Основные положения средневекового мусульманского права

Смертная казнь может совершаться через повешение, четвертование, что часто применялось к руководителям восставших. Казнь обычно совершалась в присутствии халифа или султана и всей знати. На кожаную скатерть ставился тазик и над ним палач одним ударом отсекал голову виновному. Голову и тело на некоторое время выставляли на показ народу, для устрашения, чтобы люди видели судьбу противников власти.

Другим видом бесчеловечного наказания было избиение камнями – раджам. По учению Корана, это наказание применялось за совершение прелюбодеяния. По приговору кади или указанию хакима заранее собирался народ; люди с собой приносили камни. В определенном для раджам месте преступника на смерть забивали камнями. Н.Торнау называет другую разновидность этого наказания: реджм «наказание, по которому зарывают преступника в землю и забрасывают камнями»[96]. Смертная казнь применялась и в виде утопления в реке, море или путем погребения заживо.

Отсечение конечностей, по Корану применялось к похитителям. Это наказание по-разному толковалось представителями различных сект и школ. Коран предложил только отсечение рук. В дальнейшем правоведы решали вопрос об этом наказании в зависимости от обстоятельств.

Бичевание (удары плетьми) – это наказание в мусульманском праве применяется при различных преступлениях. В некоторых преступлениях число ударов определяется Кораном, как, например, в случае прелюбодеяния: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов»[97]. Однако по вопросу о количестве ударов среди правоведов существуют разногласия. Шиитские правоведы не определяют число ударов и передают его на усмотрение кади. Но большинство юристов высказываются за то, что максимальное количество ударов не должно превышать 100, а минимальное – 2 удара. Сила удара меняется в зависимости от состояния наказуемого и не должна повредить мышцы. Несовершеннолетние не подвергаются бичеванию.

В начале распространения ислама такой вид наказания, как тюремное заключение, применялся редко. Он был наиболее распространен в период Арабской империи. В городах под наблюдением хакима и шурта были построены страшные тюрьмы. В них держали главным образом опасных преступников до суда. Кроме того, сажали в тюрьму лиц, отказавшихся платить алименты, а также разбойников и других правонарушителей. Шиитские правоведы считали, что разбойников надо пожизненно держать в тюрьме[98]. При смягчающих обстоятельствах тюремное заключение применялось на ограниченные сроки не более шести месяцев.

Ссылка и высылка применялись в мусульманском праве как самостоятельный вид наказания или как дополнительные меры. Так, например, ссылка применялась как дополнительное наказание холостому мужчине за прелюбодеяние с незамужней женщиной. Основное же наказание в этом случае было 100 ударов плетью и пострижение бороды.

Высылка применялась также к мелким разбойникам как основная мера наказания. Кроме того, во всех городах объявлялось запрещение поддерживать с ними какие-либо связи или совершать с ними сделки.

Большинство шиитских правоведов высказывают мнение, что эта мера, применявшаяся к разбойникам, не должна превышать одного года. Это наказание было направлено на исправление преступника. В случае, если преступник официально перед кади или хакимом попросит прощения или даст обещание никогда не заниматься разбоем, то он освобождается от наказания и не лишается прав.

Конфискация имущества применяется в редких случаях и является дополнительной мерой наказания при самых тяжелых преступлениях против правителей. Конфискация имущества в период Аббасидов часто применялась в отношении к высшим феодалам или чиновникам по указанию кади. При этом конфискация иногда сопровождалась тюремным заключением. В дальнейшем это наказание стало традицией и применялось за различные преступления: обмеривание, обвешивание, лихоимство и другие.

Таким образом, проанализировав особенности наказания хадд, можно отметить, что это очень суровый вид наказания, но налагалось оно «единственно в тех случаях, когда погрешение или преступление делаются известными и доказанными»[99]. Доказательствами преступлений или погрешений служили собственное признание (экрор) и свидетельские показания (шеходет). Число свидетелей и количество объявления признаний зависело от вида преступления. Свидетели должны были давать четкие показания с точным обозначением времени и места совершения преступления. В случае, если свидетели преднамеренно дают неясные, неопределенные показания, они сами подвергаются тому наказанию, за преступление против которого свидетельствуют[100].

Теперь остановимся на особенностях наложения наказания хадд за различные виды преступлений против Аллаха. Вообще, в мусульманском уголовном праве очень последовательно проводится идея о возможно более полном уравновешивании правонарушения и наказания за него. Женщины и рабы вдвое менее правоответственны, чем свободные мужчины. Это же относится к больным, находящимся под опекой и имеющим тяжелые физические недостатки. Но и взрослые здоровые мужчины, будучи формально равны перед законом, могут быть по-разному наказаны за одинаковые преступления, так как принималось во внимание, что, чем образованнее человек, чем искушеннее он в делах веры и права, тем выше его ответственность, тем строже с него спрашивается. С другой стороны, именно такого человека легче исправить убеждением, воздействовать на него штрафом или угрозой общественного осуждения. Человек же малообразованный, хуже отдающий себе отчет в содеянном, не может отвечать так, как образованный, но и исправляют его и наказывают средствами попроще, не тратя лишних слов. Что касается положения рабов, то как отмечает А. Ахмедов оно «не шло ни в какое сравнение с порядками, сложившимися в рабовладельческих государствах Европы: оно намного легче»[101]. Запрещались телесные наказания раба. Предание, приводимое Абу-л-лайсом ас-Самарханди, гласит, что пророк Мухаммед сказал: «Самый плохой тот человек, кто… бьет своего раба»[102].

Итак, самым опасным преступлением мусульманское уголовное право признает измену исламу и назначает за него наказание в виде смертной казни. Мусульманские исследователи подчеркивают, что точная мера наказания за измену исламу, в общей форме осуждаемую Кораном, установлена  Пророком и зафиксирована в сунне. Они приводят много преданий о том, что Мухаммед требовал смертной казни для отступников от ислама. Обращается внимание на то, что данная норма подтверждается и единодушным мнением крупнейших представителей всех основных толков мусульманского права. Однако они не настаивали на немедленной казни, а допускали прощение отступника в случае его раскаяния и возвращения в лоно ислама. Если же изменник ислама не раскается, то его ждет беспощадная жестокая кара[103].

Исламские законоведы разошлись во мнениях относительно наказания женщины, отступившей от ислама. Одни считали, что в случае упорства в заблуждении ее предают смерти, другие же, к которым относили Абу Ханифа и Абу Йусуф считали, что ее не убивают, заключают в тюрьму, где сначала убеждают отступиться от неверия, если же она противится, то ее заставляют это сделать. Принуждение, допускающее даже пытку, особо оговаривается только для отступников от ислама, которых надо вернуть в истинную веру. Так, Абу Йусуф приводит письмо Умара б. Абд ал-Азиза одному из его наместников, который спросил, как поступить с обращенным в ислам иудеем, вернувшимся к прежней вере: «Убеждай его вернуться в ислам. Если примет ислам, то отпусти его, если откажется, прикажи растянуть его на кресте. Если откажется, свяжи его, приставь копье к сердцу и снова убеждай. Если вернется в ислам, отпусти его, а если откажется, тогда убей»[104].

Группа преступлений, за которые полагалось наказание хадд, охватывает правонарушения, ведущие к нарушению общественного порядка и порче нравов. Имеется немало преданий о том, что Пророк требовал убивать тех, кто пытался сеять раздор в общине и не подчиняется властям. Подчеркивается, что правитель должен сначала принять меры для убеждения бунтовщиков в необходимости повиновения властям. Но если такая попытка оказывается безуспешной, то решительное преследование и казнь смутьянов является законной обороной со стороны мусульманского государства и справедливой войной во имя интересов всех мусульман с целью предотвращения агрессии против общины[105].

Наказанию хадд подвергаются также лица, совершившие разбой. Обычно приводится

следующий допускающий неоднозначное толкование стих Корана: «Действительно, воздаяния тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них – позор в ближайшей жизни, а в последней – для них – великое наказание, - кроме тех, которые обратились прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах прощающий, милосердный!»[106]

Свободное толкование данного положения правоведами наглядно демонстрирует их ведущую роль в формировании норм мусульманского права. Прежде всего, сравнивая приведенный стих Корана с преданиями о жизни Пророка, они решили, что речь в нем идет об ответственности за вооруженное нападение на путников в дороге с целью завладения их имуществом.

Анализируя эту норму, мусульманские правоведы установили, что ответственность за разбой может нести лишь совершеннолетний мужчина – мусульманин, находящийся в полном рассудке, причем только в том случае, если жертвой преступления явился мусульманин же, а захваченное имущество находится в его собственности или законном владении. Преступник и жертва не должны находится в родственных отношениях.

Толкование нормы Корана относительно разбоя позволило правоведам установить меру наказания за это преступление в зависимости от его последствий. Так, по мнению шафиитов, или разбой сопровождается убийством и захватом имущества, то преступник наказывается смертной казнью и распятием; при убийстве без присвоения имущества – смертной казнью; при лишении путника имущества без убийства – четвертованием и при простом устрашении без убийства и овладении его имуществом – высылкой или лишении свободы по усмотрению правителя. Представители ряда других школ мусульманского права считали, что имам вправе выбрать любую из предлагаемых Кораном мер, включая и смертную казнь, если того требует интересы общины, для наказания преступников, совершивших любой вид разбоя. Однако, по единогласному выводу всех толков, если разбой сопровождался убийством, то правитель обязан применить смертную казнь и не может помиловать преступника, поскольку такое убийство в отличие от обычного посягает на права общины. Причем если в преступлении участвовало несколько лиц, то все они подлежат смертной казни.

Основываясь на положениях Корана, мусульманские ученые – юристы пришли к заключению, что раскаяние разбойника до того, как он был схвачен властями, освобождает его от ответственности по установленной Кораном норме. Правда, в этом случае он может понести иное наказание по усмотрению компетентного государственного органа (тазир) и кроме того, религиозное искупление (каффара). Но если разбойник оказался в руках властей до раскаяния, то установленное Кораном наказание следует неминуемо. Причем все мусульмане несут ответственность за преследование разбойников и должны убивать тех из них, которые не сдаются для наказания по требованию правителя[107].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты