Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита

Если в установленный срок, который указан в договоре, не были устранены недостатки выполненной работы, то потребитель имеет право отказаться от исполнения договора о выполнении работы (услуги) с требованием полного возмещения убытков. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (услуг) при обнаружении существенных недостатков или иных существенных отступлений от условий договора (см. приложение А).

Под иными существенным отступлением от условий договора, согласно ст.450 ГК РФ понимается нарушение условий договора, влекущее такой ущерб, вследствие которого сторона лишается того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора. На практике это может означать нарушение существенных условий договора.

Все вышеперечисленные требования предъявляются в процессе выполнения либо при принятии выполнения работы (услуги). После уже принятой работы требования по поводу скрытых недостатков могут быть предъявлены: в течение гарантийного срока или в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (услуги) при отсутствии гарантийного срока. Что же касается недостатков в строении и ином недвижимом имуществе требования предъявляются в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение пяти лет. Согласно п.4 ст.29 Закона потребитель имеет право на безвозмездное устранение недостатка по истечении гарантийного срока, если он допущен по вине исполнителя. Такое требование предъявляется в течение срока службы или в течение десяти лет со дня принятия работы, при условии того, что срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

а)       уменьшение цены за выполненную работу;

б)      возмещение расходов, которые были понесены в процессе устранения недостатков выполненной работы;

в)      отказ от исполнения договора о выполнении работы и возмещении убытков [38, с. 98].

На основании ст.30 Закона о защите прав потребителей устранение исполнителем недостатков должно осуществляться в разумный срок, который был назначен потребителем и указан в договоре или ином документе (заявлении). Исполнитель за нарушение сроков устранения недостатков несет ответственность в виде уплаты неустойки (пени) за каждый просроченный день (п.5 ст.28 Закона), а также по иным требованиям установленных п.1 и 4 ст.29 Закона о защите прав потребителей.

Кроме сроков устранения недостатков выполненной работы (услуги) также предусмотрены сроки удовлетворения иных отдельных требований потребителя в ст.31 Закона. Например, потребитель заключил договор со строительной фирмой договор строительного подряда на строительство дома за городом. В случае если исполнитель нарушил сроки строительства дома и совершенно очевидно, что работа не будет выполнена в срок, то потребитель вправе выдвинуть требования в сторону исполнителя, которые установлены в п.1 ст.28 Закона о защите прав потребителей.

Следует отметить и тот немаловажный факт, что у потребителя есть право на отказ от исполнения договора в любое время, но при условии того, что будет произведена оплата фактически понесенных расходов исполнителя, которые были связаны с исполнением данного договора. Однако если нет вины исполнителя, потребитель обязан не только уплатить исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (услуги), но и возместить убытки, которые были вызваны расторжением договора. Убытки, согласно ст.15 ГК РФ включают в себя не только те расходы, которые понес исполнитель, но предполагаемые расходы и упущенную выгоду. Поэтому в данном случае расторжение договора будет являться неоправданным [40, с. 43].

На практике довольно часто возникает необходимость расторгнуть договор с исполнителем. В этом случае исполнители начинают увеличивать свои расходы, представляя потребителю расчет по выполненным работам с полной стоимостью договора. Чтобы избежать обсуждаемой ситуации, потребителю необходимо требовать от исполнителя подтверждения всех расходов соответствующих бухгалтерским документам (чекам, товарным накладным и т.п.).

При заключении договоров на выполнение работ (оказании услуг) по требованию одной из сторон договора может быть выставлено требование на составление сметы, содержащей в себе перечень все выполненных работ, материалов, использованных при исполнении работ (услуг), а также необходимого оборудования, материалов и др. с указанием их цены (стоимости).

В состав сметной документации входит:

-        локальные сметы (определяется сметная стоимость отдельных видов работ и затрат в составе рабочей документации или рабочего проекта);

-        объектные сметы (составляются на объект в целом);

-        сметы на отдельные виды работ;

-        сводный сметный расчет (основной документ, в котором определяются полная сметная стоимость выполненной работы).

В статье 33 Закона о защите прав потребителей закреплено положение в соответствии, с которым на выполнение работ (оказание услуг) может быть составлена твердая или приблизительная смета.

Твердая смета не может быть уменьшена по требованию потребителя, так же как и увеличена по требованию исполнителя. Даже в том случае, когда при заключении договора была исключена возможность предусмотрения полного объема подлежащих выполнению работ либо необходимых расходов для этого (ст.709 ГК РФ). Если произошло существенное изменение стоимости оборудования, материалов, а так же услуг оказываемых исполнителю третьими лицами, которое при заключении договора невозможно было предусмотреть, исполнитель вправе требовать увеличения твердой сметы. Если от потребителя последовал отказ на выполнение этого требования, то исполнитель в судебном порядке может расторгнуть договор (п.2 ст.33 Закона).

При возникновении существенного повышения приблизительной сметы при выполнении дополнительных работ (оказании дополнительных услуг) исполнитель своевременно обязан предупредить потребителя. При отказе потребителя на превышение приблизительной сметы исполнитель имеет право отказаться от выполнения работ (предоставления услуг) и требовать уплаты цены за предоставленную услугу (выполненную работу).

На основании п.3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей в случае несвоевременного предупреждения потребителя о том, что необходимо превысить приблизительную смету, исполнитель обязан исполнить договор, сохраняя при этом право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы [47, с. 729].

При заключении договора на выполнение работы исполнитель, на основании п.1 ст. 34 Закона о защите прав потребителей обязуется выполнить работу своими средствами и из своего материала, если иное не предусмотрено договором. За ненадлежащее качество материала, который был предоставлен для выполнения работ, исполнитель несет ответственность на основании установленных правил об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества. За материал исполнителя оплату производит потребитель полностью либо в размере, который должен быть указан в договоре о выполнении работ с тем условием, что окончательный расчет будет исполнен при получении потребителем выполненной работы исполнителем, если иной порядок расчетов за материал исполнителя не предусмотрен соглашением сторон (п.2 ст.34 Закона). Исполнитель может предоставлять материал потребителю в кредит в случаях, предусмотренных договором о выполнении работ. В последующем изменение цены на материал, который был предоставлен в кредит, не попадает под перерасчет согласно п.3 ст.34 Закона о защите прав потребителей. Пунктом 4 ст.34 Закона предусмотрено, что материалы, инструменты, технические средства необходимые для выполнения работы доставляются исполнителем к месту выполнения работ. Также исполнитель несет ответственность за сохранность и правильное использование материала используемого полностью или частично, который предоставил потребитель [50, с. 59].

В обязанности исполнителя входит предупредить потребителя о том, что материал переданный потребителем является непригодным либо недоброкачественным, а также представить отчет о расходовании материала и вернуть остаток, если таковой есть. Если материал (вещь), который был предоставлен потребителем, по каким-либо причинам был утрачен (поврежден) частично либо полностью, то исполнитель в течение трехдневного срока он должен быть заменен однородным материалом (вещью) применен в изготовлении изделия по желанию потребителя в разумный срок. В случае отсутствия однородного материала (вещи) аналогичного качества исполнитель обязан возместить потребителю цену поврежденного (утраченного) материала (вещи) в двукратном размере, а также расходы понесенные потребителем.

Определение цены поврежденного (утраченного) материала (вещи) определяется исходя из цены, которая существовала в том месте, в котором должно было быть удовлетворено требование потребителя исполнителем в день добровольного удовлетворения требования либо в день, когда суд вынес решение вследствие неудовлетворения требования.

В договоре о выполнении работ либо ином документе (заказе, квитанции) подтверждающем его заключение определяется цена материала (вещи), который передавался исполнителю (п.2 ст. 35 Закона).

На основании п.3 ст.35 Закона о защите прав потребителей, если потребитель был предупрежден исполнителем о том, что особые свойства материала (вещи) могут повлечь за собой частичную или полную утрату (повреждение) либо эти свойства при надлежащей приемке материала (вещи) не обнаружены, то исполнитель не несет ответственность за частичную или полную утрату (повреждение) материала (вещи) принятого им от потребителя.

Статья 36 Закона о защите прав потребителей обязывает исполнителя донести своевременно информацию до потребителя о том, что при соблюдении указаний потребителя и иных обстоятельств, которые зависят от потребителя, может повлечь снижение качества или невозможность совершения выполняемой работы. Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также потребовать возмещение убытков вследствие того, если потребитель в разумный срок не изменит указаний, не устранит иных обстоятельств снижающих качество выполняемой работы, не заменит недоброкачественный или непригодный материал.

За оказанные услуги потребитель обязан оплатить в порядке и сроке, которые установлены договором с исполнителем (ст.37 Закона). О способе оплаты услуги (работы) потребитель договаривается с исполнителем. Оплата может производиться как по наличному, так и безналичному расчету. Что же касается времени расчетов, то общему правилу только после того как потребитель принимает выполненную в полном объеме работу предоставляет оплату исполнителю. Также работа может быть оплачена путем выдачи аванса либо в полном размере, но только с согласия потребителя.

Необходимо отметить, что в действующем законодательстве содержится довольно много исключений из правил, в соответствии с которыми оплата выполненной исполнителем в полном объеме работы потребителем производиться по окончании работы (услуги). Аналогичные нормы содержатся и в некоторых других правовых актах, которые устанавливают порядок оказания услуг потребителям [55, с. 136].

В случае использования наличной формы расчета работа (услуга) оплачивается, таким образом, как укажет исполнитель, например:

-        внесение наличных денежных средств в кассу исполнителя;

-        в кредитную организацию;

-        в кассу коммерческой организации, имеющие право принимать плату за оказанные услуги в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990г. №395-1 (ред. от 03.06.2009г.) «О банках и банковской деятельности», если иное не предусмотрено федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами РФ. При этом обязательства потребителя перед исполнителем по оплате оказанных услуг (работ) будут считаться исполненными с того момента, когда потребитель внесет наличные денежные средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты