Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита

Большое внимание в законодательстве уделено тому, какую информацию о выполняемых работах (услугах) изготовитель (исполнитель) предоставляет потребителю, тем самым обеспечивая возможность правильного и сознательного выбора. Весь перечень обязательной для предоставления информации в целом защищает от недобросовестности исполнители (изготовителя), который путем сокрытия данной информации вводит в заблуждение о потребительских свойствах, качестве и безопасности выполняемых работ (услуг).


2.2 Специальные нормы регулирующие выполнение работ (оказание услуг)


Потребителя при заключении договора на выполнение работ (оказание услуг) интересуют немаловажные условия сделки, а именно:

-                   цена выполненной работы (услуги);

-                   качество выполнения работы (услуги);

-                   срок выполнения работы (услуги).

Но перед тем как заключать договор на выполнение работ (оказание услуг) потребитель должен быть проинформирован о качестве, безопасности выполнения работ (услуг). А также о том, какая продолжительность срока службы (срок годности) результатов работы (услуги). Устанавливается ли гарантийный срок, на какой период и.т.п., другими словами можно сказать, что потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о выполняемой работе (услуге). На практике неоднократно встречаются случаи предоставления недостоверной либо неполной информации, но для того, чтобы такие ситуации возникали реже или вообще не возникали Законом о защите прав потребителей установлена ответственность изготовителя (исполнителя) за ненадлежащую информацию о работе (услуге).

В соответствии со ст.12 закона о защите прав потребителей под ненадлежащей информацией понимается:

-        недостаточно полная информация, т.е. информация, не позволяющая потребителю сделать компетентный выбор работы (услуги) и использование результатов этой работы (услуги) по назначению;

-        недостаточная информация, т.е. информация несоответствующая действительности.

В соответствии со ст. 14 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать возмещения вреда, причиненного здоровью, жизни и имуществу вследствие того, что не была предоставлена полная и достоверная информация о выполняемой работе (услуге), а также возмещение убытков, причиненных природным объектам, которые находятся в собственности потребителя.

Исполнитель в соответствии с договором должен качественно оказать услугу (выполнить работу) (п.1 ст.4 Закона о защите прав потребителей).

В Законе говорится о том, что исполнитель должен осуществить выполнение работы в тот срок, который установлен договором либо правилами выполнения отдельных видов работ (услуг).

Закон предусматривает утверждение Правительством РФ двух видов документов, которые отражают специфику и многочисленность услуг и работ: правила оказания отдельных видов услуг и правила выполнения отдельных видов работ, которые согласно ст.3 ГК РФ по своей юридической природе относятся к иным нормативно-правовым актам.

Если вышеуказанными правилами срок выполнения работ не предусмотрен, то он может быть оговорен в договоре о выполнении работ (оказании услуг), а также срок с меньшей продолжительностью, чем тот срок, который установлен указанными правилами. Таким образом, можно выделить два вида сроков на выполнение работ (оказание услуг): договорные и законные. Сроки, которые установлены законодательством или правилами об отдельных видах договоров, по соглашению сторон могут быть изменены, при условии того, что изменение будет происходить в сторону уменьшения.

Государственное регулирование является основной формой регулирования этих сроков. Но в отдельных случаях, когда например, дело касается изготовления либо ремонта уникальных изделий, предметов старины, о срочных услугах или работах, то сроки могут устанавливаться по соглашению сторон (см. приложение А).

На основании п.2 ст.27 Закона о защите прав потребителей можно выделить два вида сроков выполнения работ:

а)       дата (период времени), с которой исполнитель должен приступить к выполнению работ (оказанию услуг);

б)      дата (период времени) к которой исполнитель должен закончить выполнение работ (оказание услуг).

Совершение определенных действий одной из сторон, может служить установлением срока начала либо окончания выполнения работ (оказания услуг), например, передача материалов, которые необходимы для выполнения работ, потребителем исполнителю. Четкое определение начала и окончания срока выполнения работ является важным для правильности исчисления срока.

Согласно ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В случае осуществления по частям выполнение работы (оказания услуги) в течение срока действия договора, то в содержании должны отражаться промежуточные (частные) сроки наряду с общим сроком исполнения работы, так как конкретизируются обязанности исполнителя, придается определенность и четкость выполняемой работе (оказываемой услуге). Так же могут изменяться сроки начала и окончания работ (оказания услуг), но только по соглашению сторон, т.е. с обоюдного согласия, как потребителя, так и исполнителя. Установленные сторонами новые сроки должны быть указаны в договоре либо дополнительном соглашении.

В соответствии со ст. 192-194 Гражданского кодекса РФ обязательство предусматривающее период или день его исполнения подлежит исполнению в этот день или любой момент такого периода. В ряде случаев обязательства могут быть исполнены и досрочно. Изготовитель (исполнитель) вправе предложить потребителю досрочное исполнение, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. Но не всегда может устроить потребителя досрочное исполнение обязательства исполнителем (изготовителем), так например, при досрочном исполнении договора о доставке груза у потребителя могут возникнуть проблемы связанные с хранением, складирование и т.п. поэтому при заключении договора нужно оговаривать момент досрочного выполнения обязательств по договору дабы не возникало неясностей и конфликтных ситуаций между исполнителем и потребителем (см. приложение А).

Как правило, при возникновении конфликтов во взаимоотношениях между исполнителем и потребителем речь идет не о досрочном исполнении, а о просрочке выполнения заказанных работ (услуг). В таких ситуациях Закон о защите прав потребителей наделяет потребителей достаточно широкими правами и предусматривает жесткие санкции по отношению к неисполнившему свои обязательства исполнителю.

В соответствии со ст.28 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения исполнителем сроков выполнения работы (услуги), а именно сроков начала, окончания или промежуточных выполнения работ (услуг), либо во время выполнения работы (услуги) стало очевидно, то, что вовремя выполнена она не будет, потребитель имеет право:

-        определить и назначить новый срок выполнения работ (услуг) исполнителю;

-        назначить третьих лиц для выполнения работы (услуги);

-        выполнить работу своими силами, с требованием возмещения понесенных им расходов;

-        выдвинуть требование об уменьшении цены за выполненные работы (услуги);

-        отказаться от исполнения договора о выполнении работы (услуги).

В связи с нарушением сроков выполнения работ (услуг) потребитель вправе требовать полного возмещения убытков.

В случае назначения новых сроков выполнения работ (услуг) стороны данных правоотношений обязаны прописать их в договоре (п.2 ст.28 Закона). Если вновь назначенные сроки были просрочены, то потребитель вправе предъявить требования, установленные п.1 ст.28 Закона, исполнителю.

Исполнитель не имеет право требовать возмещения своих затрат в процессе выполнения работ (услуг), а так же платы за выполненную работу при условии, что потребитель не принял выполненную работу, в случае отказа от исполнения договора о выполнении работ (услуг) (п.4 ст.28 Закона).

Основываясь на п.5 ст.28 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения сроков выполнения работ (услуг) потребитель может взимать с исполнителя неустойку (пеню) за каждый день (час, в случае определения сроков в часах) в размере 3% от цены, установленной в договоре о выполнении работ (услуг), в случае того, если цена договором не определена, то неустойка высчитывается от общей цены заказа (см. приложение А).

За нарушение сроков начала, этапов и окончания выполнения работ (услуг) неустойка (пеня) взыскивается за каждый день (час) просрочки соответственно вплоть до начала, окончания выполнения работы, ее этапов или до предъявления требований потребителя, которые установлены п.1 ст.28 Закона о защите прав потребителей.

Определение размера неустойки происходит исходя из того, какая цена определена договором за выполнение работ (услуг), если цена не определена исходя из общей цены заказа, которая существовала в месте удовлетворения исполнителем требования потребителя. Сумма, которая определена для взыскания, не должна превышать цену общего заказа либо отдельного вида выполнения работы (услуги).

Исполнитель освобождается от удовлетворения требований потребителя в случае, если сроки были нарушены по вине потребителя, либо при наступлении непреодолимой силы природных явлений, предъявляя доказательства, которые подтверждают невиновность (п.6 ст.28 Закона).

Законом о защите прав потребителей предусмотрены различные правовые последствия нарушения исполнителями требований, предъявляемых к качеству работ (услуг): выполняемая исполнителем работа (услуга) должна соответствовать тому качеству, которое предусмотрено договором. В случае отсутствия условий о качестве работы (услуги) в договоре, исполнитель обязуется выполнить работу (услугу), которая соответствует обычно предъявляемым требованиям, а так же пригодна для тех целей, для которых используется эта работа (услуга).

При обнаружении недостатков выполненной работы (услуги) потребитель вправе на основании п. 1 ст.29 Закона потребовать от исполнителя:

а)       устранить безвозмездно недостатки;

б)      соответственно уменьшить цену;

в)      изготовить безвозмездно другую вещь из однородного материала соответствующего качества, либо повторно выполнить работу;

г)       возместить расходы по устранению недостатков выполненной работы, которые были им понесены.

Правовые последствия нарушения требований к качеству выполненной работы (услуги) сходны с последствиями и правами при продаже товаров с недостатками [36, с. 19].

Например, если подрядчик сдает построенный им дом с недоделками (не установлена охранная сигнализация, не застеклены окна и т.д.), то с точки зрения Закона о защите прав потребителей эти недоделки не являются недостатками, так как не касаются качества выполненной работы. Ответственность подрядчика в этом случае наступает за нарушение сроков выполняемой работы, т.е. под недостатком в данном случае понимается не только соответствие качества выполненных работ условиям договора, но и обычно предъявляемым требованиям.

Исполнитель не освобождается от выплаты неустойки за нарушение срока окончания выполнения работ (услуг) даже при выполнении требований, которые были предъявлены потребителем, о безвозмездном устранении недостатков, о повторном выполнении работ (услуг), об изготовлении другой вещи и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты