Нормативно-правовая и методическая база современного делопроизводства

6.                Резолюция, принятая Генеральной Ассамблей "Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества" 27 апреля 2006 г. Подтверждает потенциал информационно – коммуникационных технологий как мощного инструмента содействия социально – экономическому развитию и внесения вклада в достижение согласованных на международном уровне целей в области развития.


4.3           Модельный информационный кодекс для государств–участников СНГ


Международный документ, в котором затронуты такие аспекты как: цели информационного законодательства, принципы информационного законодательства, нормативно – правовые акты информационного законодательства, гарантии и защита прав и интересов в информационной сфере, основные права и свободы в информационной сфере, ограничение прав и свобод в информационной сфере, ограничение права собственности на информацию, защита прав и интересов в информационной сфере, объекты информационного законодательства, субъекты информационного законодательства, функции государства и его органов в информационной сфере, основные направления государственной информационной политики.

Согласно кодексу основным целями национального информационного законодательства относят:

-создание правовых основ для построения информационного общества;

-обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека в информационной сфере;

-обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства;

-содействие развитию системы информационных ресурсов, созданию развитой информационной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательской деятельности в информационной сфере;

-создание правовых условий для эффективной конкуренции на рынке информационных услуг и работ;

-создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

-обеспечение правовой поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий.

Информационное законодательство базируется на следующих основных принципах:

-обеспечение свободы получения и распространения информации для всех субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений;

-обеспечение доступности, достоверности, полноты и своевременности информации;

-установление баланса прав и законных интересов человека, общества и государства в информационной деятельности;

-признание информации объектом гражданских правоотношений;

-ограничение доступа к информации исключительно на основании закона;

-обеспечение обязательности публикации общественно важной информации;

-обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий функционирования информационных технологий;

-недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации;

-гармонизация национального информационного законодательства с международным законодательством и законодательством других стран и т.д.

Важное значение имеет "Информация ограниченного пользования"

Информация ограниченного пользования – это творческая информация, на которую распространяется авторское право и право на интеллектуальную собственность, несанкционированное использование которой наносит вред авторам этой информации. Никто не может использовать или распространять творческую информацию других людей без их согласия, за исключением случаев, установленных законом.

Право собственности на информацию – это урегулированные законом общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения информацией.


4.4           Международные стандарты ИСО в регламентировании сферы документационного обеспечения управлении


Применение международного, регионального или национального, стандарта другой страны осуществляется путем полного или частичного включения его содержания в отечественной нормативный документ по стандартизации.

В условиях интеграции нашей страны в мировую экономику знание международных стандартов по оформлению документов необходимо все большему кругу управленческих работников. Это имеет особое значение для специалистов аппарата управления совместных предприятий, представительств зарубежных фирм, все тех, кто взаимодействует с зарубежными партнерами. Существующие международные нормы в области документации также должны учитываться при разработке правил работы с документами в нашей стране. Знание стандартов ИСО помогает правильно оценивать принимаемые в нашей стране и за рубежом нормативные акты и методические пособия, например, многочисленные пособия по оформлению деловых писем, направляемых за рубеж, которые зачастую противоречат друг другу и отражают лишь авторские трактовки тех или иных положений. Более надежными источниками информации о правилах оформления деловой корреспонденции в данном случае являются общепризнанные международные нормы.

Следует учитывать, что применение международного стандарта, регионального или национального стандарта другой страны осуществляется в Российской Федерации путем полного или частичного включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации. Сегодня Госстандарт России считает своим главным приоритетом внедрение международных стандартов. К настоящему времени наша страна гармонизировала около 50 % своих стандартов в области информационных технологий, что вполне сопоставимо со средними показателями по европейским странам. Многие международные стандарты вводятся в действие в нашей стране методом "обложки", т.е. переводятся и внедряются без каких-либо изменений, при этом в их обозначении содержится надпись "ГОСТ Р ИСО".

Деятельность Международной организации по стандартизации

ИСО образована в 1947 г. В этой организации представлены национальные органы по стандартизации более 140 государств. Генеральный секретариат организации располагается в г. Женеве (Швейцария). Первый стандарт ИСО был опубликован в 1951 г. В настоящее время действует около 13,5 тысяч стандартов. В области электроники, информационных технологий и телекоммуникаций принято более 2 тыс. стандартов, еще около 300 проектов находится в стадии завершения. В ИСО сформирован большой фонд стандартов и других нормативных документов по стандартизации (700 тыс.) из многих стран мира.

ИСО трактует понятие "стандарт" как технические условия или другой документ, рассчитанный на специалистов соответствующего профиля, совместно разработанный, согласованный или одобренный всеми заинтересованными сторонами, основанный на совокупности научных, технологических и практических результатов, способствующий получению всеобщих оптимальных преимуществ, утвержденный компетентным национальным, региональным или международным органом (ИСО 5127-2:1983).

Работа по подготовке стандартов ИСО осуществляется в технических комитетах (technical committees - TC), в структуре которых образуются подкомитеты (subcommittees - SC) и рабочие группы (working groups - WG). Техническим комитетам при их создании присваиваются номера (например, ТС 46, ТС 154). Каждая национальная служба стандартизации, заинтересованная в направлении, для развития которого создан технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Правительственные и неправительственные международные организации, сотрудничающие с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией, Всемирным почтовым союзом и другими организациями. Каждый комитет и подкомитет имеет секретариат, работу которого обеспечивает определенный национальный орган по стандартизации (например, ANSI - США, BSI - Великобритания, DIN - Германия, AFNOR - Франция, Госстандарт - Россия и др.).

Разработку международных стандартов, регламентирующих различные стороны работы с документами, осуществляют следующие комитеты ИСО:

JTC 1 Информационная технология (объединенный комитет с Международной электротехнической комиссией);

TC 6 Бумаги, картон и целлюлоза;

TC 37 Терминологии (принципы и координация);

TC 46 Информация и документация;

TC 68 Банковское дело, ценные бумаги и другие финансовые услуги;

TC 154 Процессы, элементы данных и документы в торговле, промышленности и управлении;

TC 171 Воспроизведение документов;

TC 176 Управление качеством.

TC 191 Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело.

Большое внимание ИСО уделяет выработке единой для стран – участниц этой организации терминологии в различных научно-технических сферах. Это относится и к таким сферам, как носители и средства записи и обработки информации, управленческая и коммерческая документация, информационные технологии, средства связи и др. Стандартами ИСО регламентирован порядок ведения терминологической работы, формализован ее понятийный аппарат, принципы и методы (ИСО 704:2000. Терминологическая работа. Принципы и методы; ИСО 860:1996. Терминологическая работа. Принципы и методы. Гармонизация понятий и терминов; ИСО 1087-1:2000. Терминологическая работа. Словарь. Часть 1. Теория и применение).

Терминологию в области документации устанавливает состоящий из нескольких частей стандарт ИСО 5127 серии "Документация и информация" (Часть 1: Основные понятия; Часть 2: Традиционные документы; Часть 3: Иконографические документы; Часть 3-а: Комплектование, идентификация, анализ документов и данных; Часть 6: Документальные языки; Часть 11: Аудиовизуальные документы).

Стандартами ИСО определены общие правила создания документов, в том числе:

-форматы бумаги для документов и методы выражения их размеров (ИСО 216:1975. Бумага писчая и некоторые виды печатной продукции. Потребительские форматы рядов А и В; ИСО 353:1975. Бумага писчая и некоторые виды печатной продукции. Метод выражения размеров);

-межстрочные интервалы и шаг письма (ИСО 4882:1979. Офисные машины и оборудование для обработки данных. Интервалы между строками и знаками);

-формуляр-образец и конструкционная сетка для создания бланков и форм документов (ИСО 3535:1977. Листы для разработки форм и схемы размещения);

-основные требования к бланкам документов (ИСО 8439:1990. Конструкция бланков - Основная схема расположения);

-принципы компоновки торговых документов (ИСО 6422:1985. Основной принцип компоновки торговых документов).

Средства для хранения документов разрабатываются в соответствии с ИСО 623:1974 "Бумага и картон. Коробки для бумаг и папки. Размеры".

В стандартах ИСО установлены форматы и другие требования к конвертам для пересылки документов и почтовым карточкам (ИСО 269:1985. Конверты для писем. Обозначение и размеры; ИСО 6924:1983. Конверты для писем. Словарь; ИСО 328:1974. Художественные почтовые карточки и открытки. Формат; ИСО 416:1974. Художественные почтовые карточки. Область для адреса; ИСО 415:1975. Конверты, почтовые карточки и подобные изделия. Область погашения).

Написание почтового адреса регламентирует стандарт ИСО 11180:1993. Адресация почтовая.

Представление дат и времени в документах осуществляется в соответствии с ИСО 8601:2000. Элементы данных и форматы обмена. Обмен информацией. Представление дат и времени.

Расположение кодов в торговых документах определяет ИСО 8440:1986. Расположение кодов в торговых документах.

Географическая информация кодируется с помощью стандарта "Коды для представления названий стран" (ИСО 3166-1:1997; ИСО 3166-2:1998; ИСО 3166-3:1999).

Требования к документации нашли отражение в стандартах по внедрению систем качества на всех стадиях производства (серия 9000), стандартах в области экологии (серия 14000) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты