Основные положения средневекового мусульманского права

Перспектива загробного наказания, хотя порой и не оказывает существенного влияния на конкретное поведение мусульманина, но в целом является важной стороной социально-психологического механизма действия религиозных норм, в отличие от правовых правил поведения.

При анализе соотношения религиозных и правовых норм в исламе следует иметь в виду, что количество религиозных предписаний, явившихся источниками соответствующих юриди­ческих правил поведения, санкции которых полностью совпадают по содержанию с «земными» религиозными мерами наказа­ния (божественная кара остается, естественно, исключительно религиозной), относительно невелико. Значительно чаще пред­усмотренные в Коране или сунне наказания за нарушение установленных ими норм, став прототипом юридических санк­ций, уточнялись, конкретизировались и даже существенно кор­ректировались государством на основе выводов мусульманско-правовой доктрины. Например, за прелюбодеяние как право­нарушение применялось не только телесное наказание, совпадавшее с религиозной санкцией, но в некоторых случаях и забивание камнями до смерти, что не было предусмотрено в Коране. При умышленном убийстве смертная казнь заменялась, как правило, выкупом за кровь.

Последний пример подтверждает, что религиозная, и сформировавшаяся на ее основе правовая норма, регулировавшие сходные отношения, могли полностью и не совпадать по содержанию закрепляемого ими правила поведения. Ведь за умышленное убийство и телесные повреждения Кораном, по сущест­ву, допускается кровная месть и наказание по принципу та­лиона, а мусульманское право, отвергая применение этих норм ответственности, настаивало на уплате выкупа и лишь в крайних случаях допускало смертную казнь.

Все нормы мусульманского права составляют компонент правовой системы, хотя среди них могут быть обнаружены юридические правила поведения, совпадающие по своему содержанию с религиозными нормами и тесно с ними взаимодействующие. Но тот факт, что мусульманское право в той или иной степени и форме основано на исламе и определяется мусульманской религиозной системой, не означает его полного слияния с исламом как с религией и его включения в указан­ную систему с присущими ей догматикой, культом, нормами, учреждениями, сознанием, и отношениями. Связи мусульманско­го права с религией характеризуются противоречивыми момен­тами: с одной стороны, имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных учреждений (которые яв­ляются одновременно элементом государственного механизма), так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции  системы; с другой – наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются как в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения отнюдь не все рели­гиозные нормы, так и в формировании большинства норм му­сульманского права без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими судами (выполнявшими функции реализации религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений), но и светскими (государственными) судебными органами (по­лиция, светские суды). В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как рели­гиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения. Следует согласиться с выводом французского ученого Р.Шарля, что в мусульманское право «совместно входят элемент религиозный и элемент юридиче­ский... но из этого не следует делать вывод о наличии какого-либо смешения в исламе религии и права».

Мусульманское право является религиозным правом, поскольку в целом в той или иной форме и степени (прежде всего в идеологическом плане) основано на мусульманской религии. Не будучи частью религиозной системы, оно вместе с тем в известной мере служит ее целям, участвует в осуществлении ее функций, прежде всего регулятивной – в форме опосредования тех же общественных отношений, которые параллельно регла­ментируются совпадающими религиозными нормами.

 

1.2.Основные  источники мусульманского права.



Учение об источниках относится к числу наиболее разрабо­танных в науке мусульманского права и отличается большим своеобразием. Мусульманские исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и сунны (собрания имеющих правовое значение преданий – хадисов – о поступках, высказываниях и даже молчании пророка (Мухаммада), а вторую – нор­мы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения (иджма) наиболее авторитетных правоведов – муджтахидов и факихов – и умозаключения по аналогии (кийас).

В качестве основополагающих рассматриваются нормы пер­вой группы, особенно те, которые зафиксированы а Коране. Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положе­ния, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается не многочисленных конкретных правил поведения, то большинство их возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фак­тов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуаль­ное происхождение.[11]

После смерти Мухаммада в 632 г. вплоть до начала viii в. развитие мусульманского права продолжало идти главным об­разом казуальным путем. Считается, что четыре «праведных» халифа – Абу Бекр, Омар, Осман и Али, правившие в 632—661 гг., как и другие сподвижники Пророка, решая конкретные споры, обращались к Корану и сунне. В случае же молчания последних они формулировали новые правила поведения на основе расширительного толкования этих источников, а еще чаще – опираясь на различные рациональные аргументы. Причем вначале решения по не урегулированным Кораном и сунной вопросам выносились сподвижниками по единогласному мнению, формировавшемуся после консультаций с их соратниками и крупнейшими правоведами. Вместе с положениями Корана и сунны эти правила стали нормативной основой для решения дел мусульманскими судьями – кади. Одновременно за каждым из сподвижников Пророка было признано право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе собственного усмотрения. Такие нормы в дальнейшем получили название «высказывания сподвижников».

Предписания Корана и сунны, а также казуально-нормативные решения сподвижников Пророка и их первых последователей теоретически рассматриваются в качестве основы мусульманского права в целом и любой из его отраслей. Отдельные авторы высказываются еще более определенно и утверждают, что основные нормы мусульманского права содержатся в сунне.[12] Такая оценка, на наш взгляд, является преувеличением. Более убедительной представляется точка зрения арабских ученых, которые отмечают, что в Коране и сунне содержится очень немного конкретных норм мусульманского права – не более десятка норм государственного и уголовного права, столько же правил, регулирующих обязательства, и т.п., – по большинству же вопросов, требующих нормативных регламентаций, эти источники хранят молчание. Аналогичную позицию занимают авторитетные буржуазные правоведы. Так, крупный французский компаративист Р. Давид утверждает, что «положения юридического характера, которые содержит Коран, недостаточны для того, чтобы составить кодекс».[13] По мнению известного исламоведа Р.Шарля, Пророк оставил слабо разработанные основы мусульманского права, поскольку в Коране и сунне нет какой-либо исходной правовой теории. Французский исследователь справедливо обращает внимание на то, что в Коране установлены лишь исходные начала шариата.[14]Условно источники мусульманского права можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся те источники, которые сторонниками различных сект и юридических школ ислама считаются бесспорными. Этими источниками является совокупность юридических норм, содержащихся в Коране и сунне, получившая название шариата («аш-шариа»).

Ко второй группе источников мусульманского права относятся те юридические нормы, на которые нет бесспорных указаний в Коране и и сунне, но которые, по мнению представителей той или иной богословско-юридической школы, вероятно, согласуются с духом Корана и сунны. Сюда относятся: кияс – умозаключение по аналогии; фетва – решение высших мусульманских религиозных руководителей, облеченных соответствующей властью, по отдельным религиозным и юридическим вопросам; иджма – согласованное мнение мусульманских авторитетов по каким-либо вопросам; иджтихад – творческая разработка и толкование правовых и религиозных норм основателями богословско-юридических школ и их ближайшими преемниками (муджтахидами).

К третьей группе источников относятся обычаи и традиции исламизированных народов, не противоречащие основам мусульманского права.

Важнейшим источником мусульманского права считается Коран – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей предписываемых Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизация его содержания и составление окончательной редакции произошло при Хамиде Омаре (644–656 гг.). В самом  Коране его право вся значимость определяется следующим образом: «И так мы ниспослали его как судебник».[15] Коран предписывает арабам покинуть обычаи отцов, в пользу правил установленных исламом.

Коран состоит из 114 сур, расчлененных на 6219 стихов (аят). Большая часть этих стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Все правовые нормы Корана условно можно поделить на две категории. К первой категории относятся те правовые нормы, в которых содержатся ясные указания на решение каких-либо судебных дел: о браке, наследстве, налогах м т.п. Такие нормы содержатся  не более чем в ста стихах (аятах) Корана.

Ко второй относятся те нормы в которых имеются лишь косвенные указания по тому или иному вопросу. И правоведам приходиться прибегать к предположениям, выводам по аналогии и тому подобным методам эти нормы содержаться примерно в 150 аятах Корана.

Таким образом, общее количество правовых норм, содержащихся в Коране,   занимает лишь несколько страниц. Поэто­му вопреки мнению некоторых исламоведов нельзя считать Коран основным источником мусульманского права.

Нормативные акты Корана возникали из конкретных случаев. Например: о 14-летней жене Мухаммеда Аише пошла в Медине дурная молва. (Однажды она потерялась и была доставлена Мухаммеду только на следующий день). Для того, чтобы прекратить пересуды, была создана легенда о том, будто бы бог возвысил Мухаммеду о невинности Аиши. Он в своем приказе, под страхом наказания 100 ударрами бича, запретил касаться чести замужних женщин, если обвинитель не может подтвердить своё обвинение показаниями четырех свидетелей очевидцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты