Теперь рассмотрим эту проблему с другой стороны: чтобы широкие массы населения включались в деятельность, способную направлять функционирование местных органов власти и управления и контролировать их, у них должен быть необходимый для того социально-психологический настрой. А он пока оказывается в нужной мере не сформированным.
Отмеченная выше неудовлетворенность граждан управленческой деятельностью властей можно оценивать в двух различающихся между собой плоскостях, которые, однако, могут и смыкаться. С одной стороны, она выступает фактором, порождающим взаимную отчуждённость населения и властно-управленческих структур друг от друга и на этой основе - социальную пассивность людей. Но, с другой стороны, такая неудовлетворённость выступает (у другой части населения или у той же самой в своеобразном переплетении противоположных психологических проявлений) свидетельством неравнодушного отношения людей к состоянию жизнедеятельности своего муниципального образования и функционированию структур, призванных обеспечивать ее оптимальную организацию. При достаточно высоком уровне социально-политической активности граждан такая не неудовлетворенность может выступать фактором, побуждающим их оказывать систематическое давление на упомянутые структуры, в особенности на администрацию.
К сожалению, в реальном положении дел, выявленном в ходе нашего исследования на изученном объекте, такого перехода от неудовлетворенности граждан функционированием местных управленческих структур в активную деятельность, путем постоянного давления на них, не просматривается. Неудовлетворенность пока остается только предпосылкой, лишь потенциально содержащей в себе возможности гипотетически описанного выше способа реализации принципов самоуправления» Чтобы удовлетворённость граждан переходила в их активную деятельность, направляющую работу местных властно-управленческих структур, необходимо остаточное развитие у массы населения ещё некоторых социально-психологических предпосылок. Прежде всего - наличие у людей интереса к деятельности местных органов власти и управления удовлетворение этого интереса с помощью получения необходимой информации. Между тем власти плохо информируют население о своей деятельности, так что она оказывается непрозрачной, закрытой от глаз населения. А между тем в «Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований» прописано, что «становление реального местного самоуправления, предполагающего активное участие населения в решении конкретных вопросов местного значения, поддержку органов местного самоуправления, оказываемую населением, и контроль за их деятельностью возможно осуществить только при наличии отлаженной информационной системы информирования населения» [74].
Именно отсутствием должной информации, видимо, можно объяснить наличие очень большого числа респондентов, затрудняющихся ответить на вопросы о состоянии управления в их городе, 1/3 не могла выразить определенного мнения о деятельности администрации. Да и на другие, более частные вопросы, касающиеся оценки управления, число затруднившихся дать определенный ответ было очень велико. Люди не знают состояния дел, потому и мнения своего составить не могут, и, следовательно, не дают определенного ответа.
Слабая информированность населения о деятельности муниципальных органов ярко проявляется в ответах респондентов на вопрос о важнейшей стороне этой деятельности - о формировании и использовании местного бюджета. На вопрос «Знаете ли Вы, из каких источников формируется бюджет и как он расходуется?» получены следующие ответы: «да» - 14%, «нет» - 36%, «да, но лишь отчасти» - 49%. Если рассмотреть ответы на этот вопрос в зависимости о рода занятий респондентов, то оказывается, что больше всего осведомленных о формировании бюджета, среди руководителей организаций (35%), что вполне естественно, но все же даже применительно к этой категории данный показатель очень мал; меньше всего осведомленных среди рабочих (5%), что само по себе плохо. Конечно, если взять данные в целом, получается вроде бы неплохо; большинство все же имеет какое-то представление о бюджете, 63 % опрошенных достаточно, либо хотя бы отчасти знают, из каких источников он формируется и как расходуется. Но, во-первых, доля давших безоговорочно положительный ответ, т.е. считающих себя в достаточной степени информированными, очень мала. Если при этом основная доля падет на тех, кто знает лишь «отчасти» (а это может быть и близким к нулю), такой уровень информированности очень далек от того, что должно быть в условиях самоуправления. К тому же даже приведенные цифры представляются завышенными, если посмотреть ответы на другой вопрос: «Доступна ли для жителей муниципалитета информация о доходах и расходах муниципального бюджета?». На него ответили «да» — 8%, «нет» — 62%, «затрудняюсь ответить» — 30%. Эти данные прямо и очень сильно свидетельствуют, что местные власти плохо информируют население о своей деятельности. Доступной информацию о бюджете считает 40% руководителей организаций, значительно больше усредненного показателя, что опять - таки вполне понятно, но для данной категории даже и это очень мало. Во всех же остальных категориях доля давших положительный ответ не превышает 5-10%, Таким образом, большинство считает, что информация о доходах и расходах муниципального бюджета недоступна.
В таких условиях граждане не только не могут участвовать в управлении делами своего местного сообщества, как того требуют принципы самоуправления, но даже контролировать деятельность властно-управленческих структур, начиная с самой её основы - использования материальных ресурсов. Большинство, громадная часть респондентов - 77% -крайне не удовлетворена имеющимися возможностями контролировать расходование бюджетных средств.
Естественно, у граждан возникают серьезные и небезосновательные сомнения в рациональности использования средств, которыми располагает муниципальное образование. Характерны ответы, полученные на вопрос «Верите ли Вы в то, что средства бюджета расходуются наиболее оптимально?»: верят всего 6%, не верят 60%, остальные затрудняются ответить на этот вопрос, что тоже скорее свидетельствует об их скептицизме. Существенных различий в ответах между отдельными категориями респондентов нет. Меньше всего не верящих в оптимальность расходования средств среди руководителей организаций (55%). Больше всего среди работников бюджетной сферы (учителя, мед. персонал и т.п.) - 70%.
Все эти данные усиливают высказанные ранее тезисы и о том, что широкие массы населения не удовлетворены работой местных органов власти, и о том, что они не могут включаться в нее по причине своей неинформированности. Как показывают результаты исследований, в том числе проведенных нами в г.-к. Анапе, горожане в массе своей либо не имеют никакого представления, либо имеют крайне слабое представление о деятельности органов городского самоуправления, в частности, о таких важнейших параметрах жизни муниципалитета, как стратегия муниципального развития, муниципальный бюджет и приоритеты расходования муниципальных средств. Конечно, значительное число граждан попросту не интересуются этими вопросами, слабо увязывая их с качеством собственной жизни и своими личностными жизненными перспективами. Но гораздо большая часть проявляет интерес к деятельности муниципальных органов, однако она остаётся для них закрытой.
Конечно, какую-то информацию о своей деятельности муниципальные органы дают через местные СМИ, встречи (как правило, довольно редкие) депутатов и должностных лиц администрации с населением, где проходят своеобразные отчеты (обычно весьма неполные, о многом умалчивающие). Но постоянно функционирующей системы, дающей населению полную и систематическую информацию, у нас нет - можно сказать, не боясь ошибиться, нигде.
Следовательно, одной из самых первоочередных задач в области совершенствования местного самоуправления, развития социально-политической активности масс, которая, только и способна вдохнуть жизнь в функционирование этого института, придавая ему истинный смысл, заключенный в данном понятии, состоит в том, чтобы создать эффективную систему постоянной, всеобъемлющей (применительно к данной области жизни) и точной информации о деятельности местных властно-управленческих структур, намечаемых планах, достигнутых результатах, неудачах и трудно решаемых проблемах, причинах этого, имеющихся ресурсах и их использовании и т.д.
В первую очередь, как справедливо считает один из специалистов в этой области, в субъектах должны быть приняты законы, обязывающие «органы власти всех уровней не только публиковать информацию о состоянии дел, но и гарантировать свободный доступ каждого жителя к этой информации» [77]. Созданная на этой основе система информирования населения может и должна обеспечивать «обратную связь» между ним и властно-управленческими структурами, что имеет самостоятельную значимость, поскольку, таким образом, решается еще одна проблема, негативно сказывающаяся на функционировании местного самоуправления. Эта проблема-отсутствие действенных механизмов обратной связи как некоего постоянно действующего системного фактора во взаимоотношениях власти и граждан. А между тем, наличие постоянной «обратной связи» является обязательным условием функционирования местного самоуправления.
В этих целях могут использоваться такие средства «обратной связи» как замеры и фокус-группы, интерактивные дебаты и голосования по отдельным вопросам через СМИ, разного рода консультации, «горячая телефонная линия», общественные приемные и др. Все это, если и используется в сегодняшней практике, то используется крайне спорадически и не системно. Вполне можно согласиться с А. Бабаловой в том, что обратная связь в системе местной власти, построенной на принципах самоуправления, должна восприниматься как органичная функция, принадлежность этой власти [7, 16]. Это необходимо, чтобы развивать, у населения стремление включаться в функционирование местного самоуправления.
Такая система двусторонней связи между местными властями и населением, обеспечивающая поставленную должным образом передачу информации по каналам и прямой и обратной связи, представляет собой не что иное, как систему так называемой «связи с общественностью» (общественных связей, PR-деятельности). И это важнейшая составная часть тесного и эффективного механизма взаимодействия между профессиональными управленческими структурами и населением, муниципальным социумом, без чего, как считает автор данного исследования, не может быть подлинного местного самоуправления. В сегодняшней практике PR-деятельность осуществляется почти исключительно лишь во время избирательных кампаний, и она зачастую бывает заполнена беззастенчивой пропагандой достоинств (нередко мнимых) политических партий и отдельных кандидатов, а то и просто ложью и инсинуациями в адрес соперников. Поэтому и в силу других сходных причин в общественном мнении россиян сложилось убеждение, что «пиар» (будем дальше писать так, как это стало принято, хотя, по сути, и безграмотно) представляет собой навязывание людям ложных идей и представлений.
К настоящему времени сложилось достаточно общепризнанное понимание основных целей этой деятельности. Так, например, А. Дюк в качестве таковых выделяет: «Установление доверия между органами МСУ и населением муниципального образования; организация взаимодействия муниципальной власти с различными политическими партиями и движениями; вовлечение населения в самоуправленческий процесс; изучение общественного мнения населения и доведение его до органов местного самоуправления; предотвращение конфликтов; создание условий дня социального партнерства; создание позитивного образа местной власти» [26, 86].
Функционирование системы PR имеет свой механизм, модель которого восходит к теории информации К. Шеннона. Важнейшим элементом здесь является обратная связь, дающая информацию о реакции адресата на поступившее сообщение. Фоном для этого процесса служит социальная обстановка, влияющая на каждое звено механизма общественных связей [42, 139].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14