Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита

Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и в области потребительского рынка (контроль за соблюдением санитарного законодательства, соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, соблюдением правил выполнения отдельных видов работ, оказания услуг и т.д.); лицензирование отдельных видов деятельности, которые отнесены к компетенции Роспотребнадзора; установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений; регистрацию, например, отдельных видов продукции, которые представляют потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), впервые ввозимых на территорию РФ пищевых продуктов, впервые производство биологические, химические вещества и т.д.; подготовку предложений о введении или отмене на территории РФ, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина); организацию деятельности системы государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ и иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ [47, с. 379].

Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право на организацию проведения необходимых для исследования, испытания, анализа и оценки, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; привлечение научных и иных организаций, ученых и специалистов для проработки вопросов установленной сферы деятельности; дачу разъяснений по вопросам отнесенных к компетенции Роспотребнадзора физическим и юридическим лицам; осуществление контроля за деятельностью территориальных органов Роспотребнадзора и подведомственных организаций и т.д.

Роспотребнадзор не имеет право на осуществление нормативно - правового регулирования в установленной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые установлены указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также на управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Также к федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности работ, услуг, относится и федеральный антимонопольный орган – орган исполнительной власти, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.

В настоящее время в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 (ред. от 22.06.09г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20 мая 2004 г. №649 (ред. от 25.12.08г.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 12 мая 2008 г. №724 (ред. от 31.12.08г.) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции федерального антимонопольного органа осуществляет находящаяся в ведении Правительства РФ Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России).

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о рекламе, о естественных монополиях, а также изданию нормативно – правовых и индивидуально – правовых документов в пределах своей компетенции.

Основными функциями ФАС России являются контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, в сфере размещения заказов на выполнение работ, оказания услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Помимо Роспотребнадзора и ФАС России в пределах своей компетенции косвенно принимают участие в защите прав потребителей Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) (см. приложение Б).

Но никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходиться ежедневно сталкиваться потребителям в субъектах РФ и особенно в каждом конкретном городе или районе, поскольку ведомство находящееся в Москве не будет разбираться с конкретной мастерской, булочной и т.д. нарушающей права потребителей в Новосибирске, Калуге или Находке. Также и невозможно направить представителей федеральных ведомств в каждый регион. Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей Закон о защите прав потребителей возлагает на уполномоченные высшие исполнительные органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, а также городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей. Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей при местных администрациях являются передним краем работы государства с потребителем. Каждый потребитель, имеющий претензии к качеству работы или услуги, к организации, выполняющая их, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести в сложившейся ситуации [42, с. 168].

На основании ст. 44 Закона в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы, консультировать по вопросам защиты прав потребителей, а также обращаться в суды в защиту прав потребителей. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры. Как видно, в отличие от федеральных органов и уполномоченных высших исполнительных органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Однако отсутствие права карать нарушителей прав потребителей отнюдь не означает ненужность местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона во многих отделах по защите прав потребителей созданы «черные списки» организаций и фирм, обманывающих потребителей. Эти списки публикуются в средствах массовой информации, на отдельных сайтах в Интернете, и потребители узнают, с какими фирмами можно иметь дело безбоязненно, а общения с какими можно избегать. Специалисты местных администраций выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях прав потребителей в исполнительные органы государственной власти соответствующего субъекта РФ и соответствующие федеральные органы для принятия необходимых мер, обращаются в суд в интересах потребителей (см. приложение В).

Вместе с тем при рассмотрении жалоб потребителей в рамках полномочий, которые закреплены в ст.44 Закона о защите прав потребителей, органы местного самоуправления вправе в целях объективного разбирательства по существу поставленных вопросов осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах. По результатам указанных проверок органы местного самоуправления вправе принимать обоснованные решения, в том числе связанные с направлением полученных материалов в территориальные управления Роспотребнадзора, однако исключается возможность проведения каких-либо мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей по инициативе самого органа местного самоуправления, т.е. в плановом порядке и при отсутствии жалоб потребителей.

Помимо соответствующих федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), уполномоченных высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих защиту прав потребителей (контроль за качеством и безопасностью работ, услуг), а также органов местного самоуправления на помощь потребителю приходят общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые в соответствии с п.1 ст. 45 Закона о защите прав потребителей создаются гражданами на добровольной основе в случае, когда необходимо объединить усилия людей для защиты нарушенных интересов, для проведения совместных мероприятий. Основная характеристика общественной организации – ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще.

Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В нашей стране движение потребителей возникло в крупных городах. В сентябре 1988г. появился Ленинградский клуб потребителей, чуть позже – Московский союз потребителей. Затем стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове, Челябинске… На сегодняшний день в России зарегистрировано более 200 региональных общественных объединений потребителей. Для координации своей деятельности общественные объединения создают национальные организации. Большинство российских региональных организаций объединены в Союз потребителей РФ (СП РФ).

Каждое общественное объединение потребителей (а также их ассоциации, союзы) осуществляет свою деятельность в первую очередь в соответствии с ФЗ от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и может пользоваться правами, установленными ст. 27 вышеуказанного закона, и предоставленными Законом о защите прав потребителей.

Рассмотрим некоторые из полномочий общественных объединений, которые установлены в ст.45 Закона о защите прав потребителей.

Закон предоставляет потребительским организациям право на проведение экспертизы качества и безопасности результатов работ (услуг). Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договоры с уже действующими лабораториями. Многие потребительские организации активно используют это право и проводят испытания различных результатов работ, чтобы предоставить потребителям достоверную информацию о свойствах испытываемых товаров. Одно из достоинств потребительских испытаний – их независимость. Иногда в процессе испытаний обнаруживается, что испытываемые товары не соответствуют требованиям по безопасности. В этом случае, в соответствии с Законом о защите прав потребителей, общественные объединения потребителей вправе обратиться в органы государственного контроля, для пресечения попадания опасного товара к потребителям [32, с. 188].

Еще одно право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) – это право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при ведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей и т.д.

Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей – независимость от государства, политики и бизнеса. Если глава местной администрации населенного пункта вынесет постановление, которое ущемляет права потребителей, то отдел по защите прав потребителей при местной администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя, а общество потребителей в состоянии это делать и добиться отмены незаконного постановления. Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связывают никакие инструкции и бюрократические согласования. Если сотрудник общества столкнулся в течение дня с каким-то нарушением потребительских прав, то уже вечером общество может начать их защищать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты