Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 с последующими изменениями и дополнениями утвердило примерную форму контракта нанимателя с работником, которая является образцом, примером, которым должны руководствоваться наниматели при заключении контрактов с работниками.[10, с. 1]
Данный нормативно-правовой акт установил минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя.
В отношении некоторых категорий работников, таких как государственные служащие, руководители государственных организаций, научные работники, работники работающие на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, законодательством установлены особенности правового регулирования при использовании контрактной формы найма.
Далее законодательство по данным вопросам будет рассмотрено подробнее.
В Законе Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями содержаться нормы, обуславливающие заключение контракта с государственным служащим, прописаны условия контракта, основания для отказа в приеме на государственную службу и заключения контракта.[3, с. 10]
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271 утвердило положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и примерную форму контракта с ними. Постановление более детально раскрывает особенности заключения контрактов с государственными служащими, излагает порядок заключения контракта, содержание прав и обязанностей сторон контракта, условия его заключения и расторжения.[ 15, с.1]
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих контрактную форму найма с государственными служащими можно указать следующие: Указ Президента Республики Беларусь от 05.07.2002 № 361 «О заключении контрактов с некоторыми лицами, назначаемыми на должности и освобождаемыми от должностей Президентом Республики Беларусь»;[7, с.1] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2002 № 1213 «О заключении контрактов с некоторыми лицами, назначаемыми на должности и освобождаемыми от должностей Советом Министров Республики Беларусь».[14, с.2[]
Вопросы заключения контрактов с военнослужащими и представителями силовых структур в данной работе рассматриваться не будут.
Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26.09.1994 № 99 с последующими изменениями и дополнениями утвердило примерную форму контракта с руководителем государственной организации, в котором детально прописаны права и обязанности нанимателя и руководителя государственного предприятия или учреждения. [21, с. 1]
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14.06.2002 № 127 с последующими изменениями и дополнениями установило порядок согласования в Министерстве экономики Республики Беларусь проектов контрактов с руководителями государственных предприятий, объединений и учреждений.[24, с.2]
Свои особенности имеет и контрактная форма найма научных работников. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.1997 № 718 с последующими изменениями и дополнениями утвердило положение о порядке и условиях заключения контрактов с научными работниками,[8, с.2] а Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 15.07.1997 № 64 с последующими дополнениями и изменениями утвердило примерную форму контракта с научными работниками.[22, с. 1]
В результате аварии на Чернобыльской АЭС часть Республики Беларусь оказалась загрязненной радиоактивными выбросами. Для привлечения работников для работы в зону отселения законодатель вынужден был предусмотреть преференции и льготы для них.
В результате проведенной законодателями работы были приняты следующие нормативно- правовые акты: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23.12.1998 № 107 «Об утверждении положения о контрактной форме найма на работу педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры и искусства, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений, специалистов сельского и жилищно-коммунального хозяйства, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС с последующими изменениями и дополнениями;[23, с.1] Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. № 76 «Об утверждении примерной формы контракта с работниками организаций системы потребительской кооперации, расположенных в зонах с правом на отселение и последующего отселения» с последующими изменениями и дополнениями;[25, с.1]
В данных нормативно-правовых актах указаны особенности заключения контрактов с лицами, работающими в Чернобыльской зоне, определен круг их прав и обязанностей, установлены льготы и преференции.
В связи с темой дипломной работы интерес представляют Решения Конституционного Суда, посвященные контрактной системе. Это следующие документы: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 1 февраля 2001 г. № Р ‑106/2001 «О выходном пособии, выплачиваемом в соответствии с законодательством на основании коллективного договора при увольнении работника в связи с окончанием срока действия контракта»; [18, с.1] Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № Р-130/2001 «О минимальных компенсациях за ухудшение правового положения работников».[19, с. 1]
Верховный суд Республики Беларусь также не остался в стороне в разрешении вопросов, связанных с контрактной системой найма работников. Вышло в свет Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2«О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. № 11).[20, с.5]
Здесь Верховный суд разъяснил судам, что контракт является разновидностью срочного трудового договора, заключаемого в письменной форме на определенный срок, рассмотрел вопросы о прекращении действия контракта, о максимальном сроке действия контракта, изменении существенных условий труда при переходе на контрактную форму найма, восстановлении на работе при прекращении действия контракта и некоторых других.
Среди источников регулирования трудовых отношений связанных с вопросами заключения контрактов необходимо указать Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры.[26, с 3]
Согласно части второй статьи 362 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее (ТК) Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.[2, с226]
В свою очередь тарифные и местные соглашения, устанавливающие социально- трудовые гарантии и преимущества для работников на уровне определенной отрасли, территории, являются основой для коллективных договоров, заключаемых в соответствующих организациях.[26, с 4]
Как уже указывалось, вопросы заключения и расторжения контракта регулируются Декретом Президента Республики Беларусь № 29 от 26 июля 1999 г. с последующими изменениями и дополнениями. Вместе с тем на работников, работающих по контракту распространяются нормы Трудового кодекса, регулирующие вопросы изменения контракта, заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, трудовой дисциплины, разрешения трудовых споров и других вопросов трудовых отношений, если в законодательстве или в самом контракте не предусмотрены особенности регулирования трудовых отношений, основанных на контракте.[27, с 93]
1.2 Право заключения контракта, стороны контракта
Декрет Президента от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями (далее – Декрет) предоставил право нанимателям заключать контракты с любыми категориями работников.
В п. 1 Декрета содержится норма, согласно которой в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, заключение контрактов является обязательным.[4, с.1] Обязательная контрактная форма найма устанавливается, как правило: – для руководителей государственных предприятий, объединений, организаций, и учреждений; руководителей сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности; служащих государственного аппарата; научных работников; работников, выполняющих работу за границей; педагогических, медицинских, фармацевтических, работников, работников культуры и искусства, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений, спортивных учреждений, специалистов сельского и жилищно-коммунального хозяйства, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах подвергшихся загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС; спортсменов- инструкторов и тренеров национальной команды Республики Беларусь по видам спорта. [34, с.52]
Контракты с вышеперечисленными категориями работников заключаются с целью повышения их ответственности за результаты выполненной работы, обеспечения условий для инициативы и самостоятельности с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных навыков, правовой и социальной защищенности .[40, с. 36]
Нанимателю предоставляется право заключения контракта в следующих случаях: при приеме гражданина на работу; с работником, с которым ранее был заключен трудовой договор на неопределенный срок.
С руководителями госорганизаций, подчиненных и подотчетных правительству, а также главами свободных экономических зон контракты могут заключаться заместителями премьер-министра РБ на срок не менее одного года. Руководителям облисполкомов и Минского горисполкома предоставлено право заключать контракты с руководителями и заместителями руководителей организаций, подчиненных облисполкомам и Мингорисполкому. [12, ]
Наем руководителя госпредприятия по контракту, относящегося к республиканской собственности осуществляется соответствующим республиканским органом госуправления, объединением (учреждением) подчиненного правительству, по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, а руководителя госпредприятия, относящегося к коммунальной собственности- соответствующим местным Советом депутатов или уполномоченным органом.
Пунктом 4 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями предусмотрено, что контракт с руководителями заключается, как правило, на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса определяются руководителем республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь. Контракт заключается в письменной форме и подписывается руководителем республиканского органа, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь.[ 17, с. 3]
На практике для руководителей государственных организаций, как правило, применяется процедура назначения, которая предусматривается в учредительных документах (уставах, положениях).[40, с.41]
В то же самое время п. 1 Декретом № 29 предусмотрено право, а не обязанность нанимателя заключать контракт с работником.
Юридическая природа контракта различна для двух категорий работников- в одних случаях заключение такого договора- обязанность для ряда должностных лиц, а в остальных- субъективное право, реализуемое по соглашению работника и нанимателя, когда право на вид трудового договора имеют обе его стороны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12