Порядок и условия заключения контрактов с работниками

Пункт 2.7 Декрета № 29 обязывает стороны включать в контракт условие об уменьшении работнику отпуска в соответствующем году на число дней прогула или умышленного неисполнения им трудовых обязанностей более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. [4, с. 2] Данное правило, как и рассмотренный выше пп. 2.8 содержится в законодательстве о труде в отношении любых работников, но в несколько иной редакции.

Согласно ч.3 п. 32 Типовых правил внутреннего трудового распорядка за прогул без уважительной причины наниматель вправе уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула. [28, с. 19] Таким образом, в пп. 2.7 Декрета № 29 расширены возможности нанимателей по применению такой меры воздействия как уменьшение работнику трудового отпуска. Эти меры могут применяться в отношении работника контрактника не только в случае прогула (т.е. отсутствия по месту работы без уважительной причины более 3 часов в течении рабочего дня или смены) но и при умышленном неисполнении им трудовых обязанностей более трех часов в течении рабочего дня без уважительных причин. [28, с. 19]

Подпункт 2.7 Декрета № 29 гарантирует работнику в любом случае право на минимальную продолжительность трудового отпуска в двадцать один календарный день. Это означает, что если при уменьшении отпуска на число дней прогула (умышленного неисполнения трудовых обязанностей0 общая продолжительность трудового отпуска станет менее 21 календарного дня, наниматель обязан предоставить работнику отпуск в размере 21 календарного дня. [4, с. 2]

В соответствии с пп. 2.8. Декрета № 29 в контракт с работником включается условие о полной материальной ответственности, за ущерб, причиненный нанимателю по вине работника излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением. [28, с. 18]

Включение в контракт правила пп. 2.8 сужает сферу действия ст. 403 Трудового кодекса об ограниченной материальной ответственности и наоборот расширяет сферу применения полной материальной ответственности. Работники- контрактники несут полную материальную ответственность, в отличие от работников, принятых по иным трудовым договорам, также за ущерб, причиненный нанимателю по их вине в результате неправильной постановки учета и хранения материальных или денежных ценностей, их хищения (в том числе мелкого хищения), уничтожения (даже по небрежности). [28, с. 18]

Во всем остальном на работников, работающих по контрактам, распространяются правила Трудового кодекса о материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю (ст. 400- 409). [27, с. 96]

Подпункт 2.9 Декрета № 29 предлагает закрепление в контракте возможности понижения работника в классе (званий за нарушение правил внутреннего трудового распорядка. [28, с. 19]

Данный пункт включается в контракт лишь с отдельными категориями работниками, в отношении которых классы (звания) установлены. [28, с. 19] В частности речь может вестись о государственных служащих. Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «О государственной службе» каждой государственной должности соответствуют определенные классы служащих; для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12 класс является низшим, [3, с. 4] о содержании контракта с государственным служащим более подробно будет сказано в следующем параграфе.

В контракт могут быть включены дополнительные условия, наличие или отсутствие которых не влияет на обязательные условия контракта. К таким условиям могут быть отнесены: установление неполной рабочей недели, о предоставлении работнику жилой площади, об обеспечении детским дошкольным учреждением и т.п. Законодательство не ограничивает стороны в вопросах установления дополнительных условий контракта. Основным критерием законности этих условий является то, что они не должны ухудшать положение работника. [41, с. 61]

В контракте должны быть предусмотрены также минимальные компенсации за ухудшение правового положения работника. Установление обязанности нанимателя выплатить минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника имеет целью компенсировать особенности правового положения работника с которыми заключен контракт по сравнению с работниками, работающими по обычному трудовому договору. Ухудшение правового положения работника выражается в том, что по истечении срока контракта наниматель вправе прекратить трудовые отношения с работником без указания каких либо причин.

Здесь можно привести пример из судебной практики. 29 мая 2003 г. с Г., слесарем турбинного цеха Новополоцкой ТЭЦ был заключен контракт сроком на 1 год, а 28 мя 2004 г. Г. был уволен по п. 2 ст. 35 Трудового кодекса в связи с истечением срока действия контракта.

Суд г. Новополоцка, рассмотрев иск Г. о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула и взыскании морального вреда, обоснованно не удовлетворил его требования, поскольку доводы Г. о том, что с ним как с не освобожденным членом Совета первичной организации работников Новополоцкой ТЭЦ Свободного профсоюза Белорусского наниматель расторг контракт без соблюдения гарантий, предусмотренных законодательством, а именно, не было получено согласие на его увольнение Свободного профсоюза Белорусского, членом которого он являлся, суд, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 35 Трудового кодекса, ст. 241 Трудового кодекса не принял во внимание. Разъяснив, что дополнительные гарантии при увольнении, на которые ссылался Г., распространяются при досрочном расторжении контракта по инициативе нанимателя, а не в случае прекращения контракта в связи с истечением его срока. [43, с. 1-4]

Кроме того, контракт может быть расторгнут досрочно не только по основаниям, установленным в законодательстве, но и по основаниям, предусмотренным в самом контракте. В то же время работник в период срока действия контракта не может уволиться по собственному желанию. [27, с. 97]

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1180 от 2 августа 1999 г. (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31октября 2005 г. № 1201) установлено, что в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя работнику выплачивается минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработных плат . [10, с. 1]

Это правило не распространяется на работников, достигших пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и имеющих право на полную пенсию, а также работников, не достигших указанного возраста, но получающих пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий).


3.2 Содержание контракта нанимателя с руководителем и с некоторыми другими категориями работников


В предыдущем параграфе дипломной работы рассмотрено содержания контракта нанимателя с работником, как наиболее часто используемого в трудовых отношениях. В то же самое время существуют категории граждан, которые являются руководителями и с которыми также заключаются контракты.

Содержание контракта нанимателя с руководителем включает в себя ряд отличий по сравнению с содержанием контракта нанимателя с работником, на которые необходимо обратить внимание. Нанимателю законодательством о контрактах установлены более широкие права и обязанности, ввиду того, что наниматель априори занимает более высокий социальный статус по сравнению с работниками, установлены также более жесткие условия заключения и расторжения контрактов. Далее будут рассмотрены только особенности содержания контракта нанимателя с руководителем и с другими категориями работников.

В соответствии с законодательством в контракт нанимателя с руководителем должны быть внесены следующие дополнительные пункты, обязательные к исполнению руководителем: соблюдать требования по охране труда и безопасному ведению работ, санитарные и другие правила, установленные нормативными правовыми актами (документами); поддерживать квалификацию, достаточную для эффективного выполнения должностных обязанностей не принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц, не пользоваться предоставляемыми ими услугами и льготами в личных целях; бережно относиться к имуществу государственной организации, использовать это имущество для выполнения работы, предусмотренной контрактом, и (или) в соответствии с указаниями нанимателя, не противоречащими законодательству; обеспечивать работников государственной организации работой в соответствии с законодательством, коллективным договором (соглашением) и трудовыми договорами; принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве. обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами и трудовыми договорами; не отчуждать, не сдавать в аренду основные фонды государственной организации без согласия нанимателя либо органа, определенного законодательством; утверждать по согласованию с вышестоящим органом государственного управления прогноз развития организации на пять лет, бизнес-планы ее развития на год, а в случаях, установленных законодательством, при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также создании нового производства - бизнес-планы инвестиционных проектов; обеспечивать получение прибыли (дохода) в согласованных с нанимателем размерах поддерживать согласованный уровень производства продукции (работ, услуг) обеспечивать эффективное использование собственных средств; в случае получения организацией бюджетного займа, бюджетной ссуды за счет средств республиканского (местного) бюджета обеспечивать их целевое использование и своевременность возврата. [21, с. 8-11] При прекращении трудовых отношений представлять нанимателю сведения Министерства финансов (местного исполнительного и распорядительного органа) о выполнении договора об условиях выдачи и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, заключенного организацией с Министерством финансов (местным исполнительным и распорядительным органом); обеспечивать выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных документов по стандартизации; не разглашать сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну нанимателя представлять декларацию о доходах и имуществе в соответствии с законодательством; исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов. [21, с. 12]

Руководитель имеет право на: выполнение работы по должности в соответствии с контрактом; защиту экономических и социальных прав и интересов; участие в собраниях; получение заработной платы; получение заработной платы; ежедневный и еженедельный отдых, в том числе во время государственных праздников, праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, и отпуск продолжительностью, установленной законодательством о труде; социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальные гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы; невмешательство в его частную жизнь и уважение личного достоинства; судебную и иную защиту трудовых прав. [21, с. 12]

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 127 утверждено Положение о порядке согласования фондом государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь проектов контрактов с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений (с изменениями, внесенными постановлением Министерства экономики от 3 июня 2004 г. № 143) (далее Положение о порядке согласования проектов контрактов). [24, с. 3] Положением о порядке согласования проектов контрактов определены порядок и условия согласования фондом государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь (далее - фонд) проектов контрактов, заключаемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также другими субъектами, уполномоченными управлять государственным имуществом (далее - государственные органы), с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений, относящихся к республиканской собственности (далее – государственные организации).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты