Так, например, в одном случае если в ст. 1 и 12 закона указываются как самостоятельные информационные процессы — получение информации, передача информации и распространение информации, то в ст. 2 этого же закона распространение информации, так же как и предоставление информации, раскрывается через получение и передачу такой информации.
В другом случае если в ст. 2 закона доступ к информации раскрывается через получение и использование информации, то в ст. 8 доступ к информации определяется уже как ее поиск и получение. При этом использование информации согласно ст. 6 и 7 данного закона включает в себя уже и ее распространение.
Кроме того, следует иметь в виду, что данный федеральный закон в ряде случаев по своему содержанию избыточен по отношению к заявленной в первой статье закона области регулируемых отношений. Так, в ст. 4, 5, 6, 7 закона введено использование информации (без определения понятия и со- держания этого термина и информационного процесса); в ст. 12 отношения дополняются обеспечением информацией (также без определения понятия); норма же ст. 6 закона делает перечень регулируемых отношений вообще открытым, поскольку предусматривает осуществление иных действий с информацией и разрешение таких действий.
Разрешение данных коллизий, пока не наработана практика, возможно и необходимо через внесение соответствующих поправок в указанный закон.
Кроме того, при определении области применения этого закона следует иметь в виду, что в ч. 2 ст. 1 закона указывается область отношений, на которую не распространяются нормы данного федерального закона. Отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, исключены из предмета правового регулирования настоящим законом.
В указанном случае правовое регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. В соответствии с законодательством Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов, правам на которые предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнение произведений; фонограммы и видеозаписи; сообщение в эфир или по кабелю радио или телевизионных передач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу–хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
В то же время при применении этого положения ст. 1 следует учитывать, что ее нормы в этой части входят в определенные противоречия как с нормами других статей настоящего закона, так и с нормами других законов.
Так, нормы, содержащиеся в п. 3 статьи 13 и в п. 7 статьи 14 данного закона, затрагивают отношения в сфере интеллектуальной собственности. В п. 3 ст. 13 настоящего закона выделены права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, которые подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных. В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 4) и Законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (ст. 1) базы данных относятся к объектам авторского права, и им предоставляется правовая охрана как сборникам. При этом правовая охрана распространяется на базы данных, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Базы данных охраняются независимо от того, являются ли данные, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права. При этом авторское право на базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель. Любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких–либо прав на базы данных.
Кроме того, при определении области применения этого закона здесь также следует иметь в виду, что данный федеральный закон по своему содержанию вновь избыточен по отношению к заявленной во второй части первой статьи закона области исключаемых из предмета его регулирования отношений.
Так, из предмета регулирования отношений в информационной сфере настоящим законом в соответствии с другими его статьями исключены:
-отношения, связанные с организацией и деятельностью средств массовой информации (в этом случае согласно п. 2 ст. 4 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации);
-отношения, связанные с хранением и использованием включенной в состав архивных фондов документированной информации (в этом случае согласно п. 3 ст. 4 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Феде рации);
-отношения, связанные с защитой информации, составляющей государственную тайну (в этом случае согласно п. 3 ст. 9 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне).
Разрешение данных коллизий, так же как и в первом случае, возможно и необходимо через внесение соответствующих поправок в указанный закон.
Информационно – правовые нормы Конституции РФ определяют основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации. Основой правового регулирования информационных отношений являются ст.23, 24, 29 и 44 Конституции РФ.
Законодательство, целиком посвященное вопросам информации и информатизации, определяется совокупностью системообразующих или рамочных законов, устанавливающих базовые отношения.
Другой базовый документ для делопроизводственных структур - Федеральный закон РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ (Приложение 2). Этот нормативный акт был особенно необходим, так как имеет прямое отношение к социальной сфере, являющейся одной из важнейших составляющих общественной стабильности. В обращении граждане могут затронуть вопросы, касающиеся как интересов всего общества, так и прав, и законных интересов автора обращения или других граждан.
Почти полвека работа с этой категорией документов регламентировалась в стране Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. №2534 УП "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". В 1980 и затем в 1988 г. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. № 1662-Х и от 2 февраля 1988 г. № 8422-ХI в Указ 1968 г. были внесены изменения и дополнения, не изменившие его основных положений. Данный указ действовал в условиях социальной действительности. После 19991 г. его выполнение, равно как и других советских законов перестало быть обязательным.
В постсоветский период несколько раз Дума Российской Федерации обращалась к проектам нового закона о рассмотрении обращений граждан, но то закон не получал одобрения в самой Думе, то не утверждался Советом Федерации или не проходил регистрацию и не подписывался президентом. В связи с длительностью подготовки общероссийского закона практически все субъекты Федерации издали свои законы о работе с обращениями населения. Так, в частности, впервые Московская городская дума 18 июня 1997 г. приняла Закон г. Москвы "Об обращениях граждан", который расширил виды обращений. В нем, кроме уже общепринятых видов документов (обращений, предложений, заявлений и жалоб), дано определение петиции, коллективного обращения, ходатайства. Все законы субъектов Федерации о работе с обращениями населения опирались на общегосударственный акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР 1968 г. с изменениями 1980 и 1988 г.
Наконец, 2 мая 2006 г. Президентом подписан давно ожидавшийся новый Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" №59-ФЗ.
Закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами и распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Как и в большинстве крупных законодательных актов, специальная статья закона посвящена определению терминов. Раскрыты термины по видам документов.
В отличие от Указа Президиума Верховного Совета СССР в новом законе выделены статьи "Права гражданина при рассмотрении обращения" и "Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением".
Как и ранее, все письменные обращения обязательно регистрируются, однако срок регистрации указан не в день поступления, а "в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу". Как и прежде, если письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Все принятые обращения подлежат обязательному рассмотрению. Ответ на обращения подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Сроки рассмотрения письменных обращений, как и в Типовом регламенте, установлены в течение 30 дней со дня регистрации и могут быть продлены не более чем на 30 дней с уведомлением подавшего обращение.
Закон закрепил возможность поступления обращений (жалоб, заявлений) граждан в электронной форме "в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования".
В Законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" понятие "анонимные письма" отсутствует. Но именно им посвящается статья 11. В ней записано: "В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией".
Далее в статье 11 рассматриваются виды обращений, не принимаемых к рассмотрению: обжалование судебных решений (статья 11, пункт 2); обращения, содержащие нецензурные выражения (статья 11, пункт 3); обращения, не поддающиеся прочтению (статья 11, пункт 4); многократные обращения по одному и тому же вопросу, ответ на который был уже дан (статья 11, пункт 5); обращения, ответ на которые связан с разглашением сведений, содержащих государственную тайну (статья 11, пункт 6).
В закон введена статья о возмещении причиненных убытков и взыскании расходов при рассмотрении обращения. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием, по решению суда. Но в случае, если в обращении были указаны заведомо ложные сведения, расходы, связанные с рассмотрением обращения, могут быть по решению суда взысканы с автора обращения.
Но не все наши законы совершенны, поэтому и в этом есть своя "ложка дегтя".
Федеральный закон не регламентирует случаи, когда текст обращения читабелен, однако лишен смысла (логики), т.е. не поддается истолкованию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17