит, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Данная норма направлена на защиту интересов автора, так как если пользователь заинтересован в приобретении более широких прав на использование произведения, то ему придется согласовать в договоре объем приобретаемых прав с соответствующим определением размера авторского вознаграждения за каждый способ использования конкретного произведения. Закон «Об авторском праве и смежных вещах» содержит еще одно правило, а именно в п. 5 ст. 31 зафиксировано, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Но данное положение следует четко разграничить с нормами закона об авторском договоре заказа (ст. 33). И в том и в другом случае речь идет о еще не существующем произведении. Разница между ними заключается в том, что в первом случае подразумевается абстрактное произведение, которое автор потенциально может создать в течение неопределенного временного промежутка, тогда как второй случай рассматривает строго определенное произведение, которое должно быть создано автором к установленному сроку и соответствовать требованиям, установленным договором. Такое правильное толкование данных норм закона устраняет существующую на первый взгляд между ними коллизию. Данный запрет на так называемую «запродажу» прав на произведения, которые могут быть созданы автором в будущем, также призван защитить интересы последнего, иначе вполне могла бы сложиться ситуация кабальной зависимости автора от пользователя.
Следует отметить, что запрет на «запродажу» прав не распространяется на произведения, созданные автором в порядке служебной разработки. Как следует из ст. 14 Закона «Об авторском праве и смежных правах», если между автором-работником и работодателем не имеется иного соглашения, то предполагается, что имущественные права на использование всех будущих служебных произведений будут возникать непосредственно у работодателя. С запретом на «запродажу» авторских прав тесно связан запрет на ограничение автора в создании в будущем произведений на определенную тему или в определенной области. Включение данного условия в договор является недействительным.
Теперь рассмотрим такое условие авторского договора, как его срок. Ранее действовавшее законодательство подробно регламентировало все условия, касающиеся как общего срока авторского договора, так и сроков выполнения сторонами своих обязанностей по договору. Ныне законодатель передал данные вопросы на разрешение самих сторон. Во-первых, стороны самостоятельно согласовывают срок передачи авторских прав на произведение. Данное правило означает, что в принципе пользователь может приобрести авторские права на произведение на весь срок его охраны, пусть даже данный срок и не мог быть конкретно определен на момент заключения договора. Помимо этого, предусматривается возможность заключения авторских договоров с неопределенным сроком. Это предусмотрено п. 1 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», который гласит, что при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. В данном случае на авторе лежит обязанность лишь письменно уведомить пользователя о своем желании расторгнуть договор за шесть месяцев до этого. Авторский договор может предусматривать случаи досрочного прекращения его действия. Помимо достижения сторонами соглашения об этом, такое последствие могут иметь нарушения, допущенные автором или пользователем в отношении любого из договорных обязательств, или наступление определенного события. Значение срока действия авторского договора трудно переоценить. В случае, если договор предусматривает передачу пользователю исключительных прав на произведение, это означает, что только он может использовать произведение в течение всего срока действия договора, тогда как автор может предоставить право использовать произведение другому лицу лишь по истечении срока либо в случае досрочного прекращения действия договора. Если первоначальный контрагент автора заинтересован в дальнейшем использовании произведения за пределами действия авторского договора, то ему необходимо заключить с автором новый договор. Данную точку зрения разделяют большинство ученых. Судебная практика стоит на аналогичных позициях. Так, в литературе по данной тематике уже стал хрестоматийным пример, касающийся иска Р., Л., М., П. к издательству, специализировавшемуся на научной литературе, о взыскании авторского вознаграждения за издание «Русско-немецкого словаря». В ходе рассмотрения дела было установлено, что словарь многократно издавался в 50-е и 60-е годы. Повторное издание словаря, согласие на которое истцы дали в 1960 г., осуществлялось без оформления издательского договора, что являлось нарушением закона. Срок, в течение которого издательство было вправе использовать произведение, давно истек. В данной ситуации суд удовлетворил требования истцов, признав последующее использование произведения бездоговорным и обязав ответчика выплатить авторам причитающееся вознаграждение.
Помимо общего срока действия, авторский договор, как правило, фиксирует сроки выполнения контрагентами договорных обязательств. Например, авторский договор заказа предусматривает срок создания и предоставления автором заказанного произведения; помимо этого, договор такого типа может предусматривать дополнительные льготные сроки для предоставления автором произведения, сроки для устранения замечаний и др. Также нелишне закрепление в договоре срока рассмотрения представленного произведения пользователем. В случае если договор предусматривает обязанность пользователя по использованию произведения, то срок ее выполнения должен быть зафиксирован в соглашении.
Еще одним немаловажным условием авторского договора является его цена. Под ценой авторского договора подразумевается авторское вознаграждение, которое пользователь обязан уплатить автору за получение права на использование конкретного произведения. Если исходить из пункта 3 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», то можно утверждать, что позиция законодателя соориентирована на то, чтобы вознаграждение в авторском договоре определялось в виде процента от дохода пользователя за соответствующий способ использования произведения. При этом надо учитывать, что термин "доход" употребляется в данной норме закона не в своем точном смысле, а в качестве обобщающего понятия, выражающего принцип, согласно которому с ростом доходов пользователя должно увеличиваться и авторское вознаграждение. Данный принцип может иметь различное воплощение в отдельных авторских договорах. К примеру, размер авторского вознаграждения может быть поставлен в зависимость от валового дохода пользователя, от его прибыли, от той цены, по которой реализуются экземпляры произведения, и т.п. Соглашением сторон может устанавливаться как единый процент начисления авторского вознаграждения, так и дифференцированный процент в зависимости от способов и объемов использования произведения. Но необходимо помнить, что норма закона об определении авторского вознаграждения в виде процента от дохода пользователя является диспозитивной, хотя буквальное прочтение абз. 1 п. 3 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах» может натолкнуть на мысль о ее императивном характере. Стороны авторского договора в любом случае, даже тогда, когда возможно определить авторское вознаграждение в виде процента от дохода, вправе предусмотреть иные способы определения размера вознаграждения, причем на практике чаще всего именно так и происходит. Наиболее распространенными являются фиксированные ставки (к примеру, определенный размер вознаграждения за один авторский лист), соотносимые с объемом использования произведения (к примеру, с тиражом издания). В ситуации, когда автор не в состоянии проконтролировать действия пользователя, а также в том случае, если договором предусматривается переработка произведения в другой жанр или вид, вознаграждение предусматривается в твердой сумме.[8]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12