Авторский договор

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что вы­бор формы авторского вознаграждения зависит от нескольких факторов, в том числе и от степени доверия участников согла­шения друг к другу. При этом необходимо учитывать, что како­го-то идеального способа определения авторского вознаграж­дения нет. Экономическая ситуация в стране, когда невозмож­но достоверно спрогнозировать развитие событий, многократ­но увеличивает риск ошибки. Решение проблемы посредством увязки с более твердой валютой либо с МРОТ несколько сгла­живает положение, но и это не гарантирует в полной мере ин­тересы обеих сторон договора. В таких сложных условиях мож­но посоветовать сторонам зафиксировать в авторском договоре специальные положения, касающиеся корректировки возна­граждения при наступлении определенных событий. Практически важным является вопрос о том, входит ли цена автор­ского договора в число его существенных условий. Если да, то несогласование сторонами данного условия приведет к призна­нию договора незаключенным. Обратимся к абз. 1 п. 1 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», из которого следует, что авторский договор должен включать в себя «размер вознаграждения и (или) порядок определения размера воз­награждения за каждый способ использования произведения, а также порядок и сроки его выплаты». Но в отличие от некото­рых условий, которые также названы законом «существенны­ми», к примеру условий о сроке и территории передачи автор­ского права, цена авторского договора устанавливается только соглашением сторон. В данном случае, на наш взгляд, нельзя применять ст. 424 ГК РФ, предусматривающую, что не опреде­ленная возмездным договором цена может быть установлена через цену, которая при сравнительных обстоятельствах обыч­но взимается за аналогичные товары, работы, услуги. Произве­дение, являющееся результатом творческой деятельности и бла­гом нематериальным, нельзя приравнять к материальным ве­щам и оценить по средним ставкам. В связи с этим цена ав­торского договора должна рассматриваться как существенное условие, т.е. оно подлежит обязательному определению сторо­нами под угрозой признания договора незаключенным. Цена авторского договора согласовывается сторонами по собствен­ному усмотрению. Исключений из этого правила нет, не влияют на него даже нормативно установленные минимальные ставки авторского вознаграждения. Такие ставки вводятся Прави­тельством РФ во исполнение абз. 2 п. 3 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Например, постановлени­ем Правительства РФ "О минимальных ставках авторского воз­награждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" от 21 марта 1994 г. установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, их звукозапись, сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений в прокат, воспроизведение произведений изобразительного искусства и ти­ражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. Данные ставки авторского вознаграж­дения подлежат применению, если иное не предусмотрено ав­торским договором. Вышеизложенное следует понимать так, что по согласованию сторон авторское вознаграждение может быть установлено и в любом ином размере, в том числе и меньшем, чем предусмотрено постановлением. Другими слова­ми, установленные постановлением минимальные ставки в от­ношении отдельных авторских договоров играют роль ориен­тира, призванного помочь сторонам определиться в вопросе о размере авторского вознаграждения. Основным же назначением данных ставок является их применение в лицензионных до­говорах, которые заключаются между пользователями произве­дений и организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. В этой же области применяется постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках авторского вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»


§3.Форма авторского договора.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторский договор заключается в простой письменной форме. Закон не требует нотариального удостове­рения такого договора, но стороны могут это сделать по собст­венной инициативе.

Иногда встречаются случаи, когда авторский договор являет собой по форме не единый документ, а совокупность несколь­ких документов. Например, организации, использующие произ­ведения науки, литературы и искусства, направляют авторам заказы на создание таких произведений. В случае, если в таком заказе прописаны все существенные условия соответствующего авторского договора, он должен восприниматься как оферта. Перечень данных условий хотя и меняется в зависимости от ви­да произведения или способа его использования, но во всех слу­чаях включает в себя: наименование сторон, вид произведения и порядок и объем его использования, название и (или) характе­ристику произведения, срок и порядок передачи произведения, срок использования произведения, размер авторского возна­граждения. В любом случае подлежат закреплению все те усло­вия, которые законом отнесены к существенным. А вот условия, определяющие минимальный уровень прав автора, зафик­сированные в законодательстве, не обязательно должны быть прописаны в данном заказе.

Заказ-оферта подписывается должностным лицом организа­ции, уполномоченным выступать от ее имени. Если данный за­каз содержит указание о сроке для ответа, то в этом случае по общегражданскому правилу договор считается заключенным, если лицо, сделавшее предложение, получило от автора ответ о принятии предложения в течение этого срока (ст. 440 ГК РФ). Если заказ не содержит указания на срок для ответа, то он должен быть дан в течение времени, обычно необходимого для совершения этого действия. Если оферта не была акцептована автором, в таком случае организация не имеет перед ним ни­каких обязательств, поскольку заключения авторского договора не состоялось. Иногда может возникнуть такая ситуация: автор получил заказ на создание определенного произведения, но не акцептовал его, а просто начал работу по созданию данного произведения и представил его в срок, предусмотренный зака­зом. Очевидно, что данные действия автора должны быть раценены в качестве новой оферты, которая, в свою очередь, подлежит акцептованию организацией-заказчиком. В случае, если организация принимает авторское произведение, данное действие по своей сути является акцептом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но сразу следует оговориться, что такое толкование может быть сделано в отношении органи­зации, которой была направлена первоначальная оферта. Вне всякого сомнения, нельзя считать отношения между ор­ганизацией и автором, возникающие по поводу предварителного рассмотрения произведения, представленного по инициа­тиве автора, в качестве договорных отношений, т.е. стороны не связаны по отношению друг к другу какими-либо договор­ными обязательствами.

Наряду с заказом на создание произведения (офертой) и от­ветом автора (акцептом) в авторский договор на правах состав­ной части могут входить некоторые иные документы, например соглашение о порядке распределения вознаграждения между соавторами, дополнительное соглашение о перенесении срока представления произведения или изменении вида произведения и др. При этом есть императивное правило: любое изменение условий договора подлежит оформлению в письменном виде и согласованию сторонами договора.

В случае, когда авторский договор был заключен без соблю­дения требований о простой письменной форме, это еще не де­лает его недействительным, но влечет за собой последствия, предусмотренные п. 1 ст. 162 ГК РФ. А именно, в этом случае стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские пока­зания, сохраняя право приводить письменные и другие пока­зания.

Таким образом, если одна из сторон будет оспаривать факт заключения договора, другая сторона не может ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания. В данном случае судом будут оценены только письменные доказательства, такие, как переписка между сторонами, расписка в получении авторского вознаграждения, бухгалтерские документы и т.п. Подобные письменные доказательства должны подтверждать (или опровергать) факт заключения авторского договора, а не факт наличия преддоговорных отношений между сторонами. Приведем такой пример. Автору А. было поручено написать музыку для художественного фильма. Автор А. выполнил поручен­ную ему работу, но к этому моменту решение о съемках фильма было отменено. В письменной форме договор с А. не заключал­ся. Киностудия отказалась выплатить А. вознаграждение, ссы­лаясь на отсутствие договора. Так как свидетельские показания в данном случае не допускались (такими свидетелями могли быть сценарист и другие лица, внесшие свой творческий вклад в готовящийся к съемкам фильм), доказательством заключения договора с А. по данному делу явилось распоряжение киностудии о работе над кинофильмом, в котором были названы все авторы, в том числе и А., характер и объем поручаемых им работ, а также сроки их представления. В таком же порядке ре­шаются споры, возникающие по поводу ненадлежащего оформ­ления изменений и дополнений авторских договоров.

Но есть исключение из общего правила: в устной форме мо­жет быть заключен авторский договор об использовании произ­ведения в периодической печати (п. 1 ст. 32 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Другими словами, автор­ский договор здесь может быть заключен в любой форме, в том числе в устной или конклюдентной, при этом в случае возник­новения спора допускаются свидетельские показания для дока­зательства факта заключения договора. К примеру, свидетельством о заключении договора может быть извещение автора ре­дакцией о принятии его рукописи или само опубликование ма­териала. А вот если имело место поступление в редакцию не за­казанной заранее рукописи, то ее предварительное рассмотре­ние нельзя считать доказательством факта заключения между сторонами авторского договора. Рассмотрим следующую си­туацию. Автор по своей инициативе прислал в редакцию ста­тью. Она была набрана для очередного номера журнала, но за­тем не опубликована. Суд отказал автору в иске о взыскании гонорара на том основании, что, поскольку рукопись не была заказана до напечатания рукописи, если каким-либо иным пу­тем автор не был извещен редакцией о принятии его рукописи, таковая принятой считаться не может и, следовательно, согла­шения между автором и издательством не существует. Внутриорганизационные и технические действия редакции и даже предварительный набор рукописи еще не являются доказатель­ством соглашения о приеме рукописи.

В заключение следует особо подчеркнуть, что обеим сторонам в авторском договоре следует стремиться всегда, когда это воз­можно, заключать авторские договоры в письменной форме, так как это более надежный способ защиты своих прав.


Глава III. Содержание авторского договора.

Содержание любого граждан­ско-правового договора вообще и авторского в частности со­ставляют права и обязанности сторон.

Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны на­деляются правами и несут корреспондирующие им обязанно­сти. Содержание отдельных видов авторских договоров различ­но. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа от­личается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что дейст­вующее законодательство фактически не регулирует содер­жание авторских договоров, оставляя данный вопрос полно­стью на усмотрение сторон. В связи с этим, рассматривая пра­ва и обязанности сторон, приходится опираться на сложившую­ся практику заключения авторских договоров, которая с успе­хом может применяться сегодня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты