Муниципальный социум как субъект местного самоуправления

Более широким способом выявления общественного мнения, охватывающим все население муниципального образования, а не отдельные его части, является репрезентативный опрос в рамках всего поселения. Он в литературе рассматривается уже как способ непосредственного, прямого участия населения в управлении местными делами, приближающийся по своему характеру к местному референдуму.

В г.-к. Анапа за последние годы отделом прогнозирования мэрии проводилось несколько исследований по коренным проблемам жизни населения - по вопросам, касающимся городского транспорта, работы ЖКХ, объектов здравоохранения и образования. Специально был проведен опрос жителей городских окраин (чуть более 450 человек) о развитии города.

Но чаще опросы организуются в связи с проведением очередных выборов с целью выяснения электоральных предпочтений населения и т.п. Такого рода опросы при всей их необходимости не являются вообще средствами социального управления и, следовательно, формами непосредственного осуществления населением функций местного самоуправления.

Итак, полученные в результате нашего исследования данные позволяют сделать вывод, что степень использования форм прямой, непосредственной демократии в управлении делами муниципальных сообществ, в чем - как было теоретически раскрыто выше — особенно полно может проявляться роль населения как субъекта этого управления, и следовательно, сущность местного самоуправления, проявляется довольно слабо. Опираясь на наблюдения и нередко описываемые в научных публикациях и прессе картины жизни местных сообществ в разных регионах страны, можно сказать, что охарактеризованное нами положение дел примерно одинаково повсюду. Авторы других исследований практики местного самоуправления, проводившихся в разных регионах страны, также отмечают, что механизмы непосредственной демократии реализуются очень редко, спорадически и почти всегда по инициативе сверху [14].

Некоторые различия в положении дел в разных регионах можно заметить лишь в том, что в ряде субъектов Российской Федерации более активно, чем в других, функционирует территориальное общественное самоуправление. Но в нем роль населения в муниципальном управлении проявляется в недостаточной степени.

Такое положение дел вызвало однажды несколько утрированный, но недалекий от истины ответ прокурора Ингушетии на депутатский запрос о нарушении в республике федерального законодательства о местном самоуправлении: «В республике, - с «черным» юмором отвечал прокурор, -Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» не нарушается, поскольку само местное самоуправление отсутствует» [73].

Очень слабое использование форм прямой, непосредственной демократии в муниципальном управлении порождается, по мнению автора, следующими факторами.

Первый из них заключается в том, что использование этих форм в качестве обязательного способа функционирования местного самоуправления должным образом не закреплено законодательно. Правда, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и "Европейской Хартии местного самоуправления» указывается, что местное самоуправление должно осуществляться при максимальном привлечении граждан к выполнению управленческих функций и, более того, прежде всего при их непосредственном участии в этой деятельности. Но все это выражено в названных правовых актах в довольно общем виде, не прописаны механизмы реализации данных положений. Многое здесь должно быть регламентировано специальными законами. Так, представляется возможным и необходимым безо всяких опасений посягнуть на самостоятельность местного самоуправления, законодательно установить какой-то минимальный и к тому же примерный перечень вопросов, решение которых обязательно требует:

а) проведение местного референдума,

б) проведения репрезентативного опроса граждан,

в) обсуждения и принятия решений на собраниях по месту жительства. Подчеркнем: это  был  бы  некий обязательный минимум, за пределами которого органы местного самоуправления могли бы использовать названные формы волеизъявления граждан при решении любых других вопросов, которые они сочтут необходимым решать таким образом, в соответствии с конкретными особенностями, потребностями и т.д. своих муниципальных образований.

Также было бы целесообразно законодательно ввести в практику в достаточно крупных поселениях проведение собраний граждан с обсуждением на всех, их (одномоментно) одного вопроса, выносимого на обсуждение населением муниципального образования. Так, чтобы на основе принятых ими решений, с учетом мнений большинства граждан принимался по соответствующему вопросу правовой акт, общезначимый для всего муниципального образования. Законодательной регламентации требует организация и использование итогов общемуниципальных опросов социально-управленческого характера и ряд других вопросов обеспечения прямого, непосредственного участия населения в местном самоуправлении.

Второй фактор это отсутствие, как правило, необходимых организационных предпосылок привлечения граждан к выполнению функций управления местными делами. К этим предпосылкам, прежде всего, относится организаторская деятельность муниципальных органов управления, включающая в себя постоянный диалог с населением, в ходе которого органы местной власти информируют его о проблемах, которые, по их мнению, должны решаться, выявляют, в свою очередь, что беспокоит население и притом может быть решено местными силами, и стремятся убедить граждан самим активно включаться в деятельность по. решению соответствующих жизненных проблем, т.е. в управление процессами жизнедеятельности своего социума.

Чтобы наши, граждане могли включаться в процессы самоорганизации и самоуправления, им требуется большая помощь. Потому что у нашего народа нет опыта ни того, ни другого, а, следовательно, у граждан нет привычки самим участвовать в решении проблем своей жизни. Для формирования у людей должной социально-политической активности многое может дать хорошо налаженная обратная связь во взаимоотношениях власти и граждан. Но такие механизмы как некоторый системный фактор вообще отсутствуют в политической практике современной России. И хотя в ходе проводимых экспертных опросов, практически все работники органов местного самоуправления (от 90 до 95 процентов) признают ценность и значимость постоянного взаимодействия с населением, полагая, что «органы местного самоуправления должны вести активный диалог с гражданами, даже если само население не проявляет инициативы по решению местных вопросов» [51, 8], на практике они редко руководствуются данным императивом, ссылаясь на некомпетентность населения и его крайне слабую заинтересованность в собственном политическом участии.

Являющаяся фактом гражданская пассивность широких масс населения действительно сама во многом порождается доведением властных структур. Граждане не видят и не чувствуют, что местная власть обязана при решении важнейших, наиболее принципиальных, фундаментальных вопросов их жизни опираться на их прямое волеизъявление, может решать их в своих кабинетах, и потому не проявляют интереса и стремления активно включаться в непосредственную управленческую деятельность.

Чтобы местные органы прилагали должные усилия в привлечении граждан к управленческой деятельности, им нужно оказывать помощь со стороны федеральных и региональных структур, а также общественных организаций и осуществлять общественный контроль за их действиями. Помощь может заключаться главным образом в том, чтобы всесторонне изучать и обобщать лучший опыт, накопленный теми или иными муниципальными образованиями по развитию и использованию форм прямого народовластия; создавать на этой основе и распространять методические пособия, изучать, как этот опыт используется другими, т.е. осуществлять своеобразный контроль в данной области и воздействовать допустимым образом на те муниципальные органы и их должностных лиц, которые не предпринимают должных усилии по развитию прямого народовластия. Такие обязанности требуется установить официально, чтобы развернулась организаторская работа местных властей в рассматриваемой области.

Третий фактор, обусловливающий слабую роль непосредственного участия граждан в осуществлении функций местного самоуправления, - низкая социальная, гражданская активность самого населения в его очень большой части, отсутствии у людей соответствующей заинтересованности, а, следовательно, и стремления активно участвовать в решении проблем своей местной жизни.

В упоминавшемся выше опросе в г.-к. Анапа, посвященном выяснению некоторых сторон жизни населения городских окраин, было определено немало задач, которые нужно решать для улучшения условий жизни. Но лишь 4% опрошенных граждан выразили готовность лично заниматься решением соответствующих проблем. 36% прямо заявили, что это - обязанность лишь муниципальных властей. Подобное положение выявляется и в других регионах страны. Так, по результатам проведенного в Екатеринбурге группой «Философия городских реформ: система ценностей и образ жизни горожан» обследования лишь 10% опрошенных признали целесообразным постоянное участие в работе различных общественных организаций и т.д. [31].

Готовность и желание граждан заниматься соответствующей деятельностью являются одним из выражений их социальной, или сказать точнее социально-политической активности. И формирование этой активности у той или иной части граждан, относящихся к данному местному сообществу, зависит, по нашему мнению, от действия нескольких причин, каждую из которых следует подробно рассмотреть.

Во-первых, это зависит от того, в какой мере граждане самоидентифицируют себя с тем муниципальным социумом, к которому они принадлежат. Если такая самоидентификация является достаточно выраженной, люди не могут относиться безразлично к жизни своего муниципального образования, у них естественным образом пробуждается интерес к проблемам жизни своего муниципального образования (поселения), формируется желание и стремление участвовать в решении этих проблем, т.е. в управлении местными делами. Люди осознают более или менее отчетливо общие интересы этого социума, и они интериоризуются ими, т.е. становятся личными интересами отдельных граждан. Это побуждает включаться в деятельность, направленную на обеспечение упомянутых общих интересов, т.е. опять-таки в деятельность управленческого характера.

Изучение степени идентификации граждан с муниципальным социумом, что было одной из задач проведенного автором исследования в г.-к. Анапа, дало следующие результаты. Лишь 8-12 % респондентов в полной мере осознают себя составной частью своего муниципального сообщества, воспринимают его интересы и потребности как свои собственные и потому выражают заинтересованность в успешном решении проблем жизни своего муниципального образования. 12-16% отчасти, в какой-то мере осознают такое единство со своим муниципальным сообществом, его интересы и потребности как свои собственные. 23-28 % если и осознают такое единство, то очень слабо, а 35-24% вообще не испытывают подобных ощущений. 20% затруднились ответить или просто уклонились от ответа.

Как видно, степень самоидентификации граждан со своим муниципальным социумом не очень велика. Только у 20-28 % наличие этого просматривается в большей или меньшей мере. У большинства же соответствующее социальное чувство почти или совсем отсутствуют. В таких условиях не может быть развита гражданственность, и, следовательно, стремление людей включаться в функционирование местного самоуправления. Это во многом зависит от низкого уровня удовлетворенности условиями своей жизни. Так, удовлетворенность жителей г.-к. Анапа условиями своей жизни не очень высока. Оценивая их в целом по 5-бальной системе, только 9 % выразили полную удовлетворенность (5 баллов) и 23% оценили свое социальное самочувствие как хорошее (4 балла). Наибольшая же часть респондентов - 34 % дала общую оценку не выше удовлетворительной (3 балла). И почти столько же - 32 % - условиями жизни не удовлетворены (2 балла), причем более 10 % очень не удовлетворены (1 балл). Среди весьма довольных своей жизнью предприниматели, на втором - руководители организаций и предприятий. Но в целом в этих, группах совсем немного людей, и даже то, что среди удовлетворенных жизнью есть представители и других социальных слоев, не ведет к образованию достаточно массовой основы, способной обеспечить интеграцию социума и потому его активность. Самое же главное - что почти две трети анапчан не могут отнести себя к числу довольных своей жизнью. Среди крайне неудовлетворенных больше всего бюджетников, а ведь сюда входит большая часть интеллигенции, которая при других условиях могла бы играть громадную роль в интегрировании местного социума и развитии гражданских чувств у населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты