Совершенствование процесса управления муниципальной недвижимостью города Иркутска
Министерство образования и науки РФ
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра Экономики и государственного управления
Дипломная работа
Совершенствование процесса управления муниципальной недвижимостью города Иркутска
Иркутск, 2004
содержание
Введение
РАЗДЕЛ 1. Современные проблемы управления муниципальным имуществом в РФ
1.1 Сущность муниципальной собственности
1.2 Российская практика функционирования муниципальной собственности
1.3 Институциональная база управления муниципальной недвижимостью в РФ
Раздел 2. Анализ действующей практики управления муниципальной недвижимостью в г. Иркутске
2.1 Состав муниципальной собственности г. Иркутска
2.2 Основные направления деятельности КУМИ г. Иркутска
2.3 Анализ существующей практики распоряжения муниципальной недвижимостью г. Иркутска
РАЗДЕЛ 3. эффективное управление объектами муниципальной недвижимости
3.1 Перспективы управления муниципальной недвижимостью в г.Иркутске
3.2 Организационные вопросы разграничения муниципальной недвижимости г.Иркутска по целям ее деятельности
3.3 Оценка социально-экономического эффекта от реализации проекта разграничения муниципальной недвижимости г. Иркутска по целям ее деятельности
Заключение
Список использованной литературЫ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение И
Приложение К
Приложение Л
Приложение М
Приложение Н
Приложение П
Приложение Р
Приложение С
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. Она охватывает умелое использование и распоряжение:
1 имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами,
2 муниципальными предприятиями и организациями,
3 зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения,
4 муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями,
5 а также другим движимым и недвижимым имуществом.
Сегодня существует множество проблем в управлении муниципальной собственностью. Перед Комитетом по управлению муниципальным имуществом остро стоит задача в ограниченные сроки исполнить требования нового закона.
1) Цель исследования – выявление путей совершенствования процесса управления муниципальной недвижимостью г.Иркутска.
2) Задачи исследования.
1. Изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации,
2. Рассмотреть сущность муниципальной собственности, как экономической основы МСУ,
3. Рассмотреть российскую практику управления муниципальной собственностью
4. Провести социально-экономический анализ муниципального образования г.Иркутск
5. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска за 2003г в динамике.
6. Сформулировать перспективные направления в сфере управления муниципальной собственностью в г.Иркутске в связи с реформой местного самоуправления
7. Рассчитать предполагаемый социально-экономический эффект от предложенного способа
3) Объектом данной курсовой работы является муниципальный нежилой фонд, передаваемый во временное владение (пользование).
4) Предметом исследования является деятельность Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска в отношении муниципального нежилого фонда, передаваемого во временное владение (пользование).
Выбор данного муниципального образования не случаен. Органами местного самоуправления пройден очень сложный и очень интересный путь по использованию и распоряжению муниципального имущества, который до вступления нового закона можно было бы считать максимально усовершенствованным. Решение данной задачи явился одновременно сложный путь по преобразованию системы сдачи в аренду нежилых помещений и первым опытом во многих сферах своей работы. Что обеспечивало непрерывность пополнения бюджета средствами от использования муниципального имущества, что в свою очередь обеспечило принятие решений на всех уровнях с учетом интересов местного самоуправления. Однако успешная работа в силу сложившихся обстоятельств требует изменения.
В данной работе предпринята попытка определить, исследовать и обосновать наиболее оптимальные для данного муниципального образования пути решения вышеуказанных задач.
РАЗДЕЛ 1. Современные проблемы управления муниципальным имуществом в РФ
1.1 Сущность муниципальной собственности
Управление муниципальной собственностью в период трансформации экономики – одна из наиболее сложных и малоразработанных проблем в экономической науке. С собственностью непосредственно связаны экономические интересы каждого члена, всех слоев, групп населения в любом обществе. Собственник имущества, и в первую очередь средств производства, получает все или весомую часть своих доходов собственности.
Собственник средств производства, как правило, реально управляет процессом воспроизводства. По существу в руках собственников находится реальная экономическая власть. Сложность исследования этой темы обусловлена также и тем, что, с одной стороны, проблема собственности в целом посвящено большое количество работ в отечественной и зарубежной научной экономической литературе и их объективный анализ требует большого труда. С другой стороны, фундаментальных работ по проблеме управления муниципальной собственностью в период качественной трансформации отношений собственности и социально-экономической системы насчитываются единицы. В различных странах, сферах и отраслях производства различные уровни развития производительных сил, различный уровень обобществления производства. Ими во многом определяется необходимость муниципальной или частной формы собственности. В одних странах, регионах отраслях, производствах основными внутренними источниками развития экономики являются базовые (природные), в других – развитые факторы производства. Если европейскому и североамериканскому населению присущ индивидуализм, то евроазиатскому – коллективизм и духовность. История каждого региона, страны складывалась по-разному. Все это откладывало отпечаток на выработке определенной убежденности, менталитета общества.[19, c.23] Поэтому применять общие мерки, а тем более опыт, какой-то отдельно взятой страны и, что еще хуже, учитывать лишь теоретические (скорее гипотетические) постулаты одной какой-то школы ученых без тщательного взвешивания всех специфических факторов и условий трансформации отношений собственности в России – дело бесперспективное и, очевидно, вредное. Чтобы раскрыть исторические закономерности развития собственности, обосновать те или иные нормы права, выбрать верное направление изменения существующих форм собственности и т.д., нужно глубоко проникнуть в экономическую сущность и содержание собственности, ее форм и в механизм управления. Раскрывая структуру содержания собственности, в первую очередь обычно рассматривают отношение между субъектом и объектом собственности. Субъектами собственности могут быть индивидуумы, семьи, социальные группы, корпорации, государство, общество и другие (активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания предметом собственности). К объектам собственности относится земля, ее недра, средства производства естественного происхождения и промышленного изготовления, имущество потребительского предназначения, информация, рабочая сила и прочие (пассивная сторона отношений). Четкое определение субъектов и объектов собственности необходимо для эффективной организации социально-экономической системы в целом и управления всеми формами собственности в частности. И наоборот, например, нечеткое определение субъектов всенародной собственности, их прав и обязанностей привело к «ничейности» данной формы собственности со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.[5, c.34] Рассмотрим более детально основные типы собственнических отношений: «субъект собственности - объект собственности» и «субъект собственности – субъект собственности» (рис.1)
Рис 1. Общая схема субъектно–объектных и субъектно-субъектных отношений собственности.
Внимание, уделяемое субъектно – объектной стороне отношений собственности, обусловлено тем обстоятельством, что вне четкого выделения конкретизации персонажей собственнических отношений не может быть рациональной организации хозяйственной системы. Говоря о связях между субъектами и объектами собственности, необходимо различать отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности, представляющие одновременно и юридические, правовые, и экономические категории. Не проведя различий между собственником – владельцем, собственником – пользователем, собственником – распорядителем, особенно в тех случаях, когда это не одно и то же лицо, очень трудно понять суть отношений собственности.
Владение – начальная, исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального обладания объектом. Владение есть первичная форма, имеющая в этом смысле главенствующий характер.
В ряде случаев владение превращается в сугубо формальное, декларируемое право, которым владелец не пользуется, а порой и не знает как пользоваться и не стремится к этому. Это было с так называемой общенародность собственностью, владельцем которой формально является народ. И наоборот, бывает, что функция владения отделена от юридического владельца и передана другому субъекту, который, не будучи владельцем собственности по статусу, фактически распоряжается и используют ее. Так, к примеру, муниципальные органы, не являясь юридическим владельцем муниципальной собственности (номинально им является в лице муниципалитета население муниципального образования), фактически выступают в роли владельцев. Они сдают в аренду и даже продают муниципальную собственность, способны использовать ее сами, а иногда и присваивать, не имея на то полномочий от номинальных владельцев.
Пользование – означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. Собственность как владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами. Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта собственности, он осуществляет отношение пользования в соответствии с условиями, заданными ему другими субъектами собственности – владельцем или распорядителем.
Распоряжение – представляет собой всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации. Субъект, обладающий правом распоряжения, имеет возможность реализовать основные полномочия собственника: устанавливать пути применения объекта собственности, права совершения сделок (продаж, сдачи в аренду, дарения) по отношению к объекту собственности. Ответственность – функция, не стоящая в одном ряду с отношениями владения, распоряжения и пользования. Специфика отношений ответственности состоит в том, что они не есть суть отношений между субъектом и объектом собственности. Ответственность возникает у пользователя перед распорядителем и владельцем или у распорядителей перед владельцем, делегировавшим права распоряжения собственностью. Для владельца ответственность возникает автоматически как самоответственность и проявляется в потерях от нерадивого хозяйствования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23