Как строится и функционирует соответствующая система - все это детально раскрыто в многочисленной литературе, так что не имеет смысла все это пересказывать. Важно, чтобы имеющиеся разработки были максимально использованы при обосновываемом нами совершенствовании механизма местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальный социум представляет собой социально-территориальную общность, выступающую в нескольких разновидностях, которые занимают нижние уровни одного из срезов социальной структуры общества её иерархически выстроенной территориальной системы. Эти общности охватывают непосредственно население по его месту жительства и потому образуют в своей совокупности фундамент социально-территориальной структуры общества. И этот «фундамент», а, следовательно, вся социальная структура в ее территориальном разрезе будет тем крепче, чем лучше функционируют эти низовые звенья — муниципальные образования, чем большей социальной зрелостью характеризуется социум в каждом их них, т.е. чем более интегрированным он выступает, чем отчетливее жители муниципального образования осознают свои общие интересы и стремятся обеспечить их реализацию.
Функционирование и развитие муниципального социума как сложно структурированного и сегментированного социально-территориального сообщества в качестве целостного образования обеспечивается, во-первых, наличием у жителей муниципального образования достаточно развитой самоидентификации с ним, во-вторых, наличием определенным образом осмысленного и воплощенного в стратегиях развития города или другого поселения общих для его граждан муниципальных интересов и, в-третьих, развитым местным самоуправлением. Самоуправление выступает единственно возможной в демократическом обществе формой социальной организацией муниципального социума и вместе с тем важнейшим фактором, делающим возможным функционирование и развитие социума как целостности. Существует несомненная взаимозависимость между степенью включенности населения в процессы самоуправления в различных формах, с одной стороны, и степенью развитости самоидентификации граждан со своим муниципальным образованием, степенью информированности граждан о ситуации в нем, степенью их интереса к общемуниципальным проблемам, - с другой стороны.
Объективный муниципальный интерес, выступающий основой существования муниципального социума как целостности, комплексным образованием, включающим в себя интересы функционирования, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности муниципального образования и воспроизводства его, прежде всего, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры, а также интересы развития, которые должны быть поняты в трех смыслах и отношениях:
а) как интересы, связанные с развитием этой инфраструктуры, экономики муниципального образования и его социальной инфраструктуры, связанные, в конечном итоге, улучшением качества жизни населения;
б) как интересы, связанные со структурированием социального пространства муниципального сообщества и развитием этой структуры, но предполагает кристаллизацию и институциализацию партикулярных и корпоративных интересов, а также формирование механизмов их согласования и гармонизации, насколько это возможно;
в) как интересы, связанные с воспроизводством и развитием идентификации граждан со своим муниципальным социумом и усилением его интеграции.
Муниципальное самоуправление выступает основным институтом и механизмом формирования и реализации муниципальной политики, содержанием которой является выявление и согласование различных, часто несовпадающих, подчас противоположных интересов существующих внутри муниципального социума общностей и групп, экспликация общего для этого социума интереса (интересов) и его формулирование в виде стратегии муниципального развития, а также в виде конкретных проектов и программ. Поскольку возможны различные понимания и интерпретации объективного муниципального интереса, постольку возможны различные варианты муниципальной политики (ошибочность или корректность которых изначально далеко не всегда очевидны) и политические столкновения, возникающие на этой почве.
В свете сказанного выше, политика, реализуемая в деятельности органов местного самоуправления, должна пониматься не только как политика, отражающая мнение горожан в данный момент времени, и не только как политика, стимулирующая политическую активность населения (хотя эти вещи являются важными), но и как проведение в жизнь определенной стратегии и позиции самой муниципальной власти, базирующихся на ее понимании объективного муниципального интереса. Поэтому информационная политика муниципальной власти (шире - ее PR-деятельность) должна быть ориентирована не только на информирование горожан о деятельности местной власти, не только на формирование ее позитивного имиджа, не только на изучение общественного мнения, но и на его формирование для разъяснения и обеспечения поддержка политики, проводимой органами муниципальной власти.
Местное самоуправление в России обретает в настоящее время свой социально-политический статус и имеет важнейшее значение в жизни общества. Однако практика свидетельствует, что в его организация имеется много недостатков, просчетов и упущений. Эффективность местного самоуправления пока незначительна. Сам процесс развития осуществляется крайне медленно, противоречиво, болезненно, иногда с отклонениями от разработанных планов и программ. Развитие местного самоуправления сдерживается рядом причин.
В том числе можно назвать следующие:
- механизм функционирования местного самоуправления только еще формируется. В процессе поиска выбора пути слабо используется положительный опыт, который имеется и в нашей стране и за рубежом. Внимательное и всестороннее изучение отечественного и зарубежного опыта позволит найти оптимальные или близкие решения проблем местного самоуправления в современной России, формы непосредственного ведения гражданами общественных дел на всех уровнях, избегать возможных ошибок, которые уже имели место в других странах;
- недопустимо отстает правовое, законодательное обеспечение местного самоуправления. Государственная власть до сих пор не выработала ясного стратегического мышления в управлении Россией, не - обустроила своего единого правового поля, следствием чего является слабая законодательная база местного самоуправления. Неоправданная задержка с разработкой и принятием необходимого для местного самоуправления законодательства на федеральном уровне не только тормозит создание системы местного самоуправления в регионах» но и приводит нередко к прямой дискредитации этого института и самого принципа самостоятельного решения населением вопросов местного значения.
Отрицательную роль играет практика принятия законов, которые не учитывают реальную финансово-экономическую ситуацию и вступают в противоречие с федеральным бюджетом и другими принятыми законами, В большой степени, как отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, бессистемность законодательной деятельности обусловлена отсутствием ясных представлений о необходимой структуре и содержании российского правового пространства, о том, какие сферы общественных отношений в первую очередь следует законодательно регулировать и в каком объеме.
Актуальна для законодательного регулирования и проблема совершенствования процедуры преодоления разногласий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особое значение имеет создание на федеральном уровне системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления, его организационную и экономическую самостоятельность в решении всех вопросов местной жизни, реальное равноправие муниципальных образований во взаимоотношениях между собой и с государственными органами.
На федеральном уровне для обеспечения единства и согласованности отдельных законодательных актов, регулирующих местное самоуправление, необходимо иметь основополагающий закон, определяющий правовые и хозяйственные начала местного самоуправления — Муниципальный Кодекс Российской Федерации,
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно расширили полномочия субъектов Федерации в области правового регулирования вопросов местного самоуправления. Центр тяжести правового регулирования местного самоуправления сместился на уровень субъектов Федерации, которые должны принять достаточно большое количество законодательных актов, затрагивающих многих сферы организации и деятельности местного самоуправления, В силу этого необходимо определять перспективы развития регионального законодательства в сфере местного самоуправления. качестве приоритетных должны быть выделены базовые федеральные законы, определяющие смысл и содержание общественных отношений, регулируемых муниципальным правом. На основе базовых законов следует принимать статутные законы субъектов Российской Федерации.
Необходимо стимулирование процессов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии территорий путем создания системы опорных зон, реализующих комплексные программы социально-экономического развития.
Чрезвычайно важным условием успешного функционирования и развития местного самоуправления является обеспечение его финансовыми ресурсами, необходимыми хотя бы в минимальной степени для выполнения им своих социальных функций. Этот вопрос нуждается в незамедлительном законодательном, нормативном решении на федеральном и региональном уровнях.
При всей значимости правовых и организационных факторов развития местного самоуправления и все большее проявление роли муниципального социума как субъекта его функционирования в громадной степени зависит от социальных и социально-психологических предпосылок, на основе которых сами граждане, все более широкие массы населения будут включаться в управление делами своих муниципальных образований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакьян, С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. Местное самоуправление в России /С.А. Авакьян. - М., 1997. – 278 с.
2. Аверьянов, А.И. Социальное взаимодействие; Зарубежный опыт исследования проблем. - М., 2000. – 140 с.
3. Акимов, А.Н. Реальные перспективы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия); беседа с вице-президентом РС(Я) // Якутия.- 2002. - 6 сент.
4. Антонова, О. Город как корпорация жителей // Городское управление.-2002. - № 8. – С.10-45.
5. Атаманчук, Г.В. Система государственного и муниципального управления // Г.В.Атаманчук.- М., 2005. - 249 с.
6. Ба6ун, Р. В. Новые территориальные принципы и проблемы их реализации// Муниципальная власть.- 2003.- № 5. – С.29 -32.
7. Бабалова, А.В.Общественный контроль власти // Муниципальная власть.- 2002.- №3. – С.17 - 27.
8. Бабичев, И.В. О концепции совершенствования действующей модели местного самоуправления // Местное право.-2000.- № 11. – С.45-57.
9. Балытников, В.В. Государственная природа местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление.- 1998. - №1. – С.12- 21.
10. Барабашев, Г.В. Местное самоуправление// Г.В. Барабашев.- М., 1996. – 259 с.
11. Болт, Дж. Словарь основных терминов и понятий по социологии //Дж. Де Болт.- Орел, 1997. - 143 с.
12. Вагин, И.С. О необходимости включения органов местного самоуправления в единую систему государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2002.-№3.- С.34-
13. Васильев, В.И. Местное самоуправление: закон четвертый //Журнал Российского права. - М., 2004.- №1. – С.23-32.
14. Великая, Н.М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении // Социологические исследования.- 2003. - № 8. – С.18-
15. Виноградов, В.Е. Формирование корпоративного имиджа местного самоуправления // Городское управление.- 2001.- № 8.- С.63-72.
16. Виноградов, В.Е. О гражданской миссии муниципалитета // Городское управление.- 2003. - № 11.- С.31-48.
17. Виноградов, В.Е. Партнерство - основной метод работы органов местного самоуправления // Городское управление. - 1998.- № 1. – С.12-28.
18. Виноградов, В.Е. Программа жизни в режиме развития // Муниципальная власть.- 2001.- № 6. – С. 45-52.
19. Волков, Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов / Ю.Е.Волков.- М., 2001.- 280 с.
20. Ворожейкина, Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государственной матрицы развития // Политические исследования.- 2002. - № 4. – С.19 -28.
21. Выдрин, И.В. Муниципальное право России учебник для вузов / И.В.Выдрин. - М.:Норма, 2003. – 260 с.
22. Гапкова, Д.А. Эволюция электорального лшщшафта/Д.А. Галкова, Н.А. Крюкова, П.А. Чистяков, О.А. Шипулина; под общ. ред. А.А. Сидоренко.- М.: КомКнйга, 2005, 168 с.
23. Генисаретский, О. И. Организация территориального, общественного и гражданского самоуправления в городе.- Режим доступа: httm://wvw,proceptn / ublleatio
24. Граждане оценивают местное самоуправление// Исследовательская группа «Циркон» // Городское управление, -2003. - № 10. – С.18-27.
25. Дутов, А. Местное самоуправление в зеркале общественного мнения /А.Елизаров, В. Красниковский, А. Терехин // Городское управление. – 1998. - №8.- С.17-27.
26. Дюк, А. В. Технология работы с общественным мнением на уровне МСУ // Городское управление. - 2003.- № 8.- С.42-56.
27. Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1995гУ // Собрание законодательства РФ.- 1998.-№З6.
28. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г.Еллинек. - Теория и история государства и права.- М.: Юридический цент Пресс,- 2004.- 752с.
29. Еремеева, Л. Централизация: продолжение следует.../ Н. Казюкова // Муниципальная власть, - 2003. - № 5.- С.28-47.
30. Жихаревич, B.C. Мировой опыт стратегического планирования городов и его использование при разработке стратегического плана Санкт-Петербурга.- Режим доступа: http://www.citystrategy.leontief.ru.
31. Заборова, E.Н Участие граждан в управлении городом // Социологические исследования. - 2002. - № 2.- С.28-35.
32. Замотаев, А. А. Местное самоуправление. Основные понятия и термины: Комментарии к отдельным нормам федерального законодательства / А.А.Замотаев. - М.: Муниципальная власть.- 1999. - 395с.
33. Зиновьев, А. Русский эксперимент.- М., 1995.- - 271 с.
34. Ибрагимов, X. Институциональная организация компетенции местного самоуправления // Муниципальная власть.- 2002.- № 3. – С. 32-41.
35. Иванов, В.Н. Основы современного социального управления: теория и методология: уч. пособие / В.Н.Иванов. - М.: Экономика, 2000. – 177.
36. Игватов, В.Г. Местное самоуправление: учебное пособие для вузов/ В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 380 с.
37. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт; учебное пособие для вузов/ В.Г. Игнатов, В.И.Бутов.- Ростов н/Д.: МарТ, 2005.- 351с.
38. Игнатюк, Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк [и др.]. - М.: ЗАОЮстицинформ, 2005.- 241.
39. Институт экономики: Кризис местного самоуправления - следствие излишней финансовой опеки государства. - Режим доступа: http:// www/rafitralocal / pub_4_134.htm.).
40. Кадыров, Р. В Татарстане новый эксперимент // Молодежь Татарстана, - 2003.-23 янв.
41. Карпичев, B.C. Организация и самоорганизация социальных систем: Словарь / B.C. Картпичев. - М.: Изд-во РАГС, 2007. – 429 с.
42. Карпухин, О.И. «Паблик рилейшш» как информационный менеджмент // Социально - политический журнал. — 1998 . - № 4. – С. 27 – 36.
43. Коган, Л.Б. Города и политика: российские уроки / Л.Б.Коган.- Обнинск: Институт Муниципального управления, 2003. - 216с.
44. Кожевников, В. Общность под названием «население». Роль территориального общественного самоуправления в развитии гражданского общества // Муниципальная власть.- 2002.- № 1. – С.10-27.
45. Конституция Российской Федерации.- М., 1996.
46. Костюков, А.Н. Непосредственное участие населения в осуществлении местного самоуправления / А.Н. Костюков; отв. ред.С.В. Арбузов.- Омск: ОмГУ, 2002. - 124с.
47. Котенков, А.А.Основа и опора государства / А.А.Котенков / /Федеральные новости.- 2005.-№8. – С.3-18.
48. Лазаревский, Н. И. Самоуправление / Мелкая земская единица. Сб.ст.-СПб. – Въп.1., 2000. - 256 с.
49. Лапин, В.А. Основы местного самоуправления: учебное пособие / В.А.Лапин, А.В. Крестьянинов, И.Н.Коновалова; под общ. ред. В.А. Лапина, -М.: Дело, 2006. - 256с.
50. Лимонов, A.M. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2002.- 272 с.
51. Миронова, Н. Природа свое возьмет: Местное самоуправление и гражданское общество // Муниципальная власть. - 2001. - №2. – С.27 -32.
52. Модель, Е. «Пойми меня...». Проблемы социального партнерства в муниципальных образованиях / И.Модель// Муниципальная власть.- 2002.- № 1.- С.26 -37.
53. Муниципальная власть. - 2001. - №. 6. – С.18 -26.
54. Незнамова, Е.А. К вопросу о сущности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2002.- №1. – С. 28-37.
55. Нещадин, А. Феномен города: социально-экономический анализ / А.Нещадин, Н. Горин. - М.:Изограф,2001.- 239с.
56. Новокрещенов, А.В. Территориалъная самоорганизация населения как объективная основа административной реформы // Федерализм №2002. - №2.- С.25-31.
57. Патрушев, В.И. Основы современного социального управления; теория и методология; уч. Пособие / В.И. Патрушев. - М.: Экономика, 2000.- 210 с.
58. Попов, А.В. Административно-территориальное управление и новая политическая роль регионов // Социально-гуманитарные знания.- 2000.- № 5. – С.26 -38.
59. Постатейный комментарии к Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».- М., 2005.
60. Постовой, Н.В. Понятие основ местного самоуправления // Местное право. - 2001. - № 10-11. – С.19 - 28.
61. Редюхин, В. Семь ступеней навстречу друг другу. Технология социального партнерства и особенности ее применения / С. Осотова // Муниципальная власть. - 2002. - № 1.- С.10-25.
62. Российское народовластие; развитие, современные тенденции и противоречия. –М., - 2005. – 210 с.
63. Самостроенко, Г. Парадигма отношений. Стратегия развития как основа эффективного взаимодействия в рамках муниципальных образования // Муниципальная власть.- 2001.- № 6. – С.12-19.
64. Сидоренко, А.А. Эволюция электорального ландшафта /А. А.Сидоренко.- М., 2005. – 202 с.
65. Смольков, В.Г. Формирование гражданского общества // Социальное государство.- М.: Труд и социальные отношения, 2002. – 122с.
66. Соловьев, С. Т. Проблемы функционирования механизмов ответственности глав муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление.- 2003.- № 4.- С.25-38.
67. Социальная информациология: Словарь / Сост. Л.И. Мухамедова / под. общ. ред. В. Д. Попова.- М.: Изд-во РАГС, 2007. – 220 с.
68. Социологический энциклопедический словарь / Т.В. Осипов (ред.-коорд.) – М., 2000. – 394 с.
69. Сунгуров, А. Ю. Общественное участие в принятии властных решений. Режим доступа: http://www/citvstrategy.m/U"material.sem2.pubiic.htm.
70. Сысуев, О. «По хорошему нам всем пора уйти»: Беседа с О. Сысуевым/ [записала] Е.Жилякова // Муниципальная власть. - 2003. - №5. – С.19 -27.
71. Уваров, А. А. Местное самоуправление в России. Краткий учебный курс / А.А.Уваров. -2-е изд. -М.6 Норма, 2005. - 320 с.
72. Фадеев, В.И. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации.- М., 1996.- 260 с.
73. Федерализм и местное самоуправление в России. Мастерская Ирины Бусыгиной и Андрея Захарова /Отв. ред. Юрий Гиренко, - М., 2003. – 289 с.
74. Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований. Пост. Правительства РФ №201 от 08.04.03.
75. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».- М., 2005.
76. Федеральный Закон РФ от 08.01,98 №8- ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»//Собрание законодательства РФ.- М-1998.
77. Хансверов, Р.Х. Средства массовой информации и реформа местного самоуправления: сб.ст. / Российская муниципальная академия // Местное самоуправление в России.- М. - 2003.- 260 с.
78. Цветкова, Г.А. Особенности партийной жизни на местном уровне // Социологические исследования. - 2003.- № 8.- С.28 -37.
79. Шепелева, Е. Бомба для МСУ // Муниципальная власть.- 2002.- № 1. – С.27-37.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14