Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита

В соответствии со ст. 39 Закона о защите прав потребителей последствия, которые возникли в ходе нарушений условий договора об оказании отдельных видов услуг, вследствие своего характера не попадают под действие гл. III Закона «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)», то они определяются законом. Содержание ст. 39 Закона не охватывает все вопросы по регулированию оказания отдельных видов услуг, а только формулирует правила о последствиях нарушения условий договора, отсылая нас к специальным законам или специальным нормам ГК РФ. Например, убытки, которые были нанесены вследствие нарушения исполнителем своих прав, подлежат возмещению в полном объеме, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 13 Закона). В свою очередь, п. 2, 3 ст.796 ГК РФ указывают на ограниченную ответственность перевозчика багажа, который в случае утраты или недостачи багажа возмещает гражданину ущерб лишь в размере стоимости утраченного или недостающего багажа и возвращает провозную плату. Наличие в Законе о защите прав потребителей ст. 39 позволяет также облегчить процедуру регулирования новых услуг, появляющихся на рынке и не попадающих ни под один из известных законодательству форм договоров. Эта норма Закона позволяет при необходимости устранить пробел в законодательстве, не внося изменений в ГК РФ И Закон о защите прав потребителей, а приняв новый законодательный акт и подзаконные (ведомственные) правовые акты в его исполнение. Примером может служить принятие 24.11.1996 г. Федерального закона №132-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 г. №452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта », приказа Ростуризма от 10.05.2007г. №28 «Об утверждении положения о ведении единого федерального реестра туроператоров» и письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 г. №0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания», которые установили особенности регулирования отношений при оказании потребителям туристических услуг и т.д. [31, с. 113].

ГЛАВА 3. Государственная и общественная защита прав потребителей

3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)


Наряду с правовыми средствами, которые обеспечивают защиту прав потребителей, гражданская ответственность занимает важнейшее место. Роль гражданской ответственности значительно повышается в условиях сегодняшней рыночной экономики, так как ее основная цель заключается в том, чтобы восстановить нарушенную имущественную сферу потерпевшего лица.

Являясь одним из видов юридической ответственности, гражданская ответственность подразумевает применение к правонарушителю таких санкций, которые возлагают на него дополнительные гражданско-правовые обязанности, являющиеся определенным наказанием за совершенное правонарушение.

В статье 12 Закона о защите прав потребителей установлена ответственность изготовителя (исполнителя) за ненадлежащую информацию о работе (услуге), а также об изготовителе (исполнителе). Данная ответственность является гражданско-правовой ответственностью организации. Меры ответственности установлены дифференцированно, в зависимости от того, какой характер носят наступившие вредные последствия. Под ненадлежащей информацией понимается недостоверная информация, другими словами информация не соответствующая действительности, а также информация, содержащая недостаточно сведений о выполняемой работе (услуге), т.е. не позволяющая потребителю компетентно выбрать необходимый вид работ, отвечающий его действительной потребности, либо не предоставляющий возможность пользоваться результатами работы (услуги) по назначению. Также правила установленные ст. 12 Закона распространяются и на те случаи, когда потребителю информация о выполняемой работе (услуге) или об исполнителе (изготовителе) вообще не была предоставлена [36, с. 24].

На изготовителя (исполнителя) ложится ответственность перед потребителем в случае предоставления недостаточно полной или недостоверной информации о работе (услуге), а также об исполнителе (изготовителе) если:

-        результаты выполненной работы (услуги) не могут быть использованы по назначению;

-        результаты выполненной работы (услуги) не обладают необходимыми для потребителя свойствами;

-        недостатки результатов работ (услуг) возникли сразу же после того, как потребитель принял их;

-        вследствие пользования результатами работы (услуги) причинен вред здоровью, жизни или имуществу потребителя.

Под результатом выполненной работы (услуги) не обладающей необходимыми для потребителя свойствами, понимается такой результат, который не отвечает, прежде всего, конкретным потребностям потребителя по условиям его использования, по назначению и т.п.

В данном случае с юридической точки зрения дело имеется с заблуждением потребителя относительно предмета договора по вине другой стороны. В соответствии со ст. 450 ГК РФ потребителю предоставляется возможность расторжения договора, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке [32, с. 267].

П. 4 ст. 495 ГК РФ установлена ответственность исполнителя за возникновение недостатков выполненной работы после передачи ее результатов потребителю вследствие предоставления ему ненадлежащей информации, но ответственность наступает в том случае, если покупатель докажет причинную связь между возникшим недостатком и отсутствием необходимой информации.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ убытками являются расходы, которые были произведены либо будут произведены лицом, чье право было нарушено для того, чтобы восстановить свои нарушенные права, а так же повреждение или утрата его имущества, неполученные доходы, которые были бы получены в обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). По смыслу положений Закона о защите прав потребителей к упущенной выгоде можно отнести лишь те убытки, которые не связаны с получением от предпринимательской деятельности.

Например, фермер держит корову, половина удоя идет на нужды семьи, а половина продается на рынке. Ветеринарный врач предложил сделать всем коровам платную вакцинацию. Вследствие ветеринарной ошибки корова погибает… С этих пор фермер вынужден покупать молоко у соседа. В данном случае этот фермер как потребитель услуг ветеринарного врача вправе требовать возмещение упущенной выгоды в виде стоимости той части молока, которая потреблялась его семьей, а не той, что продавалась на рынке [52, с. 213].

В ст.13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей предусматривается ответственность исполнителя (изготовителя), уполномоченного индивидуального предпринимателя либо уполномоченной организации, импортера в размере, установленном законом или договором. Но так как Закон признает лишь те условия договоров, которые не ущемляют права потребителей относительно установленных в Законе (ст.16), соответственно и ответственность, предусмотрена договором, будет применяться только в том случае, если она не выше, нежели установленная Законом о защите прав потребителей.

Одной из форм гражданско-правовой ответственности является неустойка (ст.330 ГК РФ). Неустойка – это денежная сумма определенная договором или законом, обязывающая должника заплатить кредитору в случае неисполнения обязательства, ненадлежащего исполнения обязательства либо если была допущена просрочка исполнения обязательства. Одновременно с основным обязательством возникает и обязательство неустойки, которое сводится к тому, что должник обязан заплатить определенную денежную сумму, в том случае, если обязанности вообще не будут исполнены, либо исполнены ненадлежащим образом. В независимости от того, в какой форме совершено основное обязательство (в письменной, устной), но обязательство по неустойки должно быть воспроизведено в письменной форме. Недействительность такого соглашения будет в случае несоблюдения формы соглашения о неустойке [46, с. 331].

Можно выделить несколько видов неустойки:

-        по основанию возникновения:

а) законная неустойка – установленная законом, может быть взыскана вне зависимости от того, включены ли условия о ней в договоре (ст.322 ГК РФ);

б) договорная неустойка – определяется соглашением сторон, в котором указан размер, и условия, за нарушение которых она взимается;

-        по отношению убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательства:

а) зачетная неустойка – возмещение убытков в части не покрытой неустойки;

б) штрафная неустойка – возмещение убытков в сумме сверх неустойки;

в) исключительная неустойка – отсутствие возможности возмещения убытков, взысканию подлежит только лишь неустойка;

г) альтернативная неустойка – по выбору кредитора взысканию подлежит либо неустойка, либо убытки.

Например, Закон о защите прав потребителей предусматривает обязанность исполнителя выплаты неустойки в размере 3 % от стоимости работы в случае, если была допущена просрочка при сдаче результатов работы. Однако если договором между сторонами предусматривается 6%, то будут применяться условия договора, если 1% , то эти условия будут являться недействительными, а неустойка будет взыскана в том размере, в котором предусмотрена Законом о защите прав потребителей.

Размер неустойки может быть снижен судом, если он несоразмерен последствиям нарушения гражданско-правового обязательства. Вне зависимости от выплаты неустойки (пени) и возмещения убытков исполнитель (изготовитель, уполномоченный индивидуальный предприниматель или организация, импортер) обязан выполнить нарушенное обязательство и возместить убытки потребителя в полном объеме.

Бремя доказывания согласно п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей лежит на исполнителе (изготовителе, уполномоченном индивидуальном предпринимателе или организации, импортере). Закон предусматривает основания освобождения от ответственности указанных лиц, например, вследствие действия непреодолимой силы, действия самого потребителя или третьих лиц, нарушивших правила транспортировки, хранения или использования результатов работы (услуги).

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, которые не зависят от воли исполнителя, изготовителя: стихийные явления (землетрясения, наводнения, ураганы, и т.д.), эпидемии, военные действия и т.д. [41, с. 659].

Согласно п.6 ст.13 Закона в случае удовлетворения судом установленных законом требований потребителя, то судом взыскивается с исполнителя (изготовителя, уполномоченного индивидуального предпринимателя или организации, импортера) штраф в размере 50 % от той суммы, которую суд присудил в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциаций, союзы) или органы местного самоуправления, то 50 % сумм взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

С правом потребителей на безопасность выполняемых работ(услуг) связано право потребителей на возмещение вреда. Это право также закреплено в ст.14 Закона о защите прав потребителей.

Вред, который был причинен здоровью, жизни или имуществу потребителя подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока годности или срока службы результатов работы (товара).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты