Основные положения средневекового мусульманского права

Основные положения средневекового мусульманского права

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ






Факультет            - юридический   

Специальность    - юриспруденция

Кафедра              - теории и истории государства и права






          

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО

МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА





Дипломная работа

студента

очно-заочной формы обучения

Кашапова Руслана Шамилевича


Научный руководитель:

к.ю.н., доцент

Финогентова Ольга Евгеньевна







Допускается к защите

Зав. кафедрой

________________________

«____»__________________ г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение............................................................................................................………..........3    

Глава I Источники мусульманского права.

1.1.Соотношение мусульманского права и религии……………...…………………5

1.2.Основные источники мусульманского права…………………………...………13 


Глава II. Основные институты уголовного права в системе шариата.

        2.1.  Понятие преступления, классификация преступления.........………................25

2.2. Виды преступлений………………………………………………………………30

2.3.    Цели и виды наказаний в мусульманском праве……………………………….43


Глава III. Основные институты гражданского права в системе шариата     

        3.1.Возникновение и развитие института права собственности …………………..59

     3.2. Регулирование отношений земельной собственности в мусульманском праве..66  

Заключение..............................................................................................………...................73

Список используемой литературы.................................................……..............................76                                                                                                            

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы русские и зарубежные исследователи все чаще обращаются к изучению мусульманского права (шариата). Интерес к этой проблематике представляется  вполне закономерным, если учесть то глубокое влияние, которое мусульманское право оказало на историю государства и права многих стран Востока.

Мусульманское право является одной из основных правовых систем мира. Для исследователя, представ­ляющего европейскую правовую традицию, оно пред­ставляет особый интерес по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими право­выми системами – евро-континентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксон­ской).

Необходимо отметить, что мусульманское право представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира. В своем классическом виде это право существовало в теократических исламских государствах, халифатах, эмиратах и т.п. В настоящее время классическое му­сульманское право не воплощено полностью в праве ни одного государства, включая и те из них, которые наиболее последовательно следуют исламским нор­мам. Это связано с тем, что, начиная с Нового време­ни, на мусульманские государства было распростра­нено значительное влияние европейских держав, в том числе и в сфере права; эпоха процветания мусульманских империй завершилась, многие страны стали колониями империй европейских. Вместо, му­сульманского, в этих странах стало использоваться европейское право. Мусульманское же право сохранялось лишь незначительно, например, в сфере регулирования личных отношений (заключения брака, со­блюдения поста и т.п.).

В ХX веке в связи с деколонизацией и появлением независимых мусульманских государств наметилась тенденция к воссозданию и возрождению традиционного для культуры мусульманских народов права — шариата. Но мусульманское право н своем классичес­ком виде соответствовало феодальному уровню развития общества как по форме, так и по содержанию. Поэтому возрождение его не могло не считаться с современностью и, отсюда, не могло быть абсолютным.

В своих лекциях по истории философии Ф. Гегель утверждал что «ислам уже давно сошел со всемирной исторической арены и вновь возвратился к восточному покою и неподвижности».[1]

Это заявление было сделано в начале XIX в. и великому философу никто не ставит в вину эту ошибку. Но нам она должна послужить предупреждением от поспешных и излишне категорических выводов или оценок.

Особую актуальность в настоящее время данная тема приобретает в связи с таким явлением, как ис­ламский фундаментализм, приобретший в конце XX века особое, можно сказать, мировое значение. Фундаменталисты как раз и ставят своей целью полное возрождение мусульманского права с тем, чтобы оно совпало с правом мусульманских стран.

По средневековым канонам Шариата пытаются перестроить весь образ жизни людей, всю совокупность общественных отношений.

В этих условиях особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии Востока. В свою очередь это требует обращения к его теоретическим основам, выявлению особенностей его структуры.

Данная работа посвящена анализу источника мусульманского права и раскрытию теоретических основ мусульманского права как нормативной системы, особенностей его структуры и основных направлений его доктринальной разработки.

При изучении мусульманского права сразу бросается в глаза своеобразие его «формы», то есть в первую очередь источников.

В классическом мусульманском праве нормативный акт, если и занимает какое-то место среди источников, то никак не основное. Право существовало в виде разрозненных, казуальных, взаимопротиворечащих выводов и традиций различных доктринальных школ и течений. В таком виде, без сомнения, оно не могло быть возрождено и поэтому основное отличие современного права мусульманских стран от классического мусульманского права заключается в том, что мусульманско-правовое содержание (хотя не везде полнос­тью) было облечено в европейско-правовую форму, то есть систему нормативно-правовых  актов, законов и кодексов.[2] В этой связи Р.Давид в своей книге «Ос­новные правовые системы современности» проводит четкое различие между мусульманским правом и правом мусульманских стран, что не одно и тоже.[3]

Большой и сложный комплекс проблем теории государства и права, к сожалению, недостаточно хорошо изучен в нашей литературе. Имеющиеся отдельные исследования носят отдельный и фрагментарный характер.[4]  Необходимо дальнейшее их изучение, более глубокий анализ, что будет способствовать дальнейшему всестороннему осмыслению мусульманского права, как юридического явления.

ГЛАВА 1.ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА



1.1. Соотношение мусульманского права и религии.



Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание не две его характерные и взаимообусловленные особенности – религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых – неразрывную) связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные современные ученые, например Мухаммад Йусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному открове­нию. Исходя из универсального характе­ра ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам – это одновременно «вера и государство», а му­сульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией. Сходную точку зрения  высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманского права.

По мнению Р. Шарля, мусульманское право –  прежде всего религия, затем – государство и культура.[5] Ислам, подчеркивает Р. Давид, – это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, «божественную», природу.[6]

Советские исследователи и ученые-юристы социалистиче­ских стран также подчеркивали, что мусульманское право – право мусульманской религии, являющееся ее неотъемлемой частью. Они обращали внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения свет­ских и духовных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства.[7]

На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место.

Действительно, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права, его «мусульманский» характер не вызывают сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативных положений ислама происхождении. Так, основными ис­точниками мусульманского права – как и неюридических норм ислама – признаются Коран и сунна, в основе которых якобы лежит божественное откровение и которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле. Его направленность на реализацию идеа­лов ислама как религиозной системы, включение в его состав ряда норм религиозного культа объясняют, почему мусульман­ское право нередко справедливо  называют квинтэссенцией, главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии.[8]

Другой общей чертой всех сложившихся в исламе социо-нормативных регуляторов, тесно связанной с первой, является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отлича­лись, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние  традиционно рассматривались и продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой части мусульманско­го права в широком смысле. В этом отношении юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере, совпадающий механизм действия. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусуль­манского права. Нужно обратить внимание на то что наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходило от государства, воспринима­лось в конечном счете как божественная кара, поскольку важ­нейшей задачей теократического мусульманского государства было исполнение воли Аллаха на земле. Одновременно подчер­кивается отсутствие в целом четких границ между нарушением права и неисполнением религиозных норм. «В силу религиозно­го характера норм шариата, – пишет А.Ф. Шебанов, – всякое правонарушение, посягающее на государственный правопорядок, всякое выступление против правителей рассматривалось вместе с тем как преступление против религии, а всякое отступление от религиозных  установлений считалось преступлением  против государства».[9]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты