Основные положения средневекового мусульманского права
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет - юридический
Специальность - юриспруденция
Кафедра - теории и истории государства и права
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО
МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Дипломная работа
студента
очно-заочной формы обучения
Кашапова Руслана Шамилевича
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент
Финогентова Ольга Евгеньевна
Допускается к защите
Зав. кафедрой
________________________
«____»__________________ г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................………..........3
Глава I Источники мусульманского права.
1.1.Соотношение мусульманского права и религии……………...…………………5
1.2.Основные источники мусульманского права…………………………...………13
Глава II. Основные институты уголовного права в системе шариата.
2.1. Понятие преступления, классификация преступления.........………................25
2.2. Виды преступлений………………………………………………………………30
2.3. Цели и виды наказаний в мусульманском праве……………………………….43
Глава III. Основные институты гражданского права в системе шариата
3.1.Возникновение и развитие института права собственности …………………..59
3.2. Регулирование отношений земельной собственности в мусульманском праве..66
Заключение..............................................................................................………...................73
Список используемой литературы.................................................……..............................76
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы русские и зарубежные исследователи все чаще обращаются к изучению мусульманского права (шариата). Интерес к этой проблематике представляется вполне закономерным, если учесть то глубокое влияние, которое мусульманское право оказало на историю государства и права многих стран Востока.
Мусульманское право является одной из основных правовых систем мира. Для исследователя, представляющего европейскую правовую традицию, оно представляет особый интерес по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами – евро-континентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксонской).
Необходимо отметить, что мусульманское право представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира. В своем классическом виде это право существовало в теократических исламских государствах, халифатах, эмиратах и т.п. В настоящее время классическое мусульманское право не воплощено полностью в праве ни одного государства, включая и те из них, которые наиболее последовательно следуют исламским нормам. Это связано с тем, что, начиная с Нового времени, на мусульманские государства было распространено значительное влияние европейских держав, в том числе и в сфере права; эпоха процветания мусульманских империй завершилась, многие страны стали колониями империй европейских. Вместо, мусульманского, в этих странах стало использоваться европейское право. Мусульманское же право сохранялось лишь незначительно, например, в сфере регулирования личных отношений (заключения брака, соблюдения поста и т.п.).
В ХX веке в связи с деколонизацией и появлением независимых мусульманских государств наметилась тенденция к воссозданию и возрождению традиционного для культуры мусульманских народов права — шариата. Но мусульманское право н своем классическом виде соответствовало феодальному уровню развития общества как по форме, так и по содержанию. Поэтому возрождение его не могло не считаться с современностью и, отсюда, не могло быть абсолютным.
В своих лекциях по истории философии Ф. Гегель утверждал что «ислам уже давно сошел со всемирной исторической арены и вновь возвратился к восточному покою и неподвижности».[1]
Это заявление было сделано в начале XIX в. и великому философу никто не ставит в вину эту ошибку. Но нам она должна послужить предупреждением от поспешных и излишне категорических выводов или оценок.
Особую актуальность в настоящее время данная тема приобретает в связи с таким явлением, как исламский фундаментализм, приобретший в конце XX века особое, можно сказать, мировое значение. Фундаменталисты как раз и ставят своей целью полное возрождение мусульманского права с тем, чтобы оно совпало с правом мусульманских стран.
По средневековым канонам Шариата пытаются перестроить весь образ жизни людей, всю совокупность общественных отношений.
В этих условиях особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии Востока. В свою очередь это требует обращения к его теоретическим основам, выявлению особенностей его структуры.
Данная работа посвящена анализу источника мусульманского права и раскрытию теоретических основ мусульманского права как нормативной системы, особенностей его структуры и основных направлений его доктринальной разработки.
При изучении мусульманского права сразу бросается в глаза своеобразие его «формы», то есть в первую очередь источников.
В классическом мусульманском праве нормативный акт, если и занимает какое-то место среди источников, то никак не основное. Право существовало в виде разрозненных, казуальных, взаимопротиворечащих выводов и традиций различных доктринальных школ и течений. В таком виде, без сомнения, оно не могло быть возрождено и поэтому основное отличие современного права мусульманских стран от классического мусульманского права заключается в том, что мусульманско-правовое содержание (хотя не везде полностью) было облечено в европейско-правовую форму, то есть систему нормативно-правовых актов, законов и кодексов.[2] В этой связи Р.Давид в своей книге «Основные правовые системы современности» проводит четкое различие между мусульманским правом и правом мусульманских стран, что не одно и тоже.[3]
Большой и сложный комплекс проблем теории государства и права, к сожалению, недостаточно хорошо изучен в нашей литературе. Имеющиеся отдельные исследования носят отдельный и фрагментарный характер.[4] Необходимо дальнейшее их изучение, более глубокий анализ, что будет способствовать дальнейшему всестороннему осмыслению мусульманского права, как юридического явления.
ГЛАВА 1.ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1. Соотношение мусульманского права и религии.
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание не две его характерные и взаимообусловленные особенности – религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых – неразрывную) связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные современные ученые, например Мухаммад Йусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам – это одновременно «вера и государство», а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманского права.
По мнению Р. Шарля, мусульманское право – прежде всего религия, затем – государство и культура.[5] Ислам, подчеркивает Р. Давид, – это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, «божественную», природу.[6]
Советские исследователи и ученые-юристы социалистических стран также подчеркивали, что мусульманское право – право мусульманской религии, являющееся ее неотъемлемой частью. Они обращали внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения светских и духовных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства.[7]
На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место.
Действительно, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права, его «мусульманский» характер не вызывают сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативных положений ислама происхождении. Так, основными источниками мусульманского права – как и неюридических норм ислама – признаются Коран и сунна, в основе которых якобы лежит божественное откровение и которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле. Его направленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы, включение в его состав ряда норм религиозного культа объясняют, почему мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией, главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии.[8]
Другой общей чертой всех сложившихся в исламе социо-нормативных регуляторов, тесно связанной с первой, является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние традиционно рассматривались и продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой части мусульманского права в широком смысле. В этом отношении юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере, совпадающий механизм действия. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Нужно обратить внимание на то что наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходило от государства, воспринималось в конечном счете как божественная кара, поскольку важнейшей задачей теократического мусульманского государства было исполнение воли Аллаха на земле. Одновременно подчеркивается отсутствие в целом четких границ между нарушением права и неисполнением религиозных норм. «В силу религиозного характера норм шариата, – пишет А.Ф. Шебанов, – всякое правонарушение, посягающее на государственный правопорядок, всякое выступление против правителей рассматривалось вместе с тем как преступление против религии, а всякое отступление от религиозных установлений считалось преступлением против государства».[9]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17