Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита

В Правилах, посвященных отдельным видам работ, услуг, указаны порядок заключения соответствующих договоров, права потребителя работ (услуг), заказчика и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора. Правила детализируют порядок приема и оформления заказов на выполнение работ, оказания услуг, порядок и форму их оплаты. В частности, заслуживают внимания положения, относящиеся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем, выдаче документов, которые служат формой договора (квитанция, талон, кассовый чек и т. п.), набору обязательных условий договора, ответственности потребителя за переданный им материал, исчислению срока и последствиям его нарушения, правам потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе. Здесь же содержится перечень услуг, по которым расчеты производятся полностью при заключении договора (покупка, доставка или пересылка подарков, доставка грузов, посреднические услуги и др.), услуг, которые предполагают оплату при заказе в объеме 50 %, и др.

Нормы перечисленных Правил являются обязательными для предпринимателей, кроме тех, которые носят диспозитивный характер и, как в них прямо указано, допускающих в договоре иное.

Важную роль в применении законодательства, регулирующего отношения по выполнению работ (оказанию услуг) потребителю играет судебная практика, например: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 11.05.07г.) и нормативные акты Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Так п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» содержит важное положение о том, что при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (статья 426) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, возложено на коммерческую организацию.

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства также дает разъяснения в правоприменительной форме соответствующих нормативных актах (Приказах, Инструкциях и т.д.).

Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты нормативно - правового регулирования защиты прав потребителей в сфере выполнения работ, оказания услуг можно сделать определенные выводы о том, что система современных норм, регулирующих защиту прав потребителей в сфере оказания услуг - это сложная комплексная правовая система с разнообразными технологическими звеньями по уровню правового регулирования (конституционное, законодательное и иное (ведомственное, различного рода Правила) регулирование).

Гражданский кодекс РФ (ч.1 и 2) является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующий сферу гражданско-правовых отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения по выполнению работ, оказанию услуг потребителю. Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено законодательством о защите прав потребителей и содержит нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь важных правоотношений.

Общим для всех видов возмездного оказания услуг источником является, прежде всего, Закон «О защите прав потребителей». Этот Закон рассчитан исключительно на отношения, в которых на стороне потребителей выступают граждан, направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях.

В целом, можно сказать о том, что особенностью современного законодательства о защите прав потребителей в сфере выполнения работ, оказания услуг является то, что это одна из самых динамичных областей правового регулирования [41, с. 429].


ГЛАВА 2. Нормы, регулирующие выполнение работ (оказание услуг)

2.1 Общие нормы регулирующие выполнение работ (оказания услуг)


Все чаще и чаще заказывая услуги (работы), мы сталкиваемся с его неудовлетворительным качеством. Только при совместном усилии государства, федеральных органов управления, трудовых коллективов предприятий, а так же их руководителей может быть решена проблема повышения качества товара.

Важнейшую роль в данной проблематике играют потребители, только они, сталкиваясь практически каждый день с тем, что приобретают товар и нередко с тем, что товар некачественный, могут восполнить весь перечень своих требований и запросов производителям товаров и услуг. Важнейшим направлением интенсивного развития экономики, эффективностью экономического роста и общественного производства является улучшение качества продукции.

Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет, и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

Определение качества относится как к работам и услугам, так и к процессам оказания услуг, выполнения работ и результатам выполнения работ (товарам). Любая услуга, работа должна быть воспроизведена в соответствии с определенными требованиями потребителей. Качество выполненных работ (оказанных услуг) характеризуется соответствием потребительским требованиям. Признаками и характеристиками результатов работ (услуг) являются их свойства, которые характеризуют пригодность к выполнению определенных требований [37, с. 74 – 76].

Потребитель, так же как и производитель (исполнитель) более заинтересован в получении высококачественных результатов выполняемых работ (предоставленных услуг). Так как при заключении договора подряда, купли-продажи, поставки реализовывается интерес каждого из них: потребитель рассчитывает на предоставление качественных результатов работы (услуги), отвечающей его действительности, а производитель ожидает, что результат работы (услуги) без претензий по качеству и, будучи оплачен в соответствии условиями договора будет принят покупателем. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества выполнения работ (предоставления услуг), не может быть частным делом только исполнителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

Глубокое реформирование социально-экономической основы и политического строя современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения в методах государственного регулирования качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время и в обозримом будущем, но сфера их применения постепенно сужается. Все более заметную роль в определении качества продукции играет договор [42, с. 114].

Договорное определение качества выполненных работ (предоставленных услуг) вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, если иное не предписано законом или иными правовыми актами.

Учитывая, что во взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия договора о качестве, предусмотрено, что исполнитель (изготовитель) обязан передать потребителю результаты выполненной работы (оказанной услуги), соответствующий предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых результат работы (услуги), такого рода обычно используется, при отсутствии в договоре подряда условий о качестве товара. Если же потребитель поставил в известность исполнителя (изготовителя) о конкретных целях заказа работ (услуг), то исполнитель (изготовитель) в свою очередь обязан передать потребителю результат работы (услуги), пригодный для использования в соответствии с этими целями (п.1 и 2 ст.4 Закона). В то же время, свобода договора не может быть безграничной. Как установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно ограничивает свободу договора в интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей [46, с.154].

Под правом потребителя на качество работ (услуг) понимается передача качественного результата работы (услуги) с установленными гарантиями на состояние работоспособности и возложением определенных обязательств на исполнителя (изготовителя) перед потребителем в данной сфере.

Как известно, срок использования результата работы (услуги) ограничен определенными рамками. Чтобы определить этот срок, Закон о защите прав потребителей (п.1 ст.5) вводит понятие «срок службы» в отношении результата работы (услуги), предназначенный для длительного использования.

Под сроком службы понимается какой-либо определенный период времени, в течение которого потребителю обеспечивается возможность использования результат работы (услуги) по назначению. Изготовителя (исполнитель) несет ответственность, вследствие обнаружения существенных недостатков, возникших по его вине, перед потребителем.

Исчисление срока службы результатов работы (услуги) может производиться единицами измерения, например, метрами, километрами, единицами времени и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения результата работы (услуги).

Исходя из конструктивных особенностей, видов материалов, способа обработки, технологических возможностей изготовителем определяется срок службы результата работы (товара). Так же в случае отсутствия срока службы на результат работы, изготовитель обязуется в течение 10 лет со дня передачи результата работы (товара), потребителю обеспечить его безопасность (п.2 ст.7 Закона о защите прав потребителей).

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997г. №720 (в ред. от 10 мая 2001г.) утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования их по назначению [49, с. 367].

Также Закон о защите прав потребителей в п.4 ст. 5 вводит понятие «срок годности», так как не всякому результату работы (услуги) можно применить нормы Закона о сроке службы. Под сроком годности понимается период времени, по истечении которого результат работы (услуги) считается непригодным для использования по назначению. В обязательном порядке этот срок должен устанавливаться на медикаменты, парфюмерно-косметические товары, продукты питания, товары бытовой химии и иные подобные результаты работы. Соответствующая информация о сроке годности результата работы должна содержаться непосредственно на товаре, его упаковке и в документации о его качестве. Срок годности результатов работы (товаров) не может быть приостановлен или прерван (см. приложение А).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты