Основные положения средневекового мусульманского права

































Глава 3. Основные институты гражданского права в системе шариата.



3.1. Возникновение и развитие института права собственности.


Прежде чем  начать анализировать понятие о праве собственности в мусульманском праве, необходимо уяснить, что подразумевается шариатом в качестве вещи.

     Понятие вещи в мусульманском праве трактуется неодинаково разными школами и сектами. Некоторые правоведы считают, что вещи должны обладать тремя признаками: стоимостью, годностью к употреблению и способностью по своей природе быть чьей—либо собственностью.  Ханифиты добавляют четвертый признак: способность вещей накапливаться. Шафииты и ханбалиты считали, что даже труд человека является вещью, если его можно реализовать за деньги. Шиитские правоведы полагают, что вещь должна быть предметом собственности и приносить человеку пользу.По шариату право собственности не может распространяться на следующие категории вещей:

     а) воздух, море, пустыня;

     б) рабыня, имеющая детей от хозяина;

     в) вещи общественного пользования (сухопутные и водные пути, мечети, школы и др.).

     г) «нечистые вещи» (наджасат), вещи, отвлекающие мусульман от ислама, кресты, книги неверующих и т.п., вещи, употребляющиеся в азартных играх, вино, свинина и т.п.

     Вещи, принадлежащие мусульманам, разделяют на следующие категории: движимые (манкул) и недвижимые (гайр альманкул). К движимым относятся вещи, которые можно легко перемещать с одного места на другое, а также те, которые можно определять мерой и весом. При этом животные рассматривались как вещи, которые невозможно определять таким образом, продажа их возможна только поштучно.

      К недвижимому имуществу ханифиты относят то, что невозможно вынести, перенести с места на место, т.к. имущество при этом потеряет свои свойства.

     Ho в определении недвижимого имущества нет единого мнения. Многие правоведы считают, что все предметы, служащие для обработки земли (рабочий скот, инвентарь и др.), являются недвижимым имуществом, т.к. они принадлежат земле.

     Кроме того, вещи разделяются на заменимые и незаменимые. К заменимым относятся вещи, которые легко купить и при их гибели заменить другими.

     При утере незаменимых вещей убыток возмещался соответственно их стоимости (кимат) деньгами или равноценными вещами.

     Известна также классификация вещей на специфицированные (айн) — обладающие индивидуальными признаками, и неспецифицированные (дейн) — не имеющие определенной индивидуальности.

     В решении вопроса об этой классификации между правоведами существуют разногласия. Некоторые считают, что к «айн» относятся те вещи, которые доступны для восприятия  органами чувств.[144]

      По Корану все, что создано Богом на земле, создано на пользу людей. Также существует изречение Мухаммеда следующего содержания: «люди состоят в свободном отношении к воде, к огню и к траве». Все, существующее на земле, возникшее без человеческого труда (леса, фруктовые деревья, пастбища, воды всякого рода, минералы и пр.), доступно пользованию любого человека, хотя бы и находилось в границах владений частных лиц. Эти предметы не могут стать их исключительной собственностью. Некоторые мусульманские законоведы не признают также и права имама (высшего духовного правителя) передавать перечисленные объекты в исключительное пользование частному лицу или какому—либо учреждению. Право пользования данными объектами предоставляется не только мусульманам, но и всем людям без различия веры, шариат признает их достоянием всего человечества.[145]

     Поздний шариат разработал концепцию частной собственности, согласно которой право собственности — вечное и неограниченное.[146] Собственник (малик) является полноправным хозяином своего имущества. Никто не имеет право мешать хозяину распоряжаться своим имуществом, если его деятельность не причиняет ущерб другому.[147] Мусульманское право запрещает собственнику злоупотреблять пользованием своей вещью, бесцельно уничтожать ее (например, без повода грубо обращаться со своими рабами и животными).[148]

     Изречение Мухаммеда о том, что « человек должен ожидать для себя всякое земное благо и богатство только от труда своего» привело толкователей Корана к общему заключению, что только посредством личного труда люди могут приобретать законное право собственности на имущество, свободное от владения другими лицами (право первовладения).

     Имущество, находящееся или находившееся во владении других лиц, может быть приобретено в собственность:

n         — как добыча в религиозную войну,

n         — путем заключения гражданских сделок в установленном порядке,

n         — по праву наследования,

n        — через пожалование имущества верховным властителем страны при условии законности им самим.[149]

     Право на имущество может возникать или прекращаться на основании постановления компетентных лиц, обладающих соответствующей властью.Существуют 2 вида постановлений: вад¢и — и теклафи — обязательное, которые с точки зрения общественного порядка разрешают или запрещают совершение какого—либо действия в интересах общества. Условное постановление касается предметов, изъятых из оборота. Например, лица, использующие под контролем государства общественные места, не имеют права сдавать их в аренду, продавать.[150]

     Имущество, принадлежавшее другому лицу и присвоенное мусульманином способом, не относящимся к вышеуказанным, никогда не обращается в его законную собственность и остается запрещенным.

     Одно лишь фактическое владение имуществом не является доказательством права собственности владельца на него. При этом не имеет значения, было ли владение установлено насильственным или добросовестным действием.[151]

     Ханифиты в своих учениях установили  пятнадцатилетний срок давности владения частным имуществом. Для государственного имущества срок равнялся десяти годам. Люди, владевшие имуществом в течение установленного срока, становились его собственниками.По учению маликитов, лицо, владевшее имуществом без противодействия его собственника в течение десяти лет для недвижимого и от двух до трех лет для движимого имущества, могло стать собственником этой вещи, для подтверждения своего тезиса они ссылались не предание Мухаммеда о том, что «обладатель вещи в течение десяти лет становится ее собственником». Такая разница объясняется следующим образом: в изречениях Пророка существует столько противоречий, что каждый правовед может ссылаться на то изречение, которое обеспечивает его интересы.

     Законность приобретения имущества должна быть доказана одним из трех способов: признанием, свидетельскими показаниями и присягой.

     Что касается заключения гражданских сделок, кроме согласия договаривающихся сторон, требуется обязательное доказательство принадлежности имущества отчуждаемому его лицу.[152]

     Конфискация имущества может иметь место лишь в отношении прав пользования доходами с земли, а также при наличии определенных правительственных прав. То, что принадлежит Государю страны по шариату, он может жаловать и отнимать. Если же мусульманину жалуется насильственно отнятое имущество, принадлежащее на праве собственности другому мусульманину, одаряемый должен вернуть его действительному собственнику. Это правило действует в отношении всех гражданских сделок и считается религиозной обязанностью мусульман. Даже в случае распределения добычи действует это же правило: если будет доказано, что какой—либо предмет, отнятый во время войны у неприятеля, раньше принадлежал мусульманину и без его согласия перешел в руки «неверного», то этот предмет должен быть возвращен первоначальному собственнику.[153]

     Следует учитывать, что объектом собственности, кроме дозволенных вещей, могут быть также их плоды: это так называемая абсолютная собственность. Если объектом собственности являются лишь плоды или доходы от вещи, такая форма собственности называется «иртифак» (узуфрукт).

     В концепции узуфрукта смешиваются понятия пользования, извлечения доходов, а в некоторых случаях и права проживания. Эта концепция отличается от европейской, распадаясь на два вида:

     интифа — право неотчуждаемое, пожизненное;

  и манфаа — право бессрочное и отчуждаемое.

     Всякий узуфрукт, установленный в пользу частного лица, предполагается пожизненным. В мусульманском праве не существует общей теории узуфрукта: он определяется условиями, устанавливаемыми волей людей. Узуфруктарий может заключать краткосрочные арендные договоры, но он обязывается не изменять сущности вещи, нести издержки по ее содержанию и уплачивать налоги, а по истечении узуфрукта возвратить вещь в надлежащем состоянии.

     Существует и еще одна форма приобретения собственности: когда вещь случайно смешана с другими и их невозможно разделить. В этом случае, по мнению ханифитов, собственник должен выплатить сумму стоимости незаконно употребленных в дело предметов.

     Шафииты считают, что собственники имеют право требовать разделения имущества, а если это невозможно, оба лица становятся собственниками данной вещи.[154]

     В учениях мусульманских правоведов можно встретить более подробное деление имущества на категории в зависимости от способа его приобретения:

     а) Анфал — это, главным образом, земельное имущество, которое никому не принадлежит. Глава государства или имам является их собственником. Он по своему усмотрению передает это имущество в пользование другим лицам. Эти вещи не могут быть объектом частной собственности, передаваться кому-нибудь актом дарения. Доходы с такого имущества использовались при защите пограничных земель, на строительство мостов, дорог и т.д.

     б) Имущество фей  — вещи, которые переходят в руки мусульман от врагов ислама  мирным путем, без столкновения. Это имущество по указанию Корана распределяется следующим образом: «Знайте, что из всего, что ни берете вы в добычу, пятая часть идет Богу; посланнику и родственникам его; сиротам, бедным, путешественникам».

     в) Имущество ганаим  — часть военной добычи, которая попадает в руки мусульман насильственным путем. Ганаим в основном является движимым имуществом. По вопросам ганаима существуют разногласия между мусульманскими правоведами. Некоторые утверждают, что все добытое военными на поле сражения, принадлежит им. Другие ссылаются на высказывание Мухаммеда: «вещи ганаим должны равно делиться между мусульманами, даже детьми и женщинами». Объектом ганаим может быть сама вещь или ее плоды. К ганаим также относились живые вещи: рабы,  военнопленные. 1/5 имущества принадлежала имаму в виде налога. Шииты к ганаим и анфалу относят следующее имущество: брошенные земли и разрушенные помещения, не имеющие хозяина; горы; озера; реки; леса; целина; вещи, оставшиеся после смерти лица, не имевшего наследников. По учению шиитов все они должны полностью находиться в распоряжении имамов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты