Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита

Изготовителем, исполнителем признается лишь та организация, в случае если производство товара осуществляется для реализации потребителям. Действие Закона о защите прав потребителей не распространяется, если предприятие не имеет намерения реализовывать производимый товар гражданам-потребителям. Например, гражданин приобретает токарный станок, предназначенный по техническим условиям эксплуатации для использования в производстве, о чем сделана специальная запись в инструкции по эксплуатации. Поскольку изготовитель не предполагал, что станком будут пользоваться в быту, то такие взаимоотношения будут строиться на основе положений общегражданского законодательства.

Согласно данному в Законе о защите прав потребителей определению исполнителем выступает организация, которая выполняет работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора. Таким образом, главное условие применимости Закона к той или иной организации – возмездность (платность) выполняемой работы (услуги). В тоже время определение понятия «исполнитель» в Законе о защите прав потребителей допускает неоднозначное его толкование, так как из определения не ясно, по отношению к какой из сторон в договоре возмездность – обязательное условие. В данном случае речь идет об исполнителе и нормы Закона применимы к правоотношениям, в которых организация выполняет работы, оказывает услуги за определенную плату. При этом не имеет значения, производит оплату непосредственно потребитель или третье лицо (например, организация, в которой гражданин работает, либо государство). В соответствии со ст.423 ГК РФ возмездным является договор, по которому сторона, исполняющая обязательство, должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Закон о защите прав потребителей лишь гласит, что работа исполнителя обязательно должна быть оплачена, и не содержит прямого требования, чтобы эту плату вносил непосредственно потребитель [56, с. 79 – 83].

В соответствии с Законом о защите прав потребителей продавцом выступает организация, реализующая потребителям товары по договору купли-продажи. В случае приобретения товара каким – либо другим путем (например, по договору подряда, договору мены), отношения не будут регулироваться потребительским законодательством.

Предлагаемые потребителю работы, услуги должны соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым к качеству и установленным в утвержденных правилах, а так же в других нормативных документах, имеющих отношение к данным видам выполняемых работ, предоставляемых услуг.

Под недостатком услуги, работы понимается несоответствие услуги, работы:

-        условиям договора;

-        обязательным требованиям, установленным в законном порядке;

-        целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

-        целям, для которых услуга, работа такого рода обычно используется;

-        образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Несоответствие товара обычно предъявляемым требованиям к качеству данного вида товара рассматривается как недостаток, так как не все требования могут быть установлены в нормативной документации [51, с. 13].

Под существенным недостатком услуги, работы Закон о защите прав потребителей предполагает такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование услуги, результатов работы в соответствии с их целевыми назначениями либо который не может быть устранен, либо для устранения требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Итак, существенным является недостаток, который делает недопустимым или невозможным использование услуги, результатов работы в соответствии с их целевыми назначениями. Это условие может трактоваться настолько широко, что практически любой недостаток может быть расценен как существенный. Не менее широко можно трактовать еще один критерий существенности услуги, работы, определенный Законом о защите прав потребителей, когда для устранения недостатка требуются большие затраты. Не существует определения понятия «большие затраты», так как для одной семьи большими затратами являются размером десять тысяч рублей, другую семью не смутят расходы в полмиллиона рублей. Вполне возможно, что принцип соотношения расходов с заработком потребителя может быть применен и при определении значительности затрат на устранение недостатка услуги, работы.

Закон о защите прав потребителей устанавливает так же, что существенным является недостаток, вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на то, что был вправе рассчитывать при заключении договора. Если ранее упоминавшиеся критерии более применимы в основном к определению качества товаров, то рассматриваемый критерий позволит определить существенность недостатков в оказанной услуге.

Итак, практически все критерии существенности возникшего недостатка носят оценочный (субъективный) характер. Учитывая, что от признания того или иного недостатка существенным будет зависеть объем ответственности исполнителя, изготовителя перед потребителем, вокруг определения понятия «существенный недостаток» неизбежно возникают многочисленные споры, разрешить которые помогает судебная практика.

Также законодателем было установлено немаловажное требование к выполняемым работам, услугам – это безопасность. Под безопасностью процесса выполнения работы (оказания услуги) понимается безопасность технологии выполнения работы (оказания услуги) как для потребителя, так и для его имущества, а также окружающей среды. Требования о безопасности устанавливаются на указанных стадиях выполнения работ (услуг) применительно к обычным условиям, а обеспечение безопасности лица, которое непосредственно выполняет работу (услугу) осуществляется в соответствии с нормами трудового или иного социального законодательства. Безопасность выполняемой работы (услуги) является одной из важнейших составляющих характеристик результата выполненной работы (услуги), обеспечивающая их использование для определенных целей [48, с. 169].


1.2 Законодательство в сфере защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)


Законодательство о защите прав потребителей - это целый массив нормативно-правовых актов, законов, постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ, ведомственные акты, регулирующие отдельные направления, связанные с защитой и реализацией прав потребителей в России.

Нормы так называемого потребительского законодательства содержаться в различных отраслях права. Перечень нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области защиты прав потребителей, открывает Основной Закон нашего государства – Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. закрепила основы правового статуса граждан, тем самым провозгласив и закрепив основные права и обязанности граждан, регламентированные наиболее полно и конкретно иными законами. В ст.2 Конституции РФ прописан важнейший принцип, который устанавливает что человек, а так же его права и свободы являются высшей ценностью, что обеспечивает одну из сторон жизни и деятельности цивилизованного общества, каждого гражданина и человека. В соответствии с положениями ст. 20, 41 – 43, 45, 46 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на медицинскую помощь, охрану здоровья, имеет право на образование (в том числе и негосударственное), имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а так же каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а также гарантируется судебная защита прав и свобод - все это имеет особое значение для потребителя услуг [45, с. 182].

Законодательством о защите прав потребителей регулируется рынок платных работ и услуг. Общим источником для всех видов возмездного оказания услуг, выполнения работ является, прежде всего, Закон «О защите прав потребителей», который рассчитан исключительно на отношения, где на стороне потребителей выступают граждане.

Также обеспечивают единое регулирование договоров на выполнение работ и на оказание услуг изданные в развитие Закона «О защите прав потребителей» утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 №505 (ред. от 15.09.08г.) «Правила оказания платных образовательных услуг», от 18.07.2001 №452 «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», от 17.11.2001 №795 (ред. от 24.04.07г.) «Правила оказания услуг автостоянок», от 11.04.2001 №290 (ред. от 23.01.07г.) «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», от 02.03.2005 №111 «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» и т.д. [45, с. 190].

При решении вопроса о том, подпадает ли данная услуга, выполненная работа под действие Закона, характер правового регулирования (вид договора) значения не имеет. Определяющим является выполнение работы, оказание услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Суды рассматривают немало дел по искам граждан к предприятиям и организациям, которые выполняют работы, оказывают услуги населению. Увеличение количества по данной категории дел можно объяснить тем, что Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» были существенно расширены права граждан и конкретизирована ответственность организаций в области обслуживания населения. В Законе решены многие вопросы при регулировании отношений, вытекающих из договора подряда (бытового заказа), купли-продажи и иных договоров по выполнению работ, оказанию услуг гражданам.

Сложность таких споров заключается в том, что указанные отношения наряду с Законом о защите прав потребителей регулируются Гражданским кодексом и различного рода правилами. В некоторых случаях в нормативных актах содержится прямое указание, что отношения по оказанию услуг населению регулируются только Законом о защите прав потребителей. Поэтому под действие Закона подпадают находящиеся в разных перечнях работы, услуги, регулируемые различными договорами, такие, например, как перевозка пассажиров (багажа), хранение и т.д. [33, с. 367].

Распространение Закона на тот или иной вид работ, услуг, оказываемых гражданам, является существенным вопросом, который необходимо решить в случае спора. От ответа на него зависят важные права потребителя, такие, как уплата или неуплата государственной пошлины при обращении в суд, альтернативная подсудность.

В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях. Объединение в гл. 39 ГК РФ всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не исключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. Отмеченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки гл. 39, также и специальное регулирование определенных не поименованных в ГК видов договоров услуг. Отвечая указанной потребности, появились акты, посвященные отдельным из них.

Примерами могут служить утвержденные в разное время Постановлениями Правительства РФ «Правила предоставления гостиничных услуг РФ» (в ред. от 01.02.05г.), «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых» (в ред. от 01.02.05г.), «Правила оказания услуг телефонной связи» (в ред. от 10.03.09 г.), «Правила оказания услуг проводного радиовещания» (в ред. от 16.02.08г.), «Правила оказания услуг почтовой связи» (в ред. от 15.04.05г.) и т.д. [34, с. 291].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты