Совершенствование процесса управления муниципальной недвижимостью города Иркутска

Выпадающие доходы составляют 66,7 млн. руб. Площади, переданные безвозмездно, распределяются следующим образом:

·        27,4% занимают органы городского самоуправления, муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения;

·        58,4% передано по решению городской Думы (в т.ч. МПЖХ);

·        10,8% передано правоохранительным органам, судам, прокуратуре, военным комиссариатам (в общем случае долгосрочные договоры);

В муниципальной собственности муниципального образования - города Иркутска в настоящее время находится 353 объекта муниципального нежилого фонда общей площадью 179 340 кв.м., которые передаются в безвозмездное пользование.

Из них:

1) Объекты муниципального нежилого фонда, переданные в безвозмездное пользование структурам федерального уровня подчинения.

43 объекта площадью 37 330,8 кв.м.

2) Объекты муниципального нежилого фонда, переданные в безвозмездное пользование структурам областного уровня подчинения.

11 объектов площадью 8 487,0 кв.м.

3) Объекты муниципального нежилого фонда, переданные в безвозмездное пользование структурам муниципального уровня подчинения

238 объекта площадью 127 715,4 кв.м.

4) Объекты муниципального нежилого фонда, переданные в безвозмездное пользование прочим лицам

61 объект, общая площадь которых составляет 10 201,8 кв.м.

Вопросами аренды муниципального нежилого фонда занимается отдел недвижимости и контроля исполнения договоров в количестве 12 человек.

Отдел действует в целях контроля за эффективным использованием нежилого муниципального фонда г.Иркутска, а также обеспечением его сохранности в интересах городского сообщества.

На отдел возложены следующие функции:

1. Подготовка документов для заключения договоров аренды (пользования) и оформление договоров аренды (пользования) объектов муниципального нежилого фонда в порядке, определенном законодательством РФ.

2. Передача объектов муниципального нежилого фонда, сданных в аренду (пользование), в порядке, определенном законодательством РФ, по акту приема-передачи.

3. Контроль за исполнением условий договоров аренды (пользования) объектов муниципального нежилого фонда и оформление соответствующих актов.

4. Досудебное урегулирование споров в связи с неиспользованием или ненадлежащим исполнением условий договоров аренды (пользования) объектов муниципального нежилого фонда.

5. Подготовка документов для решения споров в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров аренды (пользования) объектов муниципального нежилого фонда.

6. Выявление неиспользуемых, используемых не по назначению, а также используемых без правовых оснований муниципального нежилого фонда.

7. От имени Комитета и администрации города представление и защита в суде интересов по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

8. Подготовка проектов постановлений, распоряжений мэра города, городской Думы, распоряжений председателя Комитета по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

9. Подготовка предложений, замечаний об изменении, отмене несоответствующих законодательству актов мэра города, городской Думы, Комитета по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

10. Ведение учета и инвентаризации объектов муниципального нежилого фонда города, обеспечение его сохранности.

11. Рассмотрение в установленном законодательством РФ порядке ходатайств, обращений, жалоб организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

12. Участие в комиссиях, совещания и иных мероприятиях по решению вопросов, входящих в компетенцию Отдела.

13. Подготовка отчетных, информационных и справочных материалов по результатам работы Отдела.

14. Внедрение прогрессивных методов осуществления контроля и ведение базы данных по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

Главным показателем эффективности использования нежилых помещений является поступление арендной платы, которое составляло: в 1998 г. – 29,342 млн.руб., в 1999 г. – 35,150 млн.руб., в 2000 г. – 56,527 млн.руб., 2001 г. – 76,773 млн.руб., 2002 г. – 96,708 млн.руб., 2003 г. – 154,780 млн.руб.

В настоящее время можно констатировать, что наиболее сложный этап преобразования в Комитете системы сдачи в аренду нежилых помещений остался позади. Но несмотря на все усилия есть категория арендаторов, имеющих задолженность по арендной плате, а также практически безнадежную к взысканию. Специалистами Комитета постоянно отслеживается задолженность арендаторов: в случае наличия долга направляются предупреждения, ежемесячно проводятся совещания с должниками. Политика администрации г. Иркутска при проведении приватизации объектов муниципальной собственности была направлена на повышение эффективности деятельности предприятий города, привлечение инвестиций в производство и сферу обслуживания, развитие конкуренции. Приватизация муниципальной собственности началась в 1992 году. Ретроспектива приватизации объектов муниципальной собственности по отраслям и по годам представлена в Приложении П. Показателем приватизации объектов муниципальной собственности является поступление денежных средств в местный бюджет: в 1999 г. – 5,4 млн.руб., 2000 г. – 7 млн.руб., в 2001 г. – 12,3 млн.руб., в 2002 г. – 17,7 млн.руб., в 2003 г. – 42,7 млн.руб. Приватизаций муниципальной собственности занимается отдел приватизации и организации продаж в количестве 5 человек.

Задачами отдела являются:

- планирование приватизации муниципального имущества г.Иркутска.

- обеспечение выполнения Прогнозного плана приватизации муниципального имущества г.Иркутска.

- контроль за выполнением договора купли-продажи предприятий, приватизированных по коммерческому конкурсу с социальными условиями.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. Приватизация муниципального имущества.

- разработка нормативных правовых актов органов городского самоуправления г.Иркутска в соответствии с федеральным законодательством о приватизации;

- разработка Прогнозного плана приватизации муниципального имущества г.Иркутска (далее Прогнозный план);

- рассмотрение заявок и организация процесса приватизации объектов муниципальной собственности;

- организация процесса продажной подготовки объектов муниципальной собственности;

- подготовка информации на Высший административный комитет (ВАК) и заседание городской Думы г.Иркутска об исполнении Прогнозного плана, о ходе приватизации объектов муниципальной собственности;

2. Приватизация земельных участков.

3. Продажа права аренды земельных участков в порядке установленном действующим законодательством.

4. Осуществление представительства в суде от имени Комитета и администрации города Иркутска по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Анализируя действующую практику управления муниципальной собственности в г. Иркутске можно сделать выводы:

Муниципальная собственность г. Иркутска - это экономическая основа городского самоуправления г. Иркутска, один из основных источников дохода городского бюджета.

За 2003 год в результате работы всех структурных подразделений Администрации г. Иркутска по управлению и использованию муниципальной собственности и земли было получено 673,2 млн. руб., в том числе в бюджет города поступило 529,5 млн. руб.:

По сравнению с 2002 годом доходы в бюджет города возросли на 46%.

Перевыполнение плана сбора арендной платы на 01.01.04 г. составило 24,8 млн. руб. Муниципальная недвижимость, находящаяся в ведении Комитета по управлению муниципальным имуществом – обеспечивает основную часть дохода бюджета города от использования муниципального имущества при этом арендная плата, полученная от объектов, переданных в аренду, составляет 30% от дохода от использования муниципального имущества. Общая площадь муниципального нежилого фонда г. Иркутска, передаваемого во временное владение (пользование) на 1.01.04г., составляет 420,4 тыс. кв. м. Площадь объектов, переданных в аренду, - 240,0 тыс. кв. м, что составляет 57,2% от общей площади. Общая площадь объектов муниципального нежилого фонда, переданных безвозмездно, составляет 180,4 тыс. кв. м., т.е. 42,8% от всех площадей. Значительное увеличение поступлений денежных средств в бюджет достигнуто в результате целенаправленной работы по:

·        совершенствованию методики расчета арендной платы,

·        сдаче помещений в аренду на конкурсной основе,

·        заключению договоров аренды на объекты, переданные в муниципальную собственность от различных ведомств;

·        выявлению и сдаче в аренду неиспользуемых или используемых не по назначению помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений;

·        передаче в аренду ранее неиспользуемых подвалов, лестничных клеток и колясочных в жилых домах, которые за счет средств арендаторов превратились в полноценные объекты аренды;

·        по проведению капитального ремонта на объектах муниципального нежилого фонда, что позволило уменьшить износ зданий, повысить степень благоустройства, в отдельных случаях увеличить площадь и в конечном итоге повысить стоимость аренды таких объектов.

42,8% от всех площадей объектов муниципального нежилого фонда передаются безвозмездно. Выпадающие доходы составляют 66,7 млн. руб.

На условия аренды переведены уже практически все прибыльные предприятия городского и коммунального хозяйства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Общая сумма арендной платы, поступившая в городской бюджет от муниципальных предприятий за 2003 год, составила 88,1 млн. руб.

Ведется работа по координации страхования всех видов муниципальной собственности г. Иркутска. В 2003 году застрахованы 98% арендуемых площадей Страховые компании выплатили арендаторам возмещение по 39 страховым случаям на сумму 433тыс руб. Ведется работа по разграничение собственности (перевод жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) безвозмездная передача объектов государственной собственности Иркутской области в муниципальную собственность г. Иркутска, отнесение в муниципальную собственность жилищного фонда). Таким образом образуются дополнительные площади, сдаваемые в аренду. Производится приемка ведомственного имущества в муниципальную собственность города. За 2003 год принято 25 ведомств, 250 объектов жилищного фонда, что почти в два раза больше чем в 2002 г., 14 объектов социальной сферы, больше количество инженерных сетей 46,4 км. Политика администрации г. Иркутска при проведении приватизации объектов муниципальной собственности направлена на повышение эффективности деятельности предприятий города, привлечение инвестиций в производство и сферу обслуживания, развитие конкуренции. Показателем приватизации объектов муниципальной собственности является поступление денежных средств в местный бюджет: в 1999 г. – 5,4 млн.руб., 2000 г. – 7 млн.руб., в 2001 г. – 12,3 млн.руб., в 2002 г. – 17,7 млн.руб., в 2003 г. – 42,7 млн.руб.

Наибольшее поступление средств от приватизации обеспечил выкуп нежилых арендованных помещений.


раздел 3. эффективноЕ управлениЕ объектами муниципальной собственности


3.1 Перспективы управления муниципальной собственностью


Муниципальная собственность и управление ею являлось одним из основных средств реализации социально-экономической политики муниципального образования, а также одним из предметов ведения органов местного самоуправления в рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995г. Для эффективного управления собственностью были объединены единой политикой комплексы административных, экономических и законотворческих действий и нацелены на сбалансированное развитие городского хозяйства. В конечном счете, целью управления муниципальной собственностью являлось обеспечение доходной части бюджета от использования муниципальной собственности и сокращение расходной части бюджета в целях решения социально-экономических проблем города и выполнение возложенных законом функций на муниципалитет. За последнее время происходил значительный рост доходов в бюджеты муниципальных образований от аренды объектов муниципальной собственности. На примере города Иркутска также отмечается значительное увеличение поступлений денежных средств в бюджет муниципалитета от аренды объектов муниципальной собственности. Основным уполномоченным органом на территории г. Иркутска в сфере управления объектами муниципальной собственности является Комитет по управлению муниципальным имуществом, который в процессе эффективного управления объектами муниципальной собственности города за последние годы обеспечил значительное повышение доходов в бюджет в результате целенаправленной работы по совершенствованию методики расчета арендной платы за объекты муниципального нежилого фонда, сдаче объектов муниципального нежилого фонда в арендное пользование на конкурсной основе, заключению договоров аренды на объекты, переданные в муниципальную собственность от различных ведомств; выявлению и сдаче в аренду неиспользуемых или используемых не по назначению помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений; передаче в аренду ранее неиспользуемых подвалов, лестничных клеток и колясочных в жилых домах, которые за счет средств арендаторов превратились в полноценные объекты аренды; по проведению капитального ремонта на объектах муниципального нежилого фонда, что позволило уменьшить износ зданий, повысить степень благоустройства, в отдельных случаях увеличить площадь и в конечном итоге повысить стоимость аренды таких объектов. Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, как уполномоченным арендодателем объектов муниципальной собственности города была введена повременная арендная плата, рассчитываемая пропорционально доле времени использования помещений, так называемая почасовая аренда. Помимо этого осуществлялась передача объектов в аренду на конкурсной основе. При наличии нескольких заявок на объект заключение договоров аренды осуществлялось на конкурсной основе (т.е. по конкурсной цене), в т.ч. отдельные договоры аренды предусматривали договорную цену выше расчетной. Комитетом активно велась работа по взиманию долгов по арендной плате как в судебном порядке, так и в порядке досудебного урегулирования споров. Специалистами Комитета постоянно отслеживалась задолженность арендаторов: в случае наличия долга направлялись предупреждения, ежемесячно проводились совещания с должниками. При задолженности более чем за 2-3 месяца дела передавались в юридический отдел для взыскания в судебном порядке имеющейся задолженности, расторжения договоров аренды, изъятия помещений, взыскания пени за просрочку платежей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Таким образом, в рамках действующего законодательства о местном самоуправлении ( ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995г.) органы местного самоуправления на территории Российской Федерации достаточно самостоятельно и эффективно имели и реализовывали возможность управления муниципальной собственностью, пополняли доходные части бюджетов муниципальных образований, в связи с чем могли самостоятельно решать вопросы местного значения. Однако 6 октября 2003 г. был принят новый Федеральный Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который установил новые общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ. Новый закон передаёт контроль над местным самоуправлением в основном федеральной власти, и детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения. Вышеуказанный закон обеспечивает законодательную основу широкомасштабной реформы местного самоуправления. Целями данной реформы являются обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. В этих целях предпринята попытка значительно модифицировать существующую территориальную организацию местного самоуправления, четко разграничить полномочия и предметы ведения между субъектами РФ и муниципальными образованиями (а также распределить полномочия внутри системы местного самоуправления), создать основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления. Новеллой принятого закона является принцип недопустимости наличия в муниципальной собственности муниципальных образований имущества, не предназначенного для выполнения вопросов местного значения. Согласно ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В отличие от предыдущего закона новый закон устанавливает целевое назначение муниципальной собственности. Данное регулирование соответствует особому статусу муниципалитетов как публично-правовых образований и связанным с ним особенностям участия муниципалитетов в гражданско-правовых отношениях. Названное принципиальное положение нашло свое отражение не в форме установления критериев допустимости муниципальной собственности на объекты, а путем закрепления подробного и закрытого (в силу указания ч. 5 ст. 50) перечня имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований различных типов. Анализ ст. 50 нового закона позволяет сделать вывод о том, что в собственности муниципальных образований может находиться муниципальное имущество трех видов. В первую группу включено имущество, находящееся в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения. Во вторую группу включено имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Третья группа включает в себя имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Классифицируя муниципальное имущество по видам муниципальных образований, соответственно выделяется муниципальное имущество муниципального района, городского округа, поселения, либо внутригородской территории города федерального значения. На территории города Иркутска как муниципального образования (городского округа) в соответствии со ст. 50 федерального закона и при условии закрепления видов муниципального имущества в Уставе города могут находиться следующие виды имущества:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты